Интеллектуальные информационные системы - тесты с ответами - Синергия - 2022
Состав работы
|
|
Работа представляет собой файл, который можно открыть в программе:
- Microsoft Word
Описание
Интеллектуальные информационные системы - тесты с ответами - Синергия - 2022
Материал содержит ответы на тест по следующим темам:
1. Понятие данных, информации, знаний
2. Понятие ИИС
3. Классификация ИИС
4. Архитектура ЭС
5. Этапы проектирования ЭС
6. Состав разработчиков ЭС
7. Задачи
8. Классификация ЭС
9. Концептуальные модели
10. Формализация БЗ
11. Статические ЭС
12. Динамические ЭС
13. Методы обработки неопределенности знаний
14. Самообучающиеся системы
В каждой теме разное количество вопросов и соответственно ответов. Все ответы выделены в тексте
Материал содержит ответы на тест по следующим темам:
1. Понятие данных, информации, знаний
2. Понятие ИИС
3. Классификация ИИС
4. Архитектура ЭС
5. Этапы проектирования ЭС
6. Состав разработчиков ЭС
7. Задачи
8. Классификация ЭС
9. Концептуальные модели
10. Формализация БЗ
11. Статические ЭС
12. Динамические ЭС
13. Методы обработки неопределенности знаний
14. Самообучающиеся системы
В каждой теме разное количество вопросов и соответственно ответов. Все ответы выделены в тексте
Дополнительная информация
Оглавление
Тесты по дисциплине
«Интеллектуальные информационные системы:
1. Понятие данных, информации, знаний
1) Назовите традиционный признак системы обработки данных:
a) выделение операционного знания в базу знаний
b) неотделимость операционного и фактуального знаний
c) выделение метазнания, описывающего структуру знаний и отражающего модель предметной области
d) разделение фактуального и операционного знаний
2) Назовите характерный признак системы баз данных:
a) выделение операционного знания в базу знаний
b) неотделимость операционного и фактуального знаний
c) разделение фактуального и операционного знаний
d) выделение метазнания, описывающего структуру знаний и отражающего модель предметной области
3) Назовите характерный признак системы, основанной на знаниях:
a) выделение метазнания, описывающего структуру знаний и отражающего модель предметной области
b) выделение операционного знания в базу знаний
c) разделение фактуального и операционного знаний
d) неотделимость операционного и фактуального знаний
4) Факты, характеризующие объекты, процессы и явления предметной области, а также их свойства, – это:
a) данные
b) знания
c) информация
5) Данные, рассматриваемые в каком-либо контексте, из которого пользователь может составить собственное мнение, – это:
a) данные
b) знания
c) информация
6) Закономерности проблемной области, полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области, – это:
a) данные
b) знания
c) информация
7) Данные – это:
a) Факты, характеризующие объекты, процессы и явления предметной области
b) Закономерности проблемной области, полученные в результате практиче- ской деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области
c) Данные, рассматриваемые в каком-либо контексте, из которого пользователь может составить собственное мнение
8) Информация – это:
a) Факты, характеризующие объекты, процессы и явления предметной области, а также их свойства
b) Закономерности проблемной области, полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области
c) Данные, рассматриваемые в каком-либо контексте, из которого пользователь может составить собственное мнение
9) Знания – это:
a) Факты, характеризующие объекты, процессы и явления предметной области, а также их свойства
b) Закономерности проблемной области, полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области
c) Данные, рассматриваемые в каком-либо контексте, из которого пользователь может составить собственное мнение
10) Установите соответствие:
Знания – это:
Данные – это:
Информация – это:
Варианты:
a) записанные на каком-либо носителе факты
b) понятые субъектом факты и их зависимости, запоминающиеся для после- дующего применения
c) новые и полезные для решения задач факты
11) Данные соответствуют:
a) прагматическому аспекту отражения действительности
b) синтаксическому аспекту отражения действительности
c) семантическому аспекту отражения действительности
12) Информация соответствует:
a) синтаксическому аспекту отражения действительности
b) семантическому аспекту отражения действительности
c) прагматическому аспекту отражения действительности
13) Знания соответствуют:
a) прагматическому отображению действительности
b) синтаксическому отображению действительности
c) семантическому отображению действительности
14) Знаниями являются:
a) осмысленные факты
b) новые факты
c) зафиксированные факты
15) В качестве единиц знаний используются:
a) правила
b) факты
c) правила и факты
d) нет правильного ответа
16) Элементарной единицей структурного знания может быть:
a) объект
b) значение
c) факт
d) коэффициент уверенности
e) правило
17) Слабоформализуемая задача – это:
a) задача, для которой не определены все необходимые данные
b) задача, в которой данные изменяются в процессе решения
c) задача, для которой заранее не определен алгоритм решения
2. Понятие ИИС
1) Расставьте перечисленные типы ИС в порядке их развития:
a) системы баз данных
b) системы обработки данных
c) системы, основанные на моделях
d) системы, основанные на знаниях
(b, a, d, c)
2) Назовите традиционный признак системы обработки данных:
a) выделение операционного знания в базу знаний
b) неотделимость операционного и фактуального знаний
c) выделение метазнания, описывающего структуру знаний и отражающего модель предметной области
d) разделение фактуального и операционного знаний
3) Назовите характерный признак системы баз данных:
a) выделение операционного знания в базу знаний
b) неотделимость операционного и фактуального знаний
c) разделение фактуального и операционного знаний
d) выделение метазнания, описывающего структуру знаний и отражающего модель предметной области
4) Назовите характерный признак системы, основанной на знаниях:
a) выделение метазнания, описывающего структуру знаний и отражающего модель предметной области
b) выделение операционного знания в базу знаний
c) разделение фактуального и операционного знаний
d) неотделимость операционного и фактуального знаний
5) Отличие ИИС от обычных ИС заключается в наличии:
a) БД
b) СУБД
c) БЗ
6) Выделение операционного знания в базу знаний является свойством:
a) систем, основанных на моделях
b) систем баз данных
c) систем, основанных на знаниях
d) систем обработки данных
7) Неотделимость операционного и фактуального знаний является свойством:
a) систем, основанных на знаниях
b) систем, основанных на моделях
c) систем обработки данных
d) систем баз данных
8) ИС, основанная на концепции использования БЗ для генерации алгоритмов решения задач в конкретной предметной области, это:
a) ИИС
b) СППР
c) системы интеллектуального анализа данных
9) Признаками определения интеллектуальности информационной системы являются:
a) самообучаемость
b) коммуникативность
c) эффективность
d) решение сложных задач
e) нет правильного ответа
10) Экспертное знание – это:
a) знание, полученное из публикаций: отчетов, статей, книг
b) знание, отражающее опыт принятия решений экспертами
c) знание, извлекаемое из статистических данных
11) Экспертная система – это:
a) интеллектуальная система, обрабатывающая знания
b) интеллектуальная система, позволяющая решать сложные задачи на основе накапливаемого экспертного знания
c) интеллектуальная система, осуществляющая поиск релевантной для принятия решений информации
3. Классификация ИИС
1) Установите соответствие:
системы, основанные на прецедентах
многоагентные системы
гипертекстовые системы
Варианты:
a) динамические экспертные системы
b) самообучающиеся ИС
c) системы с интеллектуальным интерфейсом
2) Установите соответствие:
индуктивные системы
классифицирующие системы
контекстные системы помощи
Варианты:
a) экспертные системы
b) самообучающиеся ИС
c) системы с интеллектуальным интерфейсом
3) Установите соответствие:
многоагентные системы
нейросетевые системы
системы с когнитивной графикой
Варианты:
a) экспертные системы
b) самообучающиеся ИС
c) системы с интеллектуальным интерфейсом
4) Установите соответствие:
интеллектуальные базы данных
динамические системы
нейронные сети
Варианты:
a) экспертные системы
b) самообучающиеся ИС
c) системы с интеллектуальным интерфейсом
5) Установите соответствие:
системы интеллектуального анализа данных
гипертекстовые системы
динамические системы
Варианты:
a) экспертные системы
b) самообучающиеся ИС
c) системы с интеллектуальным интерфейсом
6) Установите соответствие:
системы, основанные на прецедентах
гипертекстовые системы
классифицирующие системы
Варианты:
a) экспертные системы
b) самообучающиеся ИС
c) системы с интеллектуальным интерфейсом
7) Установите соответствие:
системы с естественно-языковым интерфейсом
системы интеллектуального анализа данных
классифицирующие системы
Варианты:
a) экспертные системы
b) самообучающиеся ИС
c) системы с интеллектуальным интерфейсом
8) К системам с интеллектуальным интерфейсом относят:
a) интеллектуальные базы данных
b) системы, основанные на прецедентах
c) гипертекстовые системы
d) прикладные программы
e) системы когнитивной графики
9) Установите соответствие:
ИИС, предназначенная для поиска неявной информации в базе данных или тексте для произвольных запросов, составляемых на ограниченном естествен- ном языке
ИИС, предназначенная для решения слабоформализуемых задач на основе накапливаемого в базе знаний опыта работы эксперта в проблемной области
ИИС, предназначенная для автоматического формирования единиц знаний на основе примеров реальной практики
Варианты:
a) экспертная система
b) система с интеллектуальным интерфейсом
c) самообучающаяся система
10) Временной признак учитывается в экспертных системах:
a) динамических
b) детерминированных
c) аналитических
4. Архитектура ЭС
1) Выберите наиболее точное определение базы знаний:
a) совокупность правил принятия решений
b) совокупность единиц знаний, отражающих факты и зависимости фактов
c) совокупность описаний объектов и их связей
2) Назовите основные компоненты экспертной системы:
a) СУБД
b) интеллектуальный интерфейс
c) механизм вывода
d) прикладная программа
e) механизм объяснения
f) база знаний
g) программа вывода результата
h) механизм приобретения знаний
3) Экспертная система состоит из:
a) интеллектуального интерфейса
b) базы знаний
c) механизма вывода заключений
d) интеллектуального интерфейса, базы знаний и механизма вывода заключений
4) В инструментальную среду экспертной системы обязательно входят:
a) механизм вывода знаний
b) механизм доступа к данным
c) механизм приобретения знаний
d) механизм интервьюирования экспертов
e) механизм тестирования знаний
f) механизм объяснения
g) интеллектуальный интерфейс
h) интерфейс с информационной системой
5) В состав экспертной системы не входят:
a) механизм приобретения знаний
b) база знаний
c) механизм вывода заключений
d) база данных
e) нет правильного ответа
6) Центральным компонентом экспертной системы является:
a) БД
b) Интеллектуальный интерфейс
c) БЗ
7) Наибольшую стоимость имеет:
a) база знаний
b) механизм вывода
c) интеллектуальный интерфейс
d) механизм приобретения знаний
8) Процедура, выполняющая интерпретацию запроса пользователя к БЗ и формирующая ответ в удобной для него форме, – это:
a) механизм объяснения
b) интеллектуальный интерфейс
c) механизм приобретения знаний
d) механизм вывода
9) Механизм вывода:
a) обосновывает решение
b) формирует решение
c) выполняет решение
d) формирует и выполняет решение
5. Этапы проектирования ЭС
1) Установите порядок этапов проектирование экспертной системы:
a) концептуализация проблемной области
b) идентификация проблемной области
c) реализация экспертной системы
d) формализация базы знаний
e) тестирование экспертной системы
(b,a,d,c,e)
2) Идентификация знаний – это:
a) разработка неформального описания знаний о предметной области в виде графа, таблицы, диаграммы или текста
b) параметризация предметной области
c) создание прототипа ЭС
d) разработка БЗ на языке представления знаний
3) Концептуализация знаний – это:
a) получение инженером по знаниям наиболее полного из возможных представлений о предметной области и способах принятия решения в ней
b) создание прототипа ЭС
c) разработка неформального описания структуры знаний о предметной области в виде графа, таблицы, диаграммы или текста
d) разработка БЗ на языке представления знаний
4) Формализация знаний – это:
a) разработка неформального описания знаний о предметной области в виде графа, таблицы, диаграммы или текста
b) получение инженером по знаниям наиболее полного из возможных представлений о предметной области и способах принятия решения в ней
c) создание прототипа ЭС
d) разработка БЗ на языке представления знаний
5) Этап формализации базы знаний – это выбор метода представления знаний, в рамках которого проектируется логическая структура базы знаний
a) верно
b) неверно
6) Этап реализации экспертной системы заключается в:
a) настройке и доработке программного инструмента
b) наполнении базы знаний
c) настройке и доработке программного инструмента, наполнении базы знаний
d) нет правильного ответа
7) Получение инженером по знаниям наиболее полного из возможных представлений о предметной области и способах принятия решения в ней – это:
a) реализация
b) формализация знаний
c) идентификация знаний
d) концептуализация знаний
8) Разработка описания структуры знаний о предметной области в виде графа, таблицы, диаграммы или текста – это:
a) идентификация знаний
b) реализация
c) формализация знаний
d) концептуализация знаний
9) Разработка БЗ на языке представления знаний – это:
a) идентификация знаний
b) реализация
c) формализация знаний
d) концептуализация знаний
10) Создание прототипа ЭС – это:
a) идентификация знаний
b) формализация знаний
c) реализация
d) концептуализация знаний
11) На этапе построения концептуальной модели создается целостное и системное описание используемых знаний, отражающее сущность функционирования проблемной области
a) верно
b) неверно
12) Программный продукт GURU является:
a) оболочкой
b) программной средой
c) языком
6. Состав разработчиков ЭС
1) В создании ЭС участвует:
a) заказчик
b) пользователь
c) эксперт
d) инженер по знаниям
e) заказчик и эксперт
f) эксперт и инженер по знаниям
g) заказчик, эксперт и инженер по знаниям
2) Инженер по знаниям – это:
a) специалист, занимающийся извлечением знаний и их формализацией в БЗ
b) специалист, знания которого помещаются в БЗ
c) специалист, интеллектуальные способности которого расширяются благодаря использованию ЭС
3) Эксперт – это:
a) специалист, занимающийся извлечением знаний и их формализацией в БЗ
b) специалист, знания которого помещаются в БЗ
c) специалист, интеллектуальные способности которого расширяются благодаря использованию ЭС
4) Пользователь – это:
a) специалист, занимающийся извлечением знаний и их формализацией в БЗ
b) специалист, знания которого помещаются в БЗ
c) специалист, интеллектуальные способности которого расширяются благодаря использованию ЭС
5) На этапе идентификации проблемной области инженер по знаниям и эксперт играют следующие роли:
a) инженер по знаниям – активную, эксперт – пассивную
b) инженер по знаниям – пассивную, эксперт – активную
c) оба играют активную роль
d) оба играют пассивную роль
6) На этапе концептуализации проблемной области инженер по знаниям и эксперт играют следующие роли:
a) инженер по знаниям – активную, эксперт – пассивную
b) инженер по знаниям – пассивную, эксперт – активную
c) оба играют активную роль
d) оба играют пассивную роль
7) На этапе формализации базы знаний инженер по знаниям и эксперт играют следующие роли:
a) инженер по знаниям – активную, эксперт – пассивную
b) инженер по знаниям – пассивную, эксперт – активную
c) оба играют активную роль
d) оба играют пассивную роль
8) На этапе реализации экспертной системы инженер по знаниям и эксперт игра- ют следующие роли:
a) инженер по знаниям – активную, эксперт – пассивную
b) инженер по знаниям – пассивную, эксперт – активную
c) оба играют активную роль
d) оба играют пассивную роль
9) На этапе тестирования экспертной системы инженер по знаниям и эксперт играют следующие роли:
a) инженер по знаниям – активную, эксперт – пассивную
b) инженер по знаниям – пассивную, эксперт – активную
c) оба играют активную роль
d) оба играют пассивную роль
10) Базу знаний формируют:
a) инженеры по знаниям
b) пользователи
c) эксперты
7. Задачи
1) Результат выполнения правила cf(финансовое состояние) имеет фактор уверенности – cf ...60
Если Задолженность = нет cf 60 и Рентабельность = удовлетворительно cf 80,
То Финансовое состояние = удовлетворительно cf 100
2) Результат выполнения правила cf(финансовое состояние) имеет фактор уверенности – cf ...80
Если Задолженность = нет cf 60 или Рентабельность = удовлетворительно cf 80,
То Финансовое состояние += удовлетворительно cf 100
3) Результат выполнения правила cf(надежность) имеет фактор уверенности – cf
Если Финансовое состояние = удовлетворительно cf 60,
То Надежность += есть cf 90
4) Правило имеет фактор уверенности – cf ...42
Если Задолженность = нет cf 60 и Рентабельность = удовлетворительно cf 80,
То Финансовое состояние – = удовлетворительно cf 70
5) Результат объединения правил имеет фактор уверенности – cf ...77
П1: Если Фактор уверенности(Финансовое состояние = удовлетворительно) = 60,
То Надежность += есть cf 90
П2: Если Предприятие = государственное, То Надежность += есть cf 50
6) Результат объединения правил имеет фактор уверенности – cf ...37
П1: Если Финансовое состояние = удовлетворительно cf 60,
То Надежность – = есть cf 90
П2: Если Предприятие = государственное, То Надежность += есть cf 80
7) Результат объединения правил имеет фактор уверенности – cf ...45
П1: Если Финансовое состояние = удовлетворительно, То Надежность += есть cf 90
П2: Если Предприятие = государственное, То Надежность – = есть cf 50
8) Прямая цепочка рассуждений, при известных фактах, что задолженности и рекламаций нет, имеет следующую последовательность: .......4, 1, 3
П1: Если Задолженность = нет и Репутация = удовлетворительная, То Состояние = хорошее
П2: Если Задолженность = нет и Предприятие = государственное, То Состояние = хорошее
П3: Если Состояние = хорошее, То Надежность = хорошая
П4: Если Рекламаций = нет,
То Репутация = удовлетворительная
9) Прямая цепочка рассуждений, при известных фактах, что задолженности и рекламаций нет, имеет следующую последовательность: .......4, 1, 3
П1: Если Задолженность = нет и Репутация = удовлетворительная, То Состояние = хорошее
П2: Если Задолженность = нет и Предприятие = государственное, То Состояние = хорошее
П3: Если Состояние = хорошее, То Надежность = хорошая
П4: Если Рекламаций = нет,
То Репутация = удовлетворительная
10)Обратная цепочка рассуждений с гипотезой о хорошей надежности, при известных фактах, что задолженности и рекламаций нет, имеет следующую последовательность: ....... 3, 1, 4
П1: Если Задолженность = нет и Репутация = удовлетворительная, То Состояние = хорошее
П2: Если Задолженность = нет и Предприятие = государственное, То Состояние = хорошее
П3: Если Состояние = хорошее, То Надежность = хорошая
П4: Если Рекламаций = нет,
То Репутация = удовлетворительная
11) Прямая цепочка рассуждений, при известных фактах, что на государственном предприятии задолженности и рекламаций нет, имеет следующую последовательность:
....... 2, 4, 1, 3
П1: Если Задолженность = нет и Рентабельность = хорошая, То Состояние = хорошее
П2: Если Предприятие = государственное, То Рентабельность = хорошая
П3: Если Состояние = хорошее и Репутация = удовлетворительная, То Надежность = хорошая
П4: Если Рекламаций = нет,
То Репутация = удовлетворительная
12) Обратная цепочка рассуждений с гипотезой о хорошей надежности, при известных фактах, что на государственном предприятии задолженности и рекламаций нет, имеет следующую последовательность: ....... 3, 4, 1, 2
П1: Если Задолженность = нет и Рентабельность = хорошая, То Состояние = хорошее
П2: Если Предприятие = государственное, То Рентабельность = хорошая
П3: Если Состояние = хорошее и Репутация = удовлетворительная, То Надежность = хорошая
П4: Если Рекламаций = нет,
То Репутация = удовлетворительная
8. Классификация ЭС
1) ЭС, осуществляющая генерацию вариантов решений, называется:
a) динамической
b) статической
c) аналитической
d) синтетической
2) ЭС, осуществляющая оценку и выбор вариантов решений, называется:
a) динамической
b) статической
c) аналитической
d) синтетической
3) ЭС, решающая задачи в условиях изменяющихся во времени исходных данных и знаний, называется:
a) динамической
b) статической
c) аналитической
d) синтетической
4) ЭС, решающая задачи в условиях, не изменяющихся во времени исходных данных и знаний, называется:
a) динамической
b) статической
c) аналитической
d) синтетической
5) Аналитическая ЭС – это:
a) ЭС, осуществляющая генерацию вариантов решений
b) ЭС, осуществляющая оценку вариантов решений
c) ЭС, решающая задачи в условиях изменяющихся во времени исходных дан- ных и знаний
d) ЭС, решающая задачи в условиях, не изменяющихся во времени исходных данных и знаний
6) Синтетическая ЭС – это:
a) ЭС, осуществляющая генерацию вариантов решений
b) ЭС, осуществляющая оценку вариантов решений
c) ЭС, решающая задачи в условиях изменяющихся во времени исходных данных и знаний
d) ЭС, решающая задачи в условиях не изменяющихся во времени исходных данных и знаний
7) Динамическая ЭС – это:
a) ЭС, осуществляющая генерацию вариантов решений
b) ЭС, осуществляющая оценку вариантов решений
c) ЭС, решающая задачи в условиях изменяющихся во времени исходных данных и знаний
d) ЭС, решающая задачи в условиях не изменяющихся во времени исходных данных и знаний
8) Статическая ЭС – это:
a) ЭС, осуществляющая генерацию вариантов решений
b) ЭС, осуществляющая оценку вариантов решений
c) ЭС, решающая задачи в условиях изменяющихся во времени исходных данных и знаний
d) ЭС, решающая задачи в условиях не изменяющихся во времени исходных данных и знаний
9) Слежение за текущей ситуацией с возможной последующей коррекцией называется:
a) диспетчированием
b) мониторингом
c) диагностикой
d) прогнозированием
10) Определение конфигурации объектов с точки зрения достижения заданных критериев эффективности и ограничений называется:
a) проектированием
b) планированием
c) диспетчированием
d) управлением
11) Установите соответствие рассматриваемых ситуаций и классов решаемых за- дач экспертной системы:
Текущая ситуация
Причина
Следствие
Новая ситуация
Действия по отображению текущей ситуации в новую ситуацию
Варианты:
a) планирование
b) прогнозирование
c) диагностика
d) интерпретация
12) Установите соответствие класса решаемой задачи и типа экспертной системы по характеру формирования решения:
Интерпретация
Планирование
Прогнозирование
Варианты:
a) анализ или синтез
b) синтез
c) анализ
13) Установите соответствие класса решаемой задачи и типа экспертной системы по характеру формирования решения:
Проектирование
Диагностика
Прогнозирование
Варианты:
a) анализ или синтез
b) синтез
c) анализ
14) Установите соответствие класса решаемой задачи и типа экспертной системы по степени статичности/динамичности:
Проектирование
Диагностика
Прогнозирование
Варианты:
a) динамика или статика
b) динамика
c) статика
15) Установите соответствие класса решаемой задачи и типа экспертной системы по степени статичности/динамичности:
Интерпретация
Планирование
Прогнозирование
Варианты:
a) динамика или статика
b) динамика
c) статика
16) Отметьте функции, которые реализуются в экспертной системе мониторинга:
a) интерпретация
b) диагностика
c) проектирование
d) прогнозирование
e) планирование
17) Отметьте функции, которые реализуются в экспертной системе управления:
a) учет
b) интерпретация
c) диагностика
d) нормирование
e) проектирование
f) прогнозирование
g) целеполагание
h) планирование
18) Экспертные системы экономического анализа относятся к:
a) аналитическим
b) синтетическим
c) статическим
d) динамическим
19) Экспертные системы инвестиционного проектирования относятся к :
a) аналитическим
b) синтетическим
c) статическим
d) динамическим
20) Экспертные системы управления бизнес-процессами относятся к:
a) аналитическим
b) синтетическим
c) статическим
d) динамическим
21) Классом решаемой задачи экспертной системы экономического анализа может быть:
a) интерпретация
b) диагностика
c) проектирование
d) прогнозирование
e) планирование
22) Классом решаемой задачи экспертной системы инвестиционного проектирования может быть:
a) интерпретация
b) диагностика
c) проектирование
d) прогнозирование
e) планирование
23) Классом решаемой задачи экспертной системы управления бизнес-процессами может быть:
a) интерпретация
b) диагностика
c) проектирование
d) прогнозирование
e) планирование
24) Отличие между синтетическими и динамическими экспертными системами заключается в:
a) обработке неопределенности знаний
b) использовании множества источников знаний
c) реакции на события
9. Концептуальные модели
1) Отражение структуры объектов, их свойств и связей представляет:
a) модель предметной области
b) модель проблемной области
2) Отражение методов решения задач представляет:
a) модель предметной области
b) модель проблемной области
3) Объектная модель является результатом:
a) этапа формализации
b) этапа идентификации
c) этапа концептуализации
d) этапа реализации
4) Объектная модель отражает фактуальное знание о составе:
a) объектов
b) свойств объектов
c) связей между объектами
d) объектов и их свойств
e) объектов, их свойств и связей
5)Структуру предметной области как совокупности взаимосвязанных объектов описывает:
a) объектная модель
b) функциональная модель
c) поведенческая модель
6) Действия и преобразования над объектами отражает:
a) объектная модель
b) функциональная модель
c) поведенческая модель
7) Взаимодействие объектов во временном аспекте рассматривает:
a) объектная модель
b) функциональная модель
c) поведенческая модель
8) Поведенческая модель отражает изменение состояний объектов в результате возникновения некоторых событий, влекущих за собой выполнение определенных действий
a) верно
b) неверно
9) Объектная модель, описывающая структуру предметной области как совокупности взаимосвязанных объектов, называется:
a) инфологической моделью
b) даталогической моделью
10) Обычно функциональная модель описания предметной области представляется графически в виде:
a) дерева целей
b) дерева решений
c) ER-модели
11) Зависимость целевой переменной от множества факторов – определяющих пo ременных – фиксирует:
a) дерево решений
b) дерево целей
c) поведенческая модель
12) Зависимость значения целевой переменной от комбинации значений факторов фиксирует:
a) дерево целей
b) дерево решений
c) поведенческая модель
13) Отношение агрегации в объектной модели концептуального этапа построения экспертной системы отражает семантическое отношение:
a) цель – средство
b) причина – следствие
c) целое – часть
14) Отношение обобщения в объектной модели концептуального этапа построения экспертной системы отражает отношение:
a) род – вид
b) причина – следствие
c) целое – часть
15) Дерево целей имеет .... уровней.
16) Дерево целей имеет .... уровней.
17) Правило построения дерева целей:
a) все вершины нижнего уровня подчиняются всем вершинам вышестоящего уровня иерархии
b) вершины нижнего уровня подчиняются одной вершине вышестоящего уровня иерархии
c) вершина нижнего уровня подчиняются только одной вершине выше- стоящего уровня иерархии
18) Правилом построения дерева целей не является:
a) все вершины нижнего уровня подчиняются всем вершинам вышестоящего уровня иерархии
b) все вершины нижнего уровня подчиняются одной вершине вышестоящего уровня иерархии
c) вершина нижнего уровня подчиняются только одной вершине вышестоящего уровня иерархии
19) Правило построения дерева целей:
a) вершины нижнего уровня должны быть результатом декомпозиции для вершины вышестоящего уровня иерархии
b) все вершины нижнего уровня должны подчиняться одной вершине выше- стоящего уровня иерархии
c) если для вершин нижнего уровня нет вершины вышестоящего уровня иерархии, она должна быть введена фиктивно
10. Формализация БЗ
1) В продукционной модели основной единицей знаний служит:
a) отношение
b) правило
c) предикат
d) факт
2) В понятие неопределенности знаний входит:
a) неполнота
b) изменчивость
c) многозначность
d) недостоверность
e) качественность оценок
3) Представление знаний в виде правила в большей степени ориентировано на представление структуры:
a) фактуального знания
b) операционного знания
c) нет правильного ответа
4) Объектные методы представления знаний в большей степени ориентированы на представление структуры:
a) фактуального знания
b) операционного знания
c) нет правильного ответа
5) Продукционная модель – это:
a) ориентированный граф, вершины которого – понятия, а дуги – отношения между ними
b) модель, позволяющая представить знание в виде предложений типа
«ЕСЛИ (условие), ТО (действие)»
c) структура данных с присоединенными процедурами
d) совокупность классов и объектов предметной среды
6) Семантическая сеть – это:
a) модель, позволяющая представить знание в виде предложений типа «ЕСЛИ (условие), ТО (действие)»
b) ориентированный граф, вершины которого – понятия, а дуги – отношения между ними
c) структура данных, предназначенная для представления некоторой стандарт- ной ситуации
d) совокупность классов и объектов предметной среды
7) Фрейм – это:
a) модель, позволяющая представить знание в виде предложений типа «ЕСЛИ (условие), ТО (действие)»
b) ориентированный граф, вершины которого – понятия, а дуги – отношения между ними
c) структура данных, предназначенная для представления некоторой стандартной ситуации
d) совокупность классов и объектов предметной среды
8) Объектно-ориентированный подход – представление системы в виде:
a) модели, позволяющей представить знание в виде предложений типа «ЕСЛИ (условие), ТО (действие)»
b) ориентированного графа, вершины которого – понятия, а дуги – отношения между ними
c) совокупности классов объектов, отвечающих требованиям инкапсуляции, полиморфизма, наследования
d) структуры данных, предназначенной для представления некоторой стандартной ситуации
9) Модель, реализующая и объекты, и правила с помощью предикатов первого порядка, являющаяся строго формализованной моделью с универсальным дедуктивным и монотонным методом логического вывода «от цели к данным», – это:
a) продукционная модель
b) фреймовая модель
c) семантическая сеть
d) логическая модель
e) объектно-ориентированная модель
10) Модель, позволяющая осуществлять эвристические методы вывода на правилах, которая может обрабатывать неопределенности в виде условных вероятностей, а так- же выполнять монотонный или немонотонный вывод, – это:
a) фреймовая модель
b) логическая модель
c) продукционная модель
d) семантическая сеть
e) объектно-ориентированная модель
11) Модель, позволяющая представить знания в виде ориентированного графа, вершины которого – понятия, а дуги – отношения между ними, – это:
a) продукционная модель
b) семантическая сеть
c) фрейм
d) объектно-ориентированная модель
12) Структура данных, предназначенная для представления некоторой стандартной ситуации – это:
a) продукционная модель
b) семантическая сеть
c) фрейм
d) объектно-ориентированная модель
13) Модель, использующая для реализации операционного знания присоединенные процедуры, – это:
a) логическая модель
b) продукционная модель
c) семантическая сеть
d) фреймовая модель
e) объектно-ориентированная модель
14) Представление системы в виде совокупности классов объектов предметной среды характерно для:
a) продукционной модели
b) семантической сети
c) фрейма
d) объектно-ориентированной модели
15) Моделью, позволяющей представить знания в виде предложений типа «ЕСЛИ (условие), ТО (действие)», является:
a) семантическая сеть
b) продукционная модель
c) фрейм
d) объектно-ориентированная модель
16) Моделями, реализующими обмен сообщениями между объектами, в большей степени ориентированными на решение динамических задач и отражение поведенческой модели, являются:
a) логическая модель
b) продукционная модель
c) семантическая сеть
d) объектно-ориентированная модель
e) фреймовая модель
17) Разнообразные отношения объектов отображаются в:
a) фреймовой модели
b) логической модели
c) продукционной модели
d) семантической сети
e) объектно-ориентированной модели
18) По сравнению с логической моделью продукционная модель предполагает:
a) более гибкую организацию работы механизма вывода
b) менее гибкую организацию работы механизма вывода
c) способность осуществлять выбор правил из множества возможных на данный момент времени в зависимости от определенных критериев
19) Продукционная модель предполагает более гибкую организацию работы механизма вывода по сравнению с логической моделью
a) верно
b) неверно
20) Фреймовая модель является частным случаем:
a) логической модели
b) продукционной модели
c) семантической сети
d) объектно-ориентированной модели
21) Объектно-ориентированная модель является развитием:
a) продукционной модели
b) фреймовой модели
c) логической модели
22) Наследование в ООП – это:
a) возможность создавать из классов новые классы объектов
b) скрытие информации о внутренней структуре объекта
c) способность объектов выбирать метод на основе типов данных, принимаемых в сообщении
23) Для наследования характерно:
a) использование атрибутов класса объектов подклассами объектов
b) использование методов класса объектов подклассами объектов
c) использование атрибутов и методов класса объектов подклассами объектов
d) нет правильного ответа
24) Инкапсуляция в ООП – это:
a) возможность создавать из классов новые классы
b) доступ к структуре данных через методы
c) способность объектов выбирать метод на основе типов данных, принимаемых в сообщении
25) Полиморфизм в ООП – это:
a) возможность создавать из классов новые классы по принципу «от общего к частному»
b) скрытие информации о внутренней структуре объекта
Тесты по дисциплине
«Интеллектуальные информационные системы:
1. Понятие данных, информации, знаний
1) Назовите традиционный признак системы обработки данных:
a) выделение операционного знания в базу знаний
b) неотделимость операционного и фактуального знаний
c) выделение метазнания, описывающего структуру знаний и отражающего модель предметной области
d) разделение фактуального и операционного знаний
2) Назовите характерный признак системы баз данных:
a) выделение операционного знания в базу знаний
b) неотделимость операционного и фактуального знаний
c) разделение фактуального и операционного знаний
d) выделение метазнания, описывающего структуру знаний и отражающего модель предметной области
3) Назовите характерный признак системы, основанной на знаниях:
a) выделение метазнания, описывающего структуру знаний и отражающего модель предметной области
b) выделение операционного знания в базу знаний
c) разделение фактуального и операционного знаний
d) неотделимость операционного и фактуального знаний
4) Факты, характеризующие объекты, процессы и явления предметной области, а также их свойства, – это:
a) данные
b) знания
c) информация
5) Данные, рассматриваемые в каком-либо контексте, из которого пользователь может составить собственное мнение, – это:
a) данные
b) знания
c) информация
6) Закономерности проблемной области, полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области, – это:
a) данные
b) знания
c) информация
7) Данные – это:
a) Факты, характеризующие объекты, процессы и явления предметной области
b) Закономерности проблемной области, полученные в результате практиче- ской деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области
c) Данные, рассматриваемые в каком-либо контексте, из которого пользователь может составить собственное мнение
8) Информация – это:
a) Факты, характеризующие объекты, процессы и явления предметной области, а также их свойства
b) Закономерности проблемной области, полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области
c) Данные, рассматриваемые в каком-либо контексте, из которого пользователь может составить собственное мнение
9) Знания – это:
a) Факты, характеризующие объекты, процессы и явления предметной области, а также их свойства
b) Закономерности проблемной области, полученные в результате практической деятельности и профессионального опыта, позволяющие специалистам ставить и решать задачи в этой области
c) Данные, рассматриваемые в каком-либо контексте, из которого пользователь может составить собственное мнение
10) Установите соответствие:
Знания – это:
Данные – это:
Информация – это:
Варианты:
a) записанные на каком-либо носителе факты
b) понятые субъектом факты и их зависимости, запоминающиеся для после- дующего применения
c) новые и полезные для решения задач факты
11) Данные соответствуют:
a) прагматическому аспекту отражения действительности
b) синтаксическому аспекту отражения действительности
c) семантическому аспекту отражения действительности
12) Информация соответствует:
a) синтаксическому аспекту отражения действительности
b) семантическому аспекту отражения действительности
c) прагматическому аспекту отражения действительности
13) Знания соответствуют:
a) прагматическому отображению действительности
b) синтаксическому отображению действительности
c) семантическому отображению действительности
14) Знаниями являются:
a) осмысленные факты
b) новые факты
c) зафиксированные факты
15) В качестве единиц знаний используются:
a) правила
b) факты
c) правила и факты
d) нет правильного ответа
16) Элементарной единицей структурного знания может быть:
a) объект
b) значение
c) факт
d) коэффициент уверенности
e) правило
17) Слабоформализуемая задача – это:
a) задача, для которой не определены все необходимые данные
b) задача, в которой данные изменяются в процессе решения
c) задача, для которой заранее не определен алгоритм решения
2. Понятие ИИС
1) Расставьте перечисленные типы ИС в порядке их развития:
a) системы баз данных
b) системы обработки данных
c) системы, основанные на моделях
d) системы, основанные на знаниях
(b, a, d, c)
2) Назовите традиционный признак системы обработки данных:
a) выделение операционного знания в базу знаний
b) неотделимость операционного и фактуального знаний
c) выделение метазнания, описывающего структуру знаний и отражающего модель предметной области
d) разделение фактуального и операционного знаний
3) Назовите характерный признак системы баз данных:
a) выделение операционного знания в базу знаний
b) неотделимость операционного и фактуального знаний
c) разделение фактуального и операционного знаний
d) выделение метазнания, описывающего структуру знаний и отражающего модель предметной области
4) Назовите характерный признак системы, основанной на знаниях:
a) выделение метазнания, описывающего структуру знаний и отражающего модель предметной области
b) выделение операционного знания в базу знаний
c) разделение фактуального и операционного знаний
d) неотделимость операционного и фактуального знаний
5) Отличие ИИС от обычных ИС заключается в наличии:
a) БД
b) СУБД
c) БЗ
6) Выделение операционного знания в базу знаний является свойством:
a) систем, основанных на моделях
b) систем баз данных
c) систем, основанных на знаниях
d) систем обработки данных
7) Неотделимость операционного и фактуального знаний является свойством:
a) систем, основанных на знаниях
b) систем, основанных на моделях
c) систем обработки данных
d) систем баз данных
8) ИС, основанная на концепции использования БЗ для генерации алгоритмов решения задач в конкретной предметной области, это:
a) ИИС
b) СППР
c) системы интеллектуального анализа данных
9) Признаками определения интеллектуальности информационной системы являются:
a) самообучаемость
b) коммуникативность
c) эффективность
d) решение сложных задач
e) нет правильного ответа
10) Экспертное знание – это:
a) знание, полученное из публикаций: отчетов, статей, книг
b) знание, отражающее опыт принятия решений экспертами
c) знание, извлекаемое из статистических данных
11) Экспертная система – это:
a) интеллектуальная система, обрабатывающая знания
b) интеллектуальная система, позволяющая решать сложные задачи на основе накапливаемого экспертного знания
c) интеллектуальная система, осуществляющая поиск релевантной для принятия решений информации
3. Классификация ИИС
1) Установите соответствие:
системы, основанные на прецедентах
многоагентные системы
гипертекстовые системы
Варианты:
a) динамические экспертные системы
b) самообучающиеся ИС
c) системы с интеллектуальным интерфейсом
2) Установите соответствие:
индуктивные системы
классифицирующие системы
контекстные системы помощи
Варианты:
a) экспертные системы
b) самообучающиеся ИС
c) системы с интеллектуальным интерфейсом
3) Установите соответствие:
многоагентные системы
нейросетевые системы
системы с когнитивной графикой
Варианты:
a) экспертные системы
b) самообучающиеся ИС
c) системы с интеллектуальным интерфейсом
4) Установите соответствие:
интеллектуальные базы данных
динамические системы
нейронные сети
Варианты:
a) экспертные системы
b) самообучающиеся ИС
c) системы с интеллектуальным интерфейсом
5) Установите соответствие:
системы интеллектуального анализа данных
гипертекстовые системы
динамические системы
Варианты:
a) экспертные системы
b) самообучающиеся ИС
c) системы с интеллектуальным интерфейсом
6) Установите соответствие:
системы, основанные на прецедентах
гипертекстовые системы
классифицирующие системы
Варианты:
a) экспертные системы
b) самообучающиеся ИС
c) системы с интеллектуальным интерфейсом
7) Установите соответствие:
системы с естественно-языковым интерфейсом
системы интеллектуального анализа данных
классифицирующие системы
Варианты:
a) экспертные системы
b) самообучающиеся ИС
c) системы с интеллектуальным интерфейсом
8) К системам с интеллектуальным интерфейсом относят:
a) интеллектуальные базы данных
b) системы, основанные на прецедентах
c) гипертекстовые системы
d) прикладные программы
e) системы когнитивной графики
9) Установите соответствие:
ИИС, предназначенная для поиска неявной информации в базе данных или тексте для произвольных запросов, составляемых на ограниченном естествен- ном языке
ИИС, предназначенная для решения слабоформализуемых задач на основе накапливаемого в базе знаний опыта работы эксперта в проблемной области
ИИС, предназначенная для автоматического формирования единиц знаний на основе примеров реальной практики
Варианты:
a) экспертная система
b) система с интеллектуальным интерфейсом
c) самообучающаяся система
10) Временной признак учитывается в экспертных системах:
a) динамических
b) детерминированных
c) аналитических
4. Архитектура ЭС
1) Выберите наиболее точное определение базы знаний:
a) совокупность правил принятия решений
b) совокупность единиц знаний, отражающих факты и зависимости фактов
c) совокупность описаний объектов и их связей
2) Назовите основные компоненты экспертной системы:
a) СУБД
b) интеллектуальный интерфейс
c) механизм вывода
d) прикладная программа
e) механизм объяснения
f) база знаний
g) программа вывода результата
h) механизм приобретения знаний
3) Экспертная система состоит из:
a) интеллектуального интерфейса
b) базы знаний
c) механизма вывода заключений
d) интеллектуального интерфейса, базы знаний и механизма вывода заключений
4) В инструментальную среду экспертной системы обязательно входят:
a) механизм вывода знаний
b) механизм доступа к данным
c) механизм приобретения знаний
d) механизм интервьюирования экспертов
e) механизм тестирования знаний
f) механизм объяснения
g) интеллектуальный интерфейс
h) интерфейс с информационной системой
5) В состав экспертной системы не входят:
a) механизм приобретения знаний
b) база знаний
c) механизм вывода заключений
d) база данных
e) нет правильного ответа
6) Центральным компонентом экспертной системы является:
a) БД
b) Интеллектуальный интерфейс
c) БЗ
7) Наибольшую стоимость имеет:
a) база знаний
b) механизм вывода
c) интеллектуальный интерфейс
d) механизм приобретения знаний
8) Процедура, выполняющая интерпретацию запроса пользователя к БЗ и формирующая ответ в удобной для него форме, – это:
a) механизм объяснения
b) интеллектуальный интерфейс
c) механизм приобретения знаний
d) механизм вывода
9) Механизм вывода:
a) обосновывает решение
b) формирует решение
c) выполняет решение
d) формирует и выполняет решение
5. Этапы проектирования ЭС
1) Установите порядок этапов проектирование экспертной системы:
a) концептуализация проблемной области
b) идентификация проблемной области
c) реализация экспертной системы
d) формализация базы знаний
e) тестирование экспертной системы
(b,a,d,c,e)
2) Идентификация знаний – это:
a) разработка неформального описания знаний о предметной области в виде графа, таблицы, диаграммы или текста
b) параметризация предметной области
c) создание прототипа ЭС
d) разработка БЗ на языке представления знаний
3) Концептуализация знаний – это:
a) получение инженером по знаниям наиболее полного из возможных представлений о предметной области и способах принятия решения в ней
b) создание прототипа ЭС
c) разработка неформального описания структуры знаний о предметной области в виде графа, таблицы, диаграммы или текста
d) разработка БЗ на языке представления знаний
4) Формализация знаний – это:
a) разработка неформального описания знаний о предметной области в виде графа, таблицы, диаграммы или текста
b) получение инженером по знаниям наиболее полного из возможных представлений о предметной области и способах принятия решения в ней
c) создание прототипа ЭС
d) разработка БЗ на языке представления знаний
5) Этап формализации базы знаний – это выбор метода представления знаний, в рамках которого проектируется логическая структура базы знаний
a) верно
b) неверно
6) Этап реализации экспертной системы заключается в:
a) настройке и доработке программного инструмента
b) наполнении базы знаний
c) настройке и доработке программного инструмента, наполнении базы знаний
d) нет правильного ответа
7) Получение инженером по знаниям наиболее полного из возможных представлений о предметной области и способах принятия решения в ней – это:
a) реализация
b) формализация знаний
c) идентификация знаний
d) концептуализация знаний
8) Разработка описания структуры знаний о предметной области в виде графа, таблицы, диаграммы или текста – это:
a) идентификация знаний
b) реализация
c) формализация знаний
d) концептуализация знаний
9) Разработка БЗ на языке представления знаний – это:
a) идентификация знаний
b) реализация
c) формализация знаний
d) концептуализация знаний
10) Создание прототипа ЭС – это:
a) идентификация знаний
b) формализация знаний
c) реализация
d) концептуализация знаний
11) На этапе построения концептуальной модели создается целостное и системное описание используемых знаний, отражающее сущность функционирования проблемной области
a) верно
b) неверно
12) Программный продукт GURU является:
a) оболочкой
b) программной средой
c) языком
6. Состав разработчиков ЭС
1) В создании ЭС участвует:
a) заказчик
b) пользователь
c) эксперт
d) инженер по знаниям
e) заказчик и эксперт
f) эксперт и инженер по знаниям
g) заказчик, эксперт и инженер по знаниям
2) Инженер по знаниям – это:
a) специалист, занимающийся извлечением знаний и их формализацией в БЗ
b) специалист, знания которого помещаются в БЗ
c) специалист, интеллектуальные способности которого расширяются благодаря использованию ЭС
3) Эксперт – это:
a) специалист, занимающийся извлечением знаний и их формализацией в БЗ
b) специалист, знания которого помещаются в БЗ
c) специалист, интеллектуальные способности которого расширяются благодаря использованию ЭС
4) Пользователь – это:
a) специалист, занимающийся извлечением знаний и их формализацией в БЗ
b) специалист, знания которого помещаются в БЗ
c) специалист, интеллектуальные способности которого расширяются благодаря использованию ЭС
5) На этапе идентификации проблемной области инженер по знаниям и эксперт играют следующие роли:
a) инженер по знаниям – активную, эксперт – пассивную
b) инженер по знаниям – пассивную, эксперт – активную
c) оба играют активную роль
d) оба играют пассивную роль
6) На этапе концептуализации проблемной области инженер по знаниям и эксперт играют следующие роли:
a) инженер по знаниям – активную, эксперт – пассивную
b) инженер по знаниям – пассивную, эксперт – активную
c) оба играют активную роль
d) оба играют пассивную роль
7) На этапе формализации базы знаний инженер по знаниям и эксперт играют следующие роли:
a) инженер по знаниям – активную, эксперт – пассивную
b) инженер по знаниям – пассивную, эксперт – активную
c) оба играют активную роль
d) оба играют пассивную роль
8) На этапе реализации экспертной системы инженер по знаниям и эксперт игра- ют следующие роли:
a) инженер по знаниям – активную, эксперт – пассивную
b) инженер по знаниям – пассивную, эксперт – активную
c) оба играют активную роль
d) оба играют пассивную роль
9) На этапе тестирования экспертной системы инженер по знаниям и эксперт играют следующие роли:
a) инженер по знаниям – активную, эксперт – пассивную
b) инженер по знаниям – пассивную, эксперт – активную
c) оба играют активную роль
d) оба играют пассивную роль
10) Базу знаний формируют:
a) инженеры по знаниям
b) пользователи
c) эксперты
7. Задачи
1) Результат выполнения правила cf(финансовое состояние) имеет фактор уверенности – cf ...60
Если Задолженность = нет cf 60 и Рентабельность = удовлетворительно cf 80,
То Финансовое состояние = удовлетворительно cf 100
2) Результат выполнения правила cf(финансовое состояние) имеет фактор уверенности – cf ...80
Если Задолженность = нет cf 60 или Рентабельность = удовлетворительно cf 80,
То Финансовое состояние += удовлетворительно cf 100
3) Результат выполнения правила cf(надежность) имеет фактор уверенности – cf
Если Финансовое состояние = удовлетворительно cf 60,
То Надежность += есть cf 90
4) Правило имеет фактор уверенности – cf ...42
Если Задолженность = нет cf 60 и Рентабельность = удовлетворительно cf 80,
То Финансовое состояние – = удовлетворительно cf 70
5) Результат объединения правил имеет фактор уверенности – cf ...77
П1: Если Фактор уверенности(Финансовое состояние = удовлетворительно) = 60,
То Надежность += есть cf 90
П2: Если Предприятие = государственное, То Надежность += есть cf 50
6) Результат объединения правил имеет фактор уверенности – cf ...37
П1: Если Финансовое состояние = удовлетворительно cf 60,
То Надежность – = есть cf 90
П2: Если Предприятие = государственное, То Надежность += есть cf 80
7) Результат объединения правил имеет фактор уверенности – cf ...45
П1: Если Финансовое состояние = удовлетворительно, То Надежность += есть cf 90
П2: Если Предприятие = государственное, То Надежность – = есть cf 50
8) Прямая цепочка рассуждений, при известных фактах, что задолженности и рекламаций нет, имеет следующую последовательность: .......4, 1, 3
П1: Если Задолженность = нет и Репутация = удовлетворительная, То Состояние = хорошее
П2: Если Задолженность = нет и Предприятие = государственное, То Состояние = хорошее
П3: Если Состояние = хорошее, То Надежность = хорошая
П4: Если Рекламаций = нет,
То Репутация = удовлетворительная
9) Прямая цепочка рассуждений, при известных фактах, что задолженности и рекламаций нет, имеет следующую последовательность: .......4, 1, 3
П1: Если Задолженность = нет и Репутация = удовлетворительная, То Состояние = хорошее
П2: Если Задолженность = нет и Предприятие = государственное, То Состояние = хорошее
П3: Если Состояние = хорошее, То Надежность = хорошая
П4: Если Рекламаций = нет,
То Репутация = удовлетворительная
10)Обратная цепочка рассуждений с гипотезой о хорошей надежности, при известных фактах, что задолженности и рекламаций нет, имеет следующую последовательность: ....... 3, 1, 4
П1: Если Задолженность = нет и Репутация = удовлетворительная, То Состояние = хорошее
П2: Если Задолженность = нет и Предприятие = государственное, То Состояние = хорошее
П3: Если Состояние = хорошее, То Надежность = хорошая
П4: Если Рекламаций = нет,
То Репутация = удовлетворительная
11) Прямая цепочка рассуждений, при известных фактах, что на государственном предприятии задолженности и рекламаций нет, имеет следующую последовательность:
....... 2, 4, 1, 3
П1: Если Задолженность = нет и Рентабельность = хорошая, То Состояние = хорошее
П2: Если Предприятие = государственное, То Рентабельность = хорошая
П3: Если Состояние = хорошее и Репутация = удовлетворительная, То Надежность = хорошая
П4: Если Рекламаций = нет,
То Репутация = удовлетворительная
12) Обратная цепочка рассуждений с гипотезой о хорошей надежности, при известных фактах, что на государственном предприятии задолженности и рекламаций нет, имеет следующую последовательность: ....... 3, 4, 1, 2
П1: Если Задолженность = нет и Рентабельность = хорошая, То Состояние = хорошее
П2: Если Предприятие = государственное, То Рентабельность = хорошая
П3: Если Состояние = хорошее и Репутация = удовлетворительная, То Надежность = хорошая
П4: Если Рекламаций = нет,
То Репутация = удовлетворительная
8. Классификация ЭС
1) ЭС, осуществляющая генерацию вариантов решений, называется:
a) динамической
b) статической
c) аналитической
d) синтетической
2) ЭС, осуществляющая оценку и выбор вариантов решений, называется:
a) динамической
b) статической
c) аналитической
d) синтетической
3) ЭС, решающая задачи в условиях изменяющихся во времени исходных данных и знаний, называется:
a) динамической
b) статической
c) аналитической
d) синтетической
4) ЭС, решающая задачи в условиях, не изменяющихся во времени исходных данных и знаний, называется:
a) динамической
b) статической
c) аналитической
d) синтетической
5) Аналитическая ЭС – это:
a) ЭС, осуществляющая генерацию вариантов решений
b) ЭС, осуществляющая оценку вариантов решений
c) ЭС, решающая задачи в условиях изменяющихся во времени исходных дан- ных и знаний
d) ЭС, решающая задачи в условиях, не изменяющихся во времени исходных данных и знаний
6) Синтетическая ЭС – это:
a) ЭС, осуществляющая генерацию вариантов решений
b) ЭС, осуществляющая оценку вариантов решений
c) ЭС, решающая задачи в условиях изменяющихся во времени исходных данных и знаний
d) ЭС, решающая задачи в условиях не изменяющихся во времени исходных данных и знаний
7) Динамическая ЭС – это:
a) ЭС, осуществляющая генерацию вариантов решений
b) ЭС, осуществляющая оценку вариантов решений
c) ЭС, решающая задачи в условиях изменяющихся во времени исходных данных и знаний
d) ЭС, решающая задачи в условиях не изменяющихся во времени исходных данных и знаний
8) Статическая ЭС – это:
a) ЭС, осуществляющая генерацию вариантов решений
b) ЭС, осуществляющая оценку вариантов решений
c) ЭС, решающая задачи в условиях изменяющихся во времени исходных данных и знаний
d) ЭС, решающая задачи в условиях не изменяющихся во времени исходных данных и знаний
9) Слежение за текущей ситуацией с возможной последующей коррекцией называется:
a) диспетчированием
b) мониторингом
c) диагностикой
d) прогнозированием
10) Определение конфигурации объектов с точки зрения достижения заданных критериев эффективности и ограничений называется:
a) проектированием
b) планированием
c) диспетчированием
d) управлением
11) Установите соответствие рассматриваемых ситуаций и классов решаемых за- дач экспертной системы:
Текущая ситуация
Причина
Следствие
Новая ситуация
Действия по отображению текущей ситуации в новую ситуацию
Варианты:
a) планирование
b) прогнозирование
c) диагностика
d) интерпретация
12) Установите соответствие класса решаемой задачи и типа экспертной системы по характеру формирования решения:
Интерпретация
Планирование
Прогнозирование
Варианты:
a) анализ или синтез
b) синтез
c) анализ
13) Установите соответствие класса решаемой задачи и типа экспертной системы по характеру формирования решения:
Проектирование
Диагностика
Прогнозирование
Варианты:
a) анализ или синтез
b) синтез
c) анализ
14) Установите соответствие класса решаемой задачи и типа экспертной системы по степени статичности/динамичности:
Проектирование
Диагностика
Прогнозирование
Варианты:
a) динамика или статика
b) динамика
c) статика
15) Установите соответствие класса решаемой задачи и типа экспертной системы по степени статичности/динамичности:
Интерпретация
Планирование
Прогнозирование
Варианты:
a) динамика или статика
b) динамика
c) статика
16) Отметьте функции, которые реализуются в экспертной системе мониторинга:
a) интерпретация
b) диагностика
c) проектирование
d) прогнозирование
e) планирование
17) Отметьте функции, которые реализуются в экспертной системе управления:
a) учет
b) интерпретация
c) диагностика
d) нормирование
e) проектирование
f) прогнозирование
g) целеполагание
h) планирование
18) Экспертные системы экономического анализа относятся к:
a) аналитическим
b) синтетическим
c) статическим
d) динамическим
19) Экспертные системы инвестиционного проектирования относятся к :
a) аналитическим
b) синтетическим
c) статическим
d) динамическим
20) Экспертные системы управления бизнес-процессами относятся к:
a) аналитическим
b) синтетическим
c) статическим
d) динамическим
21) Классом решаемой задачи экспертной системы экономического анализа может быть:
a) интерпретация
b) диагностика
c) проектирование
d) прогнозирование
e) планирование
22) Классом решаемой задачи экспертной системы инвестиционного проектирования может быть:
a) интерпретация
b) диагностика
c) проектирование
d) прогнозирование
e) планирование
23) Классом решаемой задачи экспертной системы управления бизнес-процессами может быть:
a) интерпретация
b) диагностика
c) проектирование
d) прогнозирование
e) планирование
24) Отличие между синтетическими и динамическими экспертными системами заключается в:
a) обработке неопределенности знаний
b) использовании множества источников знаний
c) реакции на события
9. Концептуальные модели
1) Отражение структуры объектов, их свойств и связей представляет:
a) модель предметной области
b) модель проблемной области
2) Отражение методов решения задач представляет:
a) модель предметной области
b) модель проблемной области
3) Объектная модель является результатом:
a) этапа формализации
b) этапа идентификации
c) этапа концептуализации
d) этапа реализации
4) Объектная модель отражает фактуальное знание о составе:
a) объектов
b) свойств объектов
c) связей между объектами
d) объектов и их свойств
e) объектов, их свойств и связей
5)Структуру предметной области как совокупности взаимосвязанных объектов описывает:
a) объектная модель
b) функциональная модель
c) поведенческая модель
6) Действия и преобразования над объектами отражает:
a) объектная модель
b) функциональная модель
c) поведенческая модель
7) Взаимодействие объектов во временном аспекте рассматривает:
a) объектная модель
b) функциональная модель
c) поведенческая модель
8) Поведенческая модель отражает изменение состояний объектов в результате возникновения некоторых событий, влекущих за собой выполнение определенных действий
a) верно
b) неверно
9) Объектная модель, описывающая структуру предметной области как совокупности взаимосвязанных объектов, называется:
a) инфологической моделью
b) даталогической моделью
10) Обычно функциональная модель описания предметной области представляется графически в виде:
a) дерева целей
b) дерева решений
c) ER-модели
11) Зависимость целевой переменной от множества факторов – определяющих пo ременных – фиксирует:
a) дерево решений
b) дерево целей
c) поведенческая модель
12) Зависимость значения целевой переменной от комбинации значений факторов фиксирует:
a) дерево целей
b) дерево решений
c) поведенческая модель
13) Отношение агрегации в объектной модели концептуального этапа построения экспертной системы отражает семантическое отношение:
a) цель – средство
b) причина – следствие
c) целое – часть
14) Отношение обобщения в объектной модели концептуального этапа построения экспертной системы отражает отношение:
a) род – вид
b) причина – следствие
c) целое – часть
15) Дерево целей имеет .... уровней.
16) Дерево целей имеет .... уровней.
17) Правило построения дерева целей:
a) все вершины нижнего уровня подчиняются всем вершинам вышестоящего уровня иерархии
b) вершины нижнего уровня подчиняются одной вершине вышестоящего уровня иерархии
c) вершина нижнего уровня подчиняются только одной вершине выше- стоящего уровня иерархии
18) Правилом построения дерева целей не является:
a) все вершины нижнего уровня подчиняются всем вершинам вышестоящего уровня иерархии
b) все вершины нижнего уровня подчиняются одной вершине вышестоящего уровня иерархии
c) вершина нижнего уровня подчиняются только одной вершине вышестоящего уровня иерархии
19) Правило построения дерева целей:
a) вершины нижнего уровня должны быть результатом декомпозиции для вершины вышестоящего уровня иерархии
b) все вершины нижнего уровня должны подчиняться одной вершине выше- стоящего уровня иерархии
c) если для вершин нижнего уровня нет вершины вышестоящего уровня иерархии, она должна быть введена фиктивно
10. Формализация БЗ
1) В продукционной модели основной единицей знаний служит:
a) отношение
b) правило
c) предикат
d) факт
2) В понятие неопределенности знаний входит:
a) неполнота
b) изменчивость
c) многозначность
d) недостоверность
e) качественность оценок
3) Представление знаний в виде правила в большей степени ориентировано на представление структуры:
a) фактуального знания
b) операционного знания
c) нет правильного ответа
4) Объектные методы представления знаний в большей степени ориентированы на представление структуры:
a) фактуального знания
b) операционного знания
c) нет правильного ответа
5) Продукционная модель – это:
a) ориентированный граф, вершины которого – понятия, а дуги – отношения между ними
b) модель, позволяющая представить знание в виде предложений типа
«ЕСЛИ (условие), ТО (действие)»
c) структура данных с присоединенными процедурами
d) совокупность классов и объектов предметной среды
6) Семантическая сеть – это:
a) модель, позволяющая представить знание в виде предложений типа «ЕСЛИ (условие), ТО (действие)»
b) ориентированный граф, вершины которого – понятия, а дуги – отношения между ними
c) структура данных, предназначенная для представления некоторой стандарт- ной ситуации
d) совокупность классов и объектов предметной среды
7) Фрейм – это:
a) модель, позволяющая представить знание в виде предложений типа «ЕСЛИ (условие), ТО (действие)»
b) ориентированный граф, вершины которого – понятия, а дуги – отношения между ними
c) структура данных, предназначенная для представления некоторой стандартной ситуации
d) совокупность классов и объектов предметной среды
8) Объектно-ориентированный подход – представление системы в виде:
a) модели, позволяющей представить знание в виде предложений типа «ЕСЛИ (условие), ТО (действие)»
b) ориентированного графа, вершины которого – понятия, а дуги – отношения между ними
c) совокупности классов объектов, отвечающих требованиям инкапсуляции, полиморфизма, наследования
d) структуры данных, предназначенной для представления некоторой стандартной ситуации
9) Модель, реализующая и объекты, и правила с помощью предикатов первого порядка, являющаяся строго формализованной моделью с универсальным дедуктивным и монотонным методом логического вывода «от цели к данным», – это:
a) продукционная модель
b) фреймовая модель
c) семантическая сеть
d) логическая модель
e) объектно-ориентированная модель
10) Модель, позволяющая осуществлять эвристические методы вывода на правилах, которая может обрабатывать неопределенности в виде условных вероятностей, а так- же выполнять монотонный или немонотонный вывод, – это:
a) фреймовая модель
b) логическая модель
c) продукционная модель
d) семантическая сеть
e) объектно-ориентированная модель
11) Модель, позволяющая представить знания в виде ориентированного графа, вершины которого – понятия, а дуги – отношения между ними, – это:
a) продукционная модель
b) семантическая сеть
c) фрейм
d) объектно-ориентированная модель
12) Структура данных, предназначенная для представления некоторой стандартной ситуации – это:
a) продукционная модель
b) семантическая сеть
c) фрейм
d) объектно-ориентированная модель
13) Модель, использующая для реализации операционного знания присоединенные процедуры, – это:
a) логическая модель
b) продукционная модель
c) семантическая сеть
d) фреймовая модель
e) объектно-ориентированная модель
14) Представление системы в виде совокупности классов объектов предметной среды характерно для:
a) продукционной модели
b) семантической сети
c) фрейма
d) объектно-ориентированной модели
15) Моделью, позволяющей представить знания в виде предложений типа «ЕСЛИ (условие), ТО (действие)», является:
a) семантическая сеть
b) продукционная модель
c) фрейм
d) объектно-ориентированная модель
16) Моделями, реализующими обмен сообщениями между объектами, в большей степени ориентированными на решение динамических задач и отражение поведенческой модели, являются:
a) логическая модель
b) продукционная модель
c) семантическая сеть
d) объектно-ориентированная модель
e) фреймовая модель
17) Разнообразные отношения объектов отображаются в:
a) фреймовой модели
b) логической модели
c) продукционной модели
d) семантической сети
e) объектно-ориентированной модели
18) По сравнению с логической моделью продукционная модель предполагает:
a) более гибкую организацию работы механизма вывода
b) менее гибкую организацию работы механизма вывода
c) способность осуществлять выбор правил из множества возможных на данный момент времени в зависимости от определенных критериев
19) Продукционная модель предполагает более гибкую организацию работы механизма вывода по сравнению с логической моделью
a) верно
b) неверно
20) Фреймовая модель является частным случаем:
a) логической модели
b) продукционной модели
c) семантической сети
d) объектно-ориентированной модели
21) Объектно-ориентированная модель является развитием:
a) продукционной модели
b) фреймовой модели
c) логической модели
22) Наследование в ООП – это:
a) возможность создавать из классов новые классы объектов
b) скрытие информации о внутренней структуре объекта
c) способность объектов выбирать метод на основе типов данных, принимаемых в сообщении
23) Для наследования характерно:
a) использование атрибутов класса объектов подклассами объектов
b) использование методов класса объектов подклассами объектов
c) использование атрибутов и методов класса объектов подклассами объектов
d) нет правильного ответа
24) Инкапсуляция в ООП – это:
a) возможность создавать из классов новые классы
b) доступ к структуре данных через методы
c) способность объектов выбирать метод на основе типов данных, принимаемых в сообщении
25) Полиморфизм в ООП – это:
a) возможность создавать из классов новые классы по принципу «от общего к частному»
b) скрытие информации о внутренней структуре объекта
Похожие материалы
Интеллектуальные информационные системы — Ответы на тест Синергия
EkatViktorovna
: 5 февраля 2024
Интеллектуальные информационные системы - тест с ответами Синергия.
Результат - 95 ИЗ 100 БАЛЛОВ.
2024 год сдачи.
Ниже можно ознакомиться с вопросами по тесту Интеллектуальные информационные системы.
Семантическая сеть – это …
совокупность классов и объектов предметной среды
структура данных, предназначенная для представления некоторой стандартной ситуации
ориентированный граф, вершины которого – понятия, а дуги – отношения между ними модель,
позволяющая представить знание в виде предложени
250 руб.
Психосемантика тест с ответами Синергия 2022
StudentHelp
: 8 января 2023
Психосемантика тест с ответами Синергия 2022.
30 вопросов с ответами.
Сдано в 2022 году на 90 баллов.
390 руб.
Международные_расчеты_по_экспортно_импортным_операциям тест с ответами Синергия 2022
StudentHelp
: 8 января 2023
Международные_расчеты_по_экспортно_импортным_операциям тест с ответами Синергия 2022
51 вопрос с ответами.
Сдано на 83+ баллов в 2022 году.
390 руб.
Конфликтология - тест с ответами - Синергия - 2022
StudentHelp
: 29 ноября 2022
Конфликтология - тест с ответами - Синергия - 2022
Большой сборник ответов: 70 вопросов с ответами
Сдано в 2022 году на 90+ баллов!
390 руб.
Философия - тест с ответами - СИНЕРГИЯ - 2022
StudentHelp
: 16 ноября 2022
Философия - тест с ответами - СИНЕРГИЯ - 2022
230 вопросов с ответами
Сдано на 97 баллов в 2022 году.
Форматы файлов: Adobe Acrobat (PDF)
Для удобства воспользуйтесь поиском по странице (Ctrl+F)
Ответы выделены цветом!
390 руб.
Макроэкономика - тест с ответами - Синергия - 2022
StudentHelp
: 9 ноября 2022
Макроэкономика - тест с ответами - Синергия - 2022
91 вопрос с ответами
Ответы выделены цветом
390 руб.
Психология - тест с ответами Синергия - 2022
StudentHelp
: 11 октября 2022
Психология - тест с ответами Синергия - 2022
67 вопросов с ответами.
Ответы выделены цветом
67 вопросов с ответами.
Ответы выделены цветом
390 руб.
Эконометрика - тест с ответами - Синергия - 2022
StudentHelp
: 11 октября 2022
Эконометрика - тест с ответами - Синергия - 2022
168 вопросов с ответами
Сдано на 97 баллов в 2022 году.
Ответы выделены цветом.
390 руб.
Другие работы
ММА/ИДО Иностранный язык в профессиональной сфере (ЛТМ) Тест 20 из 20 баллов 2024 год
mosintacd
: 28 июня 2024
ММА/ИДО Иностранный язык в профессиональной сфере (ЛТМ) Тест 20 из 20 баллов 2024 год
Московская международная академия Институт дистанционного образования Тест оценка ОТЛИЧНО
2024 год
Ответы на 20 вопросов
Результат – 100 баллов
С вопросами вы можете ознакомиться до покупки
ВОПРОСЫ:
1. We have … to an agreement
2. Our senses are … a great role in non-verbal communication
3. Saving time at business communication leads to … results in work
4. Conducting negotiations with foreigners we shoul
150 руб.
Задание №2. Методы управления образовательными учреждениями
studypro
: 13 октября 2016
Практическое задание 2
Задание 1. Опишите по одному примеру использования каждого из методов управления в Вашей профессиональной деятельности.
Задание 2. Приняв на работу нового сотрудника, Вы надеялись на более эффективную работу, но в результате разочарованы, так как он не соответствует одному из важнейших качеств менеджера - самодисциплине. Он не обязателен, не собран, не умеет отказывать и т.д.. Но, тем не менее, он отличный профессионал в своей деятельности. Какими методами управления Вы во
200 руб.
Особенности бюджетного финансирования
Aronitue9
: 24 августа 2012
Содержание:
Введение
Теоретические основы бюджетного финансирования
Понятие и сущность бюджетного финансирования
Характеристика основных форм бюджетного финансирования
Анализ бюджетного финансирования образования
Понятие и источники бюджетного финансирования образования
Проблемы бюджетного финансирования образования
Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования
Заключение
Список использованный литературы
Цель курсовой работы – исследовать особенности бюджетного фин
20 руб.
Программирование (часть 1-я). Зачёт. Билет №2
sibsutisru
: 3 сентября 2021
ЗАЧЕТ по дисциплине “Программирование (часть 1)”
Билет 2
Определить значение переменной y после работы следующего фрагмента программы:
a = 3; b = 2 * a – 10; x = 0; y = 2 * b + a;
if ( b > y ) or ( 2 * b < y + a ) ) then begin x = b – y; y = x + 4 end;
if ( a + b < 0 ) and ( y + x > 2 ) ) then begin x = x + y; y = x – 2 end;
200 руб.