Страницу Назад
Поискать другие аналоги этой работы
200 Шпаргалки по Обществознанию ГОСыID: 171610Дата закачки: 11 Июля 2016 Продавец: Nadin41rus (Напишите, если есть вопросы) Посмотреть другие работы этого продавца Тип работы: Шпаргалки к экзаменационным билетам Форматы файлов: Microsoft Word Сдано в учебном заведении: КамГУ им. В. Беринга Описание: 1. Проблема антропогенеза: биологические и социокультурные факторы эволюции человека. АНТРОПОГЕНЕЗ. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Стадии антропогенеза Антропогенез (или антропосоциогенез) -- часть биологической эволюции, которая привела к появлению вида Homo sapiens, отделившегося от прочих гоминид, человекообразных обезьян и плацентарных млекопитающих, процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, общества. Изучением антропогенеза занимается множество научных дисциплин, в частности антропология, палеоантропология, генетика, лингвистика. Выделяют следующие стадии антропогенеза: - стадия предшественника (предгоминидная: предчеловеки, или обезьянолюди, или австралопитеки). Австралопитек - Australopithecus sp., Юг Африки. Характерные признаки: прямохождение, использование различных предметов. Представители: человек умелый - Homo habilis, Африка. Характерные признаки: изготовление орудий труда (чопперы); - стадия архантропов (древнейшие люди). Представители: человек прямоходящий - Homo erectus (питекантроп, синантроп), человек гейдельбергский - Homo heidelbergensis. Африка, западная и Центральная Европа, Восточная Азия, Индонезия Речь (примитивная, состоящая из отдельных выкриков). Характерные признаки: простые формы коллективной деятельности, поддержание огня; - стадия палеоантропов (древние люди). Представители: Человек неандерталец - Homo neanderthalensis. Европа, Азия, Африка. Характерные признаки: речь (более развитые формы, вроде лепета), сложные формы коллективной деятельности (загонная охота), забота о ближних, добывание огня; - стадия неоантропов (новые люди). Представители: человек разумный - Homo sapiens (кроманьонец). Характерные признаки: настоящая речь, мышление, искусство, развитие сельского хозяйства, ремесел, религии. Актуальные научные концепции и модели антропогенеза. Эволюционизм (от лат. evolutio - развертывание) отстаивает идею естественного происхождения человека, рассматривая его как продукт общеприродной эволюции. Оформление эволюционной концепции связывают с именем Ч. Дарвина, который первым научно обосновал наличие единого животного предка у человека и обезьяны и указал на естественный отбор как движущий фактор эволюции, способствующий выживанию наиболее приспособленных особей или видов. Проблема специфики собственно человеческой адаптации к действительности решалась средствами не столько науки, сколько философии. На сегодняшний день основными философскими концепциями эволюционной модели антропогенеза выступают: трудовая, игровая, психоаналитическая и семиотическая. Трудовая (Л. Морган, Фр. Энгельс, А. Гелен) утверждает, что именно труд способствовал закреплению и развитию гоминидных признаков и определил возникновение у человека особой формы адаптации к внешней среде. Если животное приспосабливается к природе за счет изменения своих биологических характеристик, то человек приспосабливается, изменяя не себя, а внешнюю природу. Тем самым труд, как целенаправленная деятельность человека по преобразованию природной действительности с использованием орудий труда, становится сущностной характеристикой человека. Труд одновременно выступает как источник человеческой социальности и культуры, где отношения труда и собственности лежали в основании первых норм человеческой нравственности, первых моделей права и закона, новых неприродных форм солидарности. Игровая концепция (И. Хейзинга) связывает возникновение человека с развитием игры. Игра - это форма свободной творческой активности, избыточной по отношению к материальным интересам и необходимости выживания. В этом контексте игра у Хейзинги противостоит сфере труда, подчиненной требованиям практической целесообразности. Феномены духовной культуры (искусство, религия) бесполезны для обеспечения утилитарных сторон жизни, однако именно с их появлением возникает особый человеческий мир. При этом игра в не меньшей степени, чем труд, способствует тренировке органов и закреплению навыков. Согласно психоаналитической концепции (3. Фрейд, К. Г. Юнг, А. Адлер), становление культуры и человека обусловлено появлением культа, краеугольные основания которого составляют тотем и табу. Возникновение их стало следствием разыгравшейся в первобытной орде «эдиповой» драмы, связанной с восстанием сыновей против отца. Разрыв органичной целостности общины, вызванный убийством ее предводителя, стал предпосылкой для обожествления предка в форме тотема как прародителя и защитника рода и табуирования сферы сексуальных отношений. Тем самым религия и мораль, укорененные в разрушительности страха и стыда, начинают определять направленность последующего развития человека и культуры. Семиотическая модель (К. Леви-Стросс, Ж. Деррида, О. Розеншток-Хюсси) рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевину которой составляет язык. Человек воспринимает действительность только в тех ее смысловых характеристиках, которые заданы языком, а язык определяет границы и свойства как самой действительности, так и человека. Язык здесь из средства общения превращается в подлинного демиурга культуры и человека. При этом в качестве языка могут быть рассмотрены самые разнообразные культурные феномены и сферы, функционирующие посредством циркуляции знаков по определенным правилам, например, системы родства, ритуалы, структуры власти. Биологические и социальные факторы антропогенеза: - древесный образ жизни способствовал развитию зрительного анализатора (стереоскопическое и цветовое зрение); - произошли изменения гортани и ротового аппарата; - появились способности к прямохождению, освобождающие передние конечности для более сложного манипулирования; - увеличился объём головного мозга, произошло сильное развитие больших полушарий и коры. Все эти прогрессивные изменения в строении происходили благодаря наследственности, изменчивости, борьбе за существование и естественному отбору - движущим силам эволюции. Наследственность - способность организмов передавать свои признаки особенности развития потомства. Изменчивость - свойство живых организмов существовать в различных формах, обеспечивающих им способность к выживанию в изменяющихся условиях среды. Социальные факторы антропогенеза: - главным фактором исторического развития является труд; - труд создал человека; - рука - орган и продукт труда; - в процессе общественно-трудовой деятельности возникли сознание и речь; - на смену биологической эволюции пришла социальная. Именно труд и жизнь в обществе дали важное преимущество в борьбе за выживание; - трудовые навыки, речь и сознание по наследству не передаются, они развиваются в процессе воспитания человека. 2. Общество как система: элементы, структура, динамика. Сложность определения понятия «общество» связано в первую очередь с его предельной обобщенностью, а кроме того, с огромной многозначительностью. Это обусловило наличие множества определений данного понятия. Размер файла: 468,1 Кбайт Фаил: (.rar)
Скачано: 1 Коментариев: 0 |
||||
Есть вопросы? Посмотри часто задаваемые вопросы и ответы на них. Опять не то? Мы можем помочь сделать! Некоторые похожие работы:Шпаргалки по методике обществознание к ГОСамЕщё искать по базе с такими же ключевыми словами. |
||||
Не можешь найти то что нужно? Мы можем помочь сделать! От 350 руб. за реферат, низкие цены. Спеши, предложение ограничено ! |
Вход в аккаунт:
Страницу Назад
Cодержание / Обществознание / Шпаргалки по Обществознанию ГОСы
Вход в аккаунт: