Схемотехника телекоммуникационных устройств. Лабораторная работа №3
Состав работы
|
|
Работа представляет собой файл, который можно открыть в программе:
- Adobe Acrobat Reader
Описание
Лабораторная работа No 3
Исследование интегратора и дифференциатора на основе операционного усилителя
1. Цель работы
Исследовать свойства и характеристики схем интегратора и дифференциатора на основе операционного
усилителя (ОУ).
2. Подготовка к работе
Изучить следующие вопросы курса:
свойства и особенности построения схем интегратора и дифференциатора на ОУ;
способы повышения устойчивости схемы дифференциатора на ОУ;
функциональные схемы и характеристики операционных усилителей.
Литература
1. Травин Г.А. Основы схемотехники устройств радиосвязи, радиовещания и телевидения. Учебное
пособие. Часть 2. – Новосибирск: СибГУТИ, 2002, стр. 129-169.
2. Конспект лекций.
3 Описание исследуемых схем
Интегратором называется устройство, выходное напряжение которого пропорционально площади под кривой
входного сигнала. Схема лабораторной установки для исследования интегратора приведена на рисунке 3.
Схема содержит входной резистор R1 и конденсатор С1, включенный в цепь обратной связи ОУ (А1).
Учитывая большой собственный коэффициент усиления ОУ и глубокую отрицательную обратную связь,
дифференциальное напряжение между инвертирующим и неинвертирующем входами (Uд = Uвых / К) близко к
нулю. Таким образом, напряжение на инвертирующем входе близко к напряжению нулевого потенциала, то есть
является “виртуальной землей”. В результате входной ток определяется только входным напряжением и
резистором R1. Вследствие большого входного сопротивления ОУ практически весь входной ток протекает через
конденсатор С1, заряжая его. При этом реализуется операция интегрирования.
Таким образом, для идеального интегратора
iR1 = iC1. (3.1)
При этом
(3.2)
Подставляя (3.2) в (3.1) и выражая Uвых, получим выражение для выходного напряжения во временной области.
, (3.3)
где Т – интервал интегрирования. Величина T1 = R1× C1 называется постоянной времени интегратора,
определяющей скорость заряда емкости.
В реальном интеграторе при интегрировании сигналов низких частот (в том числе сигналов постоянного тока)
возникают ошибки интегрирования, связанные с зарядом емкости входными токами ОУ. В этом случае, даже при
отсутствии входного сигнала конденсатор может медленно заряжаться (в пределе до напряжения питания).
Чтобы уменьшить ошибки интегрирования, параллельно конденсатору подключают электронный ключ для
периодического разряда емкости.
При интегрировании сигналов переменного тока параллельно конденсатору С1 подключается резистор обратной
связи R2, как показано на рис. 3, выполняющий следующие функции:
- ограничение коэффициента усиления на низких частотах;
- устранение ошибки интегрирования, связанной с зарядом емкости С1 входными токами ОУ;
- уменьшение влияния напряжения смещения ОУ.
Таким образом, на низких частотах (f < fраб) схема интегратора с резистором R2 работает как инвертирующий
усилитель с постоянным коэффициентом усиления. На частотах f > fраб схема выполняет функции интегратора,
при этом АЧХ имеет наклон -20 дБ/дек (коэффициент передачи уменьшается на 20 дБ при каждом десятикратном
изменении частоты).
Резистор R3 выступает в качестве нагрузки.
Дифференциатор – это устройство, выходное напряжение которого пропорционально скорости изменения
сигнала на входе. Схема лабораторной установки для исследования дифференциатора приведена на рисунке 15.
Дифференциатор состоит из резистора R1, конденсатора С1 и ОУ (А1). Изменения входного напряжения
вызывают протекание тока через конденсатор С1. За счет большого внутреннего коэффициента усиления ОУ и
глубокой обратной связи, его инвертирующий вход, как отмечалось выше, оказывается виртуальной землей,
поэтому выходное напряжение ОУ оказывается пропорциональным скорости изменения входного напряжения.
Таким образом, для идеального дифференциатора
iC1 = iR1. (3.4)
При этом
(3.5)
Подставляя (3.5) в (3.4) и выражая Uвых, получим выражение для выходного напряжения во временной области.
. (3.6)
АЧХ идеального дифференциатора имеет положительный наклон +20 дБ/дек. С учетом элементов коррекции
реальный дифференциатор будет выполнять свои функции на частотах f < fраб. На более высоких частотах
сопротивление емкости С1 будет много меньше R2 и схема будет работать как обычный инвертирующий
усилитель.
Рисунок 3 – Принципиальная схема исследования интегратора
Рисунок 4 – Схема измерения дифференциатора
При построении схем реальных дифференциаторов (рис. 4) возникают ряд практических проблем:
1. Возникающие в цепи обратной связи дополнительные фазовые сдвиги могут привести к нарушению
устойчивости работы дифференциатора. Таким образом, переходная характеристика будет иметь
колебательный характер, что приводит к ошибкам дифференцирования.
2. На высоких частотах возрастает входной ток от источника сигнала, что может привести к нарушению его
работы.
3. Коэффициент передачи дифференциатора возрастает с ростом частоты, что приводит к увеличению
высокочастотных помех.
Для улучшения работы дифференциатора в схему вводят корректирующие элементы (R2). При этом в
передаточной характеристике появляется дополнительный полюс, при котором ограничивается коэффициент
передачи на высоких частотах.
Таким образом, резистор R2 выполняет следующие функции:
1. Ограничивает величину входного тока на высоких частотах.
2. Повышает устойчивость работы дифференциатора.
3. Ограничивает коэффициент передачи на высоких частотах, что приводит к уменьшению собственных помех
дифференциатора.
Резистор R2 подключается с помощью ключа S1. Резистор R3 выступает в качестве нагрузки.
4 Задание
4.1 Исследование влияния сопротивления обратной связи R2 на амплитудно-частотную характеристику схемы
интегратора.
4.2 Исследование влияния сопротивления обратной связи R2 на переходную характеристику схемы интегратора.
4.3 Исследование амплитудно-частотных характеристик схемы дифференциатора с выключенным и включенным
резистором R2.
4.4 Исследование переходных характеристик схемы дифференциатора с выключенным и включенным
резистором R2.
5 Содержание отчета
5.1 Принципиальные схемы интегратора и дифференциатора на ОУ.
5.2 Логарифмические амплитудно-частотные характеристики и значения рабочих частот для различных вариантов
схем.
5.3 Переходные характеристики интегратора и дифференциатора для различных вариантов схем.
5.3 Выводы по проделанной работе.
Исследование интегратора и дифференциатора на основе операционного усилителя
1. Цель работы
Исследовать свойства и характеристики схем интегратора и дифференциатора на основе операционного
усилителя (ОУ).
2. Подготовка к работе
Изучить следующие вопросы курса:
свойства и особенности построения схем интегратора и дифференциатора на ОУ;
способы повышения устойчивости схемы дифференциатора на ОУ;
функциональные схемы и характеристики операционных усилителей.
Литература
1. Травин Г.А. Основы схемотехники устройств радиосвязи, радиовещания и телевидения. Учебное
пособие. Часть 2. – Новосибирск: СибГУТИ, 2002, стр. 129-169.
2. Конспект лекций.
3 Описание исследуемых схем
Интегратором называется устройство, выходное напряжение которого пропорционально площади под кривой
входного сигнала. Схема лабораторной установки для исследования интегратора приведена на рисунке 3.
Схема содержит входной резистор R1 и конденсатор С1, включенный в цепь обратной связи ОУ (А1).
Учитывая большой собственный коэффициент усиления ОУ и глубокую отрицательную обратную связь,
дифференциальное напряжение между инвертирующим и неинвертирующем входами (Uд = Uвых / К) близко к
нулю. Таким образом, напряжение на инвертирующем входе близко к напряжению нулевого потенциала, то есть
является “виртуальной землей”. В результате входной ток определяется только входным напряжением и
резистором R1. Вследствие большого входного сопротивления ОУ практически весь входной ток протекает через
конденсатор С1, заряжая его. При этом реализуется операция интегрирования.
Таким образом, для идеального интегратора
iR1 = iC1. (3.1)
При этом
(3.2)
Подставляя (3.2) в (3.1) и выражая Uвых, получим выражение для выходного напряжения во временной области.
, (3.3)
где Т – интервал интегрирования. Величина T1 = R1× C1 называется постоянной времени интегратора,
определяющей скорость заряда емкости.
В реальном интеграторе при интегрировании сигналов низких частот (в том числе сигналов постоянного тока)
возникают ошибки интегрирования, связанные с зарядом емкости входными токами ОУ. В этом случае, даже при
отсутствии входного сигнала конденсатор может медленно заряжаться (в пределе до напряжения питания).
Чтобы уменьшить ошибки интегрирования, параллельно конденсатору подключают электронный ключ для
периодического разряда емкости.
При интегрировании сигналов переменного тока параллельно конденсатору С1 подключается резистор обратной
связи R2, как показано на рис. 3, выполняющий следующие функции:
- ограничение коэффициента усиления на низких частотах;
- устранение ошибки интегрирования, связанной с зарядом емкости С1 входными токами ОУ;
- уменьшение влияния напряжения смещения ОУ.
Таким образом, на низких частотах (f < fраб) схема интегратора с резистором R2 работает как инвертирующий
усилитель с постоянным коэффициентом усиления. На частотах f > fраб схема выполняет функции интегратора,
при этом АЧХ имеет наклон -20 дБ/дек (коэффициент передачи уменьшается на 20 дБ при каждом десятикратном
изменении частоты).
Резистор R3 выступает в качестве нагрузки.
Дифференциатор – это устройство, выходное напряжение которого пропорционально скорости изменения
сигнала на входе. Схема лабораторной установки для исследования дифференциатора приведена на рисунке 15.
Дифференциатор состоит из резистора R1, конденсатора С1 и ОУ (А1). Изменения входного напряжения
вызывают протекание тока через конденсатор С1. За счет большого внутреннего коэффициента усиления ОУ и
глубокой обратной связи, его инвертирующий вход, как отмечалось выше, оказывается виртуальной землей,
поэтому выходное напряжение ОУ оказывается пропорциональным скорости изменения входного напряжения.
Таким образом, для идеального дифференциатора
iC1 = iR1. (3.4)
При этом
(3.5)
Подставляя (3.5) в (3.4) и выражая Uвых, получим выражение для выходного напряжения во временной области.
. (3.6)
АЧХ идеального дифференциатора имеет положительный наклон +20 дБ/дек. С учетом элементов коррекции
реальный дифференциатор будет выполнять свои функции на частотах f < fраб. На более высоких частотах
сопротивление емкости С1 будет много меньше R2 и схема будет работать как обычный инвертирующий
усилитель.
Рисунок 3 – Принципиальная схема исследования интегратора
Рисунок 4 – Схема измерения дифференциатора
При построении схем реальных дифференциаторов (рис. 4) возникают ряд практических проблем:
1. Возникающие в цепи обратной связи дополнительные фазовые сдвиги могут привести к нарушению
устойчивости работы дифференциатора. Таким образом, переходная характеристика будет иметь
колебательный характер, что приводит к ошибкам дифференцирования.
2. На высоких частотах возрастает входной ток от источника сигнала, что может привести к нарушению его
работы.
3. Коэффициент передачи дифференциатора возрастает с ростом частоты, что приводит к увеличению
высокочастотных помех.
Для улучшения работы дифференциатора в схему вводят корректирующие элементы (R2). При этом в
передаточной характеристике появляется дополнительный полюс, при котором ограничивается коэффициент
передачи на высоких частотах.
Таким образом, резистор R2 выполняет следующие функции:
1. Ограничивает величину входного тока на высоких частотах.
2. Повышает устойчивость работы дифференциатора.
3. Ограничивает коэффициент передачи на высоких частотах, что приводит к уменьшению собственных помех
дифференциатора.
Резистор R2 подключается с помощью ключа S1. Резистор R3 выступает в качестве нагрузки.
4 Задание
4.1 Исследование влияния сопротивления обратной связи R2 на амплитудно-частотную характеристику схемы
интегратора.
4.2 Исследование влияния сопротивления обратной связи R2 на переходную характеристику схемы интегратора.
4.3 Исследование амплитудно-частотных характеристик схемы дифференциатора с выключенным и включенным
резистором R2.
4.4 Исследование переходных характеристик схемы дифференциатора с выключенным и включенным
резистором R2.
5 Содержание отчета
5.1 Принципиальные схемы интегратора и дифференциатора на ОУ.
5.2 Логарифмические амплитудно-частотные характеристики и значения рабочих частот для различных вариантов
схем.
5.3 Переходные характеристики интегратора и дифференциатора для различных вариантов схем.
5.3 Выводы по проделанной работе.
Дополнительная информация
Работа выполнена без замечаний, год сдачи 2021г. вариант №6.
Похожие материалы
Схемотехника телекоммуникационных устройств. Лабораторная работа №3
merzavec
: 10 февраля 2013
Схемотехника телекоммуникационных устройств Лабораторная №3 без варианта, зачтена на отлично, год сдачи 2012.
Цель работы - Исследовать свойства и характеристики схем интегратора и дифференциатора на основе операционного усилителя (ОУ).
Подготовка к работе
Изучить следующие вопросы курса:
- свойства и особенности построения схем интегратора и дифференциатора на ОУ;
- способы повышения устойчивости схемы дифференциатора на ОУ;
- функциональные схемы и характеристики операционных усилителей.
70 руб.
Лабораторная работа №3 по дисциплине: Схемотехника телекоммуникационных устройств
bap2
: 6 ноября 2014
Лабораторная работа №3
По дисциплине: Схемотехника телекоммуникационных устройств
“Исследование интегратора и дифференциатора на основе
операционного усилителя ”
1.Цель работы.
Исследовать свойства и характеристики схем интегратора и дифференциатора на основе операционного усилителя (ОУ).
Уважаемый слушатель, дистанционного обучения,
Оценена Ваша работа по предмету: Схемотехника телекоммуникационных устройств (часть 2)
Вид работы: Лабораторная работа 3
Оценка:Зачет
Дата оценки: 05.11.2014
70 руб.
Лабораторная работа № 3 Схемотехника телекоммуникационных устройств Вариант 3
lisii
: 24 декабря 2018
Лабораторная работа № 3
“Исследование интегратора и дифференциатора на основе
операционного усилителя ”
1. Цель работы
Исследовать свойства и характеристики схем интегратора и дифференциатора на основе операционного усилителя (ОУ).
2. Подготовка к работе
Интегратором называется устройство, выходное напряжение которого пропорционально площади под кривой входного сигнала. Схема
45 руб.
Схемотехника телекоммуникационных устройств. 3 семестр. Лабораторная работа №3
lnshulgaso
: 3 мая 2014
Лабораторная работа № 3
“Исследование интегратора и дифференциатора на основе
операционного усилителя ”
1 Цель работы
Исследовать свойства и характеристики схем интегратора и дифференциатора на основе операционного усилителя (ОУ).
350 руб.
Схемотехника телекоммуникационных устройств. Лабораторная работа №3. Вариант 4.
Fockus
: 7 июля 2023
Тема
Исследование интегратора и дифференциатора на основе операционного усилителя
Цель работы
Исследовать свойства и характеристики схем интегратора и дифференциатора на основе операционного усилителя (ОУ).
Подготовка к работе
Интегратором называется устройство, выходное напряжение которого пропорционально площади под кривой входного сигнала. Схема лабораторной установки для исследования интегратора приведена на рисунке 1.
Рисунок 1 – Принципиальная схема исследования интегратора в формате E
200 руб.
Вариант 11. Схемотехника телекоммуникационных устройств. Лабораторная работа №3.
CameronCarmona
: 7 февраля 2023
Исследование интегратора и дифференциатора на основе операционного усилителя
1. Цель работы:
Исследовать свойства и характеристики схем интегратора и дифференциатора на основе операционного усилителя (ОУ)
2. Исследование интегратора
300 руб.
Лабораторная работа №3. Схемотехника телекоммуникационных устройств. Вариант №01
Entimos
: 5 декабря 2019
Описание:
Тема: Исследование интегратора и дифферинциатора на основе операционного усилителя
Содержание
1. Цель работы
2. Задание
3. Ход работы
3.1. Исследование интегратора
3.2. Исследование дифференциатора
Цель работы
Исследовать свойства и характеристики схем интегратора и дифферен-циатора на основе операционного усилителя (ОУ).
Уважаемый студент дистанционного обучения,
Оценена Ваша работа по предмету: Схемотехника телекоммуникационных устройств
Вид работы: Лабораторная работа 3
Оценка:
330 руб.
Схемотехника телекоммуникационных устройств. Лабораторная работа №3. Вариант 05.
student90s
: 22 июля 2015
Лабораторная работа №3
«Исследование интегратора и дифференциатора на основе операционного усилителя»
1. Цель работы
Исследовать свойства и характеристики схем интегратора и дифференциатора на основе операционного усилителя (ОУ).
2. Подготовка к работе
Интегратором называется устройство, выходное напряжение которого пропорционально площади под кривой входного сигнала. Схема лабораторной установки для исследования интегратора приведена на рисунке
1.
Рисунок 1 – Принципиальная схема исследова
50 руб.
Другие работы
ММА/ИДО Иностранный язык в профессиональной сфере (ЛТМ) Тест 20 из 20 баллов 2024 год
mosintacd
: 28 июня 2024
ММА/ИДО Иностранный язык в профессиональной сфере (ЛТМ) Тест 20 из 20 баллов 2024 год
Московская международная академия Институт дистанционного образования Тест оценка ОТЛИЧНО
2024 год
Ответы на 20 вопросов
Результат – 100 баллов
С вопросами вы можете ознакомиться до покупки
ВОПРОСЫ:
1. We have … to an agreement
2. Our senses are … a great role in non-verbal communication
3. Saving time at business communication leads to … results in work
4. Conducting negotiations with foreigners we shoul
150 руб.
Задание №2. Методы управления образовательными учреждениями
studypro
: 13 октября 2016
Практическое задание 2
Задание 1. Опишите по одному примеру использования каждого из методов управления в Вашей профессиональной деятельности.
Задание 2. Приняв на работу нового сотрудника, Вы надеялись на более эффективную работу, но в результате разочарованы, так как он не соответствует одному из важнейших качеств менеджера - самодисциплине. Он не обязателен, не собран, не умеет отказывать и т.д.. Но, тем не менее, он отличный профессионал в своей деятельности. Какими методами управления Вы во
200 руб.
Особенности бюджетного финансирования
Aronitue9
: 24 августа 2012
Содержание:
Введение
Теоретические основы бюджетного финансирования
Понятие и сущность бюджетного финансирования
Характеристика основных форм бюджетного финансирования
Анализ бюджетного финансирования образования
Понятие и источники бюджетного финансирования образования
Проблемы бюджетного финансирования образования
Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования
Заключение
Список использованный литературы
Цель курсовой работы – исследовать особенности бюджетного фин
20 руб.
Программирование (часть 1-я). Зачёт. Билет №2
sibsutisru
: 3 сентября 2021
ЗАЧЕТ по дисциплине “Программирование (часть 1)”
Билет 2
Определить значение переменной y после работы следующего фрагмента программы:
a = 3; b = 2 * a – 10; x = 0; y = 2 * b + a;
if ( b > y ) or ( 2 * b < y + a ) ) then begin x = b – y; y = x + 4 end;
if ( a + b < 0 ) and ( y + x > 2 ) ) then begin x = x + y; y = x – 2 end;
200 руб.