Все разделы / Обществознание /


Страницу Назад
Поискать другие аналоги этой работы

За деньгиЗа деньги (200 руб.)

Шпаргалки по Обществознанию ГОСы

Дата закачки: 11 Июля 2016

Автор: Надежда
Продавец: Nadin41rus
    Посмотреть другие работы этого продавца

Тип работы: Шпаргалки к экзаменационным билетам
Форматы файлов: Microsoft Word
Сдано в учебном заведении: КамГУ им. В. Беринга

Описание:
1. Проблема антропогенеза: биологические и социокультурные факторы эволюции человека.
АНТРОПОГЕНЕЗ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Стадии антропогенеза
Антропогенез (или антропосоциогенез) -- часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, общества. Изучением антропогенеза занимается множество научных дисциплин, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика.
Выделяют следующие стадии антропогенеза:
- стадия предшественника (предгоминидная: предчеловеки, или обезьянолюди, или австралопитеки). Австралопитек - Australopithecus sp., Юг Африки. Характерные признаки: прямохождение, использование различных предметов. Представители: человек умелый - Homo habilis, Африка. Характерные признаки: изготовление орудий труда (чопперы);
- стадия архантропов (древнейшие люди). Представители: человек прямоходящий - Homo erectus (питекантроп, синантроп), человек гейдельбергский - Homo heidelbergensis. Африка, западная и Центральная Европа, Восточная Азия, Индонезия Речь (примитивная, состоящая из отдельных выкриков). Характерные признаки: простые формы коллективной деятельности, поддержание огня;
- стадия палеоантропов (древние люди). Представители: Человек неандерталец - Homo neanderthalensis. Европа, Азия, Африка. Характерные признаки: речь (более развитые формы, вроде лепета), сложные формы коллективной деятельности (загонная охота), забота о ближних, добывание огня;
- стадия неоантропов (новые люди). Представители: человек разумный - Homo sapiens (кроманьонец). Характерные признаки: настоящая речь, мышление, искусство, развитие сельского хозяйства, ремесел, религии.
Актуальные научные концепции и модели антропогенеза.
Эволюционизм (от лат. evolutio - развертывание) отстаивает идею естественного происхождения человека, рассматривая его как продукт общеприродной эволюции. Оформление эволюционной концепции связывают с именем Ч. Дарвина, который первым научно обосновал наличие единого животного предка у человека и обезьяны и указал на естественный отбор как движущий фактор эволюции, способствующий выживанию наиболее приспособленных особей или видов. Проблема специфики собственно человеческой адаптации к действительности решалась средствами не столько науки, сколько философии. На сегодняшний день основными философскими концепциями эволюционной модели антропогенеза выступают: трудовая, игровая, психоаналитическая и семиотическая.
Трудовая (Л. Морган, Фр. Энгельс, А. Гелен) утверждает, что именно труд способствовал закреплению и развитию гоминидных признаков и определил возникновение у человека особой формы адаптации к внешней среде. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. Тем самым труд, как целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда, становится сущностной характеристикой человека.
Труд одновременно выступает как источник человеческой социальности и культуры, где отношения труда и собственности лежали в основании первых норм человеческой нравственности, первых моделей права и закона, новых неприродных форм солидарности.
Игровая концепция (И. Хейзинга) связывает возникновение человека с развитием игры. Игра - это форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. В этом контексте игра у Хейзинги противостоит сфере труда, подчиненной требованиям практической целесообразности. Феномены духовной культуры (искусство, религия) бесполезны для обеспечения утилитарных сторон жизни, однако именно с их появлением возникает особый человеческий мир. При этом игра в не меньшей степени, чем труд, способствует тренировке органов и закреплению навыков.
Согласно психоаналитической концепции (3. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер), становление культуры и человека обусловлено появлением культа, краеугольные основания которого составляют тотем и табу. Возникновение их стало следствием разыгравшейся в первобытной орде «эдиповой» драмы, связанной с восстанием сыновей против отца. Разрыв органичной целостности общины, вызванный убийством ее предводителя, стал предпосылкой для обожествления предка в форме тотема как прародителя и защитника рода и табуирования сферы сексуальных отношений. Тем самым религия и мораль, укорененные в разрушительности страха и стыда, начинают определять направленность последующего развития человека и культуры.
Семиотическая модель (К. Леви-Стросс, Ж. Деррида, О. Розеншток-Хюсси) рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык. Человек воспринимает действительность только в тех ее смысловых характеристиках, которые заданы языком, а язык определяет границы и свойства как самой действительности, так и человека. Язык здесь из средства общения превращается в подлинного демиурга культуры и человека. При этом в качестве языка могут быть рассмотрены самые разнообразные культурные феномены и сферы, функционирующие посредством циркуляции знаков по определенным правилам, например, системы родства, ритуалы, структуры власти.
Биологические и социальные факторы антропогенеза:
- древесный образ жизни способствовал развитию зрительного анализатора (стереоскопическое и цветовое зрение);
- произошли изменения гортани и ротового аппарата;
- появились способности к прямохождению, освобождающие передние конечности для более сложного манипулирования;
- увеличился объём головного мозга, произошло сильное развитие больших полушарий и коры.
Все эти прогрессивные изменения в строении происходили благодаря наследственности, изменчивости, борьбе за существование и естественному отбору - движущим силам эволюции.
Наследственность - способность организмов передавать свои признаки особенности развития потомства.
Изменчивость - свойство живых организмов существовать в различных формах, обеспечивающих им способность к выживанию в изменяющихся условиях среды.
Социальные факторы антропогенеза:
- главным фактором исторического развития является труд;
- труд создал человека;
- рука - орган и продукт труда;
- в процессе общественно-трудовой деятельности возникли сознание и речь;
- на смену биологической эволюции пришла социальная. Именно труд и жизнь в обществе дали важное преимущество в борьбе за выживание;
- трудовые навыки, речь и сознание по наследству не передаются, они развиваются в процессе воспитания человека.

2. Общество как система: элементы, структура, динамика.
Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия.


Размер файла: 468,1 Кбайт
Фаил: Упакованные файлы (.rar)

 Скачать Скачать

 Добавить в корзину Добавить в корзину

        Коментариев: 0


Есть вопросы? Посмотри часто задаваемые вопросы и ответы на них.
Опять не то? Мы можем помочь сделать!

Некоторые похожие работы:

К сожалению, предложений нет. Рекомендуем воспользваться поиском по базе.

Не можешь найти то что нужно? Мы можем помочь сделать! 

От 350 руб. за реферат, низкие цены. Просто заполни форму и всё.

Спеши, предложение ограничено !




Страницу Назад

  Cодержание / Обществознание / Шпаргалки по Обществознанию ГОСы

Вход в аккаунт:

Войти

Перейти в режим шифрования SSL

Забыли ваш пароль?

Вы еще не зарегистрированы?

Создать новый Аккаунт




Сайт помощи студентам, без посредников!