Российские революции 1917 года: исторический и методический аспекты

Состав работы

material.view.file_icon
material.view.file_icon Российские революции 1917 года исторические и методические аспекты — копия.docx
Работа представляет собой rar архив с файлами (распаковать онлайн), которые открываются в программах:
  • Microsoft Word

Описание

Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Камчатский государственный университет имени Витуса Беринга»

2015 - 2016 учебный год

Кафедра истории и философии


ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
ТЕМА: РОССИЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ 1917 ГОДА: ИСТОРИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

К ЗАЩИТЕ ДОПУСКАЮ
зав. кафедрой истории и философии. _______________________
кандидат исторических наук
«________» _____________________2016 г.
 Выполнила
студентка социально-экономического факультета, по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование», с двумя профилями подготовки «История» и «Обществознание» заочной формы обучения
Работа защищена на заседании ГЭК
«_______» _____________________2016 г.

с оценкой ____________________________
Председатель ГАК:
________________________.
Члены ГЭК:
_____________________________________
_____________________________________
_____________________________________

Научный руководитель:
кандидат исторических наук

Петропавловск-Камчатский 2016

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Причины и этапы революции в феврале 1917 года и ее итоги……….8
§1 Основные причины и этапы Февральской революции. Политические партии и движущие силы…………………………………………………………8
§2 Итоги стихийной Февральской революции…………………………..…….16
Глава 2. От февраля к октябрю: этапы кризиса………………………………..21
§1 Создание временного правительства и Петроградского совета. Начало двоевластия………………………………………………………………………21
§2 Выступление генерала Корнилова. Подготовительный этап Октябрьской революции………………………………………………………………………..26
§3 Октябрьская революция: подготовка и проведение вооруженного переворота. Итоги Октябрьской революции…………………………………..29
Глава 3. Методические аспекты изучения темы «Российские революции 1917 года»………………………………………………………………………………36
§1 Значение изучения революций 1917 года в школьном курсе истории 9-х классов……………………………………………………………………………36
§2 Разработка урока по истории России в 9 классе на тему: «Февральская революция 1917 года» …………………………...……………………………...38
§3 Внеклассное мероприятие: викторина «Своя игра» в 9 классе на тему «Российская империя в период революций 1917 года» …………...………….44
Заключение……………………………………………………………………….49
Список источников и литературы………………………………………………51
Приложение А Аннотация………………………………………………………54

Дополнительная информация

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы связана тем, что 1917 год – особый период в истории России. В сравнительно узких хронологических рамках произошли масштабные события, потрясшие, кардинально изменившие историю нашего государства. Во всех сферах жизни страны в целом и каждого человека в отдельности произошли перемены. Мы видим, что с одной стороны, Россия пережила период материальных разрушений, гибели людей, утраты традиционных духовных ценностей. С другой стороны, в это время произошла попытка реализовать давнюю мечту о равенстве и свободе.
Неудивительно, что столь сложные, неоднозначные, имеющие эпохальное значение события получили широкое отражение, как в отечественной, так и в зарубежной литературе. В научных исследованиях, сборниках документов, мемуарах охарактеризованы ход революции, деятельность общероссийских и местных партий и организаций, поведение многочисленных социальных групп, вождей и народных масс.
С течением времени обозначились различные, иногда противоположные подходы к трактовке событий 1917 г. Обсуждение оценок определяется как различными методологическими подходами исследователей, так и субъективным взглядом на прошлое страны. Не претендуя на всеобъемлющий охват идей и мнений, нашедших отражение в публикациях последних лет, остановимся на некоторых, наиболее неоднозначно оцениваемых в современной историографии проблемах. Прежде всего, необходимо определиться в том, сколько же революций было в 1917 г.?
В советской историографии основным был вывод о том, что в 1917 г. в России было две революции – Февральская буржуазно-демократическая и Октябрьская социалистическая. Основной акцент делался на событиях Октября 1917 г., когда, с точки зрения историков - марксистов, произошла первая в мире социалистическая революция, в ходе которой класс рабочих в союзе с беднейшим крестьянством под руководством партии большевиков завоевал политическую власть и создал государство пролетариата, обеспечившее прогресс страны.
Октябрьская социалистическая революция имела всемирно-историческое значение, так как она открыла эпоху перехода от капитализма к социализму (коммунизму) во всем мире.
Выделение двух революций, без идеологизации событий, есть и во многих современных учебниках. Полагаем, в учебном плане это допустимо, так как позволяет основательно изучить причины и следствия каждого явления в отдельности.
Вместе с тем нет определенности в терминологии. Так, при определении типа февральской революции используются термины «либерально-демократическая», «буржуазно-демократическая» или «демократическая» революция.
Подавляющее большинство ученых-историков сейчас склоняются к тому, что в 1917 г. была одна революция.
Действительно, события Февраля 1917 года дали толчок революционному процессу. Было свергнуто самодержавие, но в стране не оказалось политических сил, которые могли бы дать ответ на вызов времени, решить назревшие проблемы. В результате один за другим последовали три кризиса Временного правительства и возникли различные варианты развития страны – от социал-демократического правительства Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов до военной диктатуры Л.Г. Корнилова. В конце концов, в Октябре 1917 г. к власти пришли большевики, и в стране установилась однопартийная диктатура.
Анализируя сущность революции, необходимо иметь в виду, что как любое сложное социальное явление революция 1917 г. была многогранна. Кроме того, она имела ряд специфических черт, связанных с такими особенностями России, как пестрый национальный состав страны, многоукладность ее социальной структуры, различные культурные ориентации населения и т.д.
Большую часть населения страны составляли крестьяне и рабочие, уровень жизни которых был намного ниже, чем на Западе. В результате и те, и другие являлись «горючим» материалом для революции. Поэтому можно согласиться с теми исследователями, которые оценивают события 1917 г. как рабоче-крестьянскую революцию, хотя, конечно, дополнительного изучения требуют мотивы, психология масс в 1917 г.
Что касается определения революции как «социалистической», то и здесь нет противоречия. Ни одна из возможных альтернатив развития страны в 1917 г., кроме прихода к власти большевиков, не состоялась. Большевики же, провозгласившие программу построения социализма, приступили к ее реализации сразу после прихода к власти.
Различные мнения существуют и по поводу предпосылок и причин революции 1917 г. Советские ученые выделяли объективные предпосылки и субъективные факторы Февральской буржуазно-демократической и Октябрьской социалистической революции. К объективным социально-экономическим предпосылкам они относили противоречия капиталистической общественно-экономической формации, на смену которой неизбежно должен был прийти социализм. В этот период в России предпосылками послужили: во-первых, достаточно высокий уровень развития производительных сил в стране; во-вторых, численный рост пролетариата. К субъективным факторам отнесем – наличие партии, которая вырабатывала стратегию и тактику революции. Причинами революции считались противоречия между трудом и капиталом, и между общественным характером производства, и частной формой присвоения. Лидером Октябрьской социалистической революции был пролетариат, а его союзником – беднейшее крестьянство.
Объектом работы – Российские революции 1917 года.
Предмет работы – причины, этапы, итоги февральской и октябрьской революции.
Цель работы заключается в комплексном анализе причин, итогов, этапов февральской и октябрьской революции.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть особенности экономического и политического развития России в конце ΧIΧ начале ΧΧ века;
2. выявить основные причины и этапы Февральской революции;
3. подвести итоги Февральской революции;
4. дать характеристику созданию Временного правительства и Петроградского Совета – началу двоевластия;
5. изучить основные этапы выступление генерала Корнилова и общенационального кризиса;
6. проанализировать подготовительный этап октябрьской революции;
7. охарактеризовать Октябрьскую революцию в Петрограде: подготовку и проведение вооруженного переворота;
8. подвести итоги Октябрьской революции;
9. определить значение изучения революции 1917 года в школьком курсе истории.
Теоретическая значимость исследования обусловлена тем, что при помощи современного научного инструментария сформулированы теоретические положения о революции 1917 года в России.
Практическое значение исследования заключается в том, что материал, исследуемый в работе, может быть использован в системе школьного образования.
Методологическую основу в работе составили общенаучные методы исследования: синтез, анализ, дедукция, индукция и специальные методы познания: сравнительно-правовой, формально-исторический.
Современники и участники революции положили начало изучения ее истории. Воспоминания современников как А.И. Деникин, С.П. Мельгунов, П.В. Милюков, Д.И. Иловайский. Труды В.И. Ленина являются бесценным источником по истории Октября. В моём исследовании были освещены следующие его работы: «Апрельские тезисы», «Советы постороннего», «Кризис назрел», «Большевики должны взять власть». Из воспоминаний Л.Д. Троцкого - его книга «Преданная революция».
При написания дипломной работы были взяты научные труды советских авторов как Д.В. Лехович, Г.З. Иоффе, Д.С. Лихачева, А.В. Митяева. Из современных российских авторов были взяты труды П. В. Мультатули, Н.В. Старикова, В.П. Булдакова, А.В. Щербакова. Труды зарубежных историков таких как британский историк Карр Эдуард Халлетт и американский историк, советолог Александр Евгеньевич Рабинович позволили рассмотреть период Российских революций 1917 года с точки зрения западных ученых.
В написании методической части были взяты разработки методистов Вяземского Е.Е. и Стреловой, а также Смоленский Н.И. В разработке урока использовался учебник Данилова А.А., Косулиной Л.Г. – История России ХХ – начало XXI века. 9 класс, в котором авторы посветили данной теме 4 параграфа.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, первая глава состоит из двух параграфов, две последующие главы из трех параграфов, далее идет заключение и список используемых источников и литературы.
В обществе возрастает интерес в связи с грядущим 100 летним юбилеем революционных событий 1917 года. Важнейшее событие XX века.
Ректор МГИМО Анатолий Торкунов обратил особенное внимание на то, что "уже февраль 2016 года и осталось совсем немного времени до того периода, когда нам надо будет говорить о Великой русской революции, то есть и в феврале, октябре 1917 года и обо всем 1917 годе. И, конечно, совершенно понятно, что события, связанные с Первой мировой войной и события революционные, начавшиеся зимой 1918 года, они очень тесно связаны.
Контрольная работа №2 (второй семестр) по предмету. Физика. Вариант 01
701.Светильник имеет форму шара диаметром 20 см. Его удельная мощность = 1,4 Вт/Кд. На расстоянии 4,25 м в направлении, перпендикулярном его оси, освещенность равна 1 лк. Определить мощность светильника, яркость (В) и светимость (R). Дано: Светильник d=20 см=0,2м =1,4 Вт/Кд D=4,25м Е=1лк Найти: Р, В, R. 711. Вычислить истинную температуру Т вольфрамовой раскаленной ленты, если рациональный пирометр показывает температуру Трад =2,5 кК. Принять, что поглощенная способность для вольфрама не зави
User te86 : 17 мая 2013
60 руб.
Онлайн-тест по дисциплине: Основы администрирования сетевых устройств. Помогу пройти БЕСПЛАТНО!
Вопрос №1 Сколько объектов содержит в себе группа System поддерева MIB-2? 4 8 9 11 Вопрос №2 Укажите параметры протоколов, которые используются в стандартных списках ACL: IP-адрес MAC-адрес приоритет пакета ТСР-порт поле "Протокол" в заголовке IP Вопрос №3 К какой функциональной области соответствует функция «Учет сумм платежей за оказание услуг электросвязи»? АМ РМ FM СМ SM Вопрос №4 Какой характеристике соответствует определение «Диапазон частот, выделяемый в среде передачи»?
User IT-STUDHELP : 20 июня 2021
480 руб.
promo
Сусловарочный котел
Содержание Введение 1Технологическая схема производства пива 1.1 Приём и хранение солода 1.2 Очистка и дробление солода 1.3 Приготовление пивного сусла 1.4 Охлаждение сусла 1.5 Приготовление дрожжей чистой культуры 1.6 Главное брожение 1.7 Дображивание и осветление пива 1.8 Розлив пива 2 Сусловарочный котел 2.1 Назначение 2.2 Устройство 3 Расчетная часть 3.1 Исходные данные 3.2 Технологический расчет 3.3 Теплотехнический расчет 3.4 Энергетический расчет 3.5 Конструктивный расчет 3.6 Меха
User Рики-Тики-Та : 20 сентября 2011
55 руб.
Основные понятия и методы. Задачи по теме №1.
Задачи для самостоятельного решения по теме 1 «Основные понятия и методы» 1. Приведите примеры проблемных ситуаций в следующих предметных областях: 2. Определите цели для принятых проблем предыдущей задачи и постройте дерево целей в каждом случае. 3. Приведите и обсудите свои примеры достижимых и недостижимых субъективных целей. 4. Укажите ЛПР (если необходимо, и аппарат ЛПР) на всех уровнях каждого дерева целей из предыдущей задачи. 5. Какие ресурсы необходимы для достижения целей: 6. Приведи
User studypro3 : 15 июля 2021
300 руб.
up Наверх