Чувственное познание. Проблема первичных и вторичных качеств
Состав работы
|
|
|
|
Работа представляет собой zip архив с файлами (распаковать онлайн), которые открываются в программах:
- Microsoft Word
Описание
Факт получения многообразных и жизненно необходимых знаний посредством органов чувств не вызывает сомнений. К чувственно-сенситивным источникам наших знаний могут быть отнесены следующие конкретные способности телесно-перцептивной сферы сознания.
Внутренние (или органические) ощущения — это самое первичное, большей частью совершенно неосознаваемое витальное знание о процессах, происходящих в нашем теле, благодаря которому контролируется и поддерживается оптимальная жизнедеятельность организма. Известно, какой сложнейший комплекс бессознательных интероцептивных ощущений лежит в основе инстинктивных (например, хватательных и сосательных) движений младенца, не говоря уже о приобретенных реакциях типа речевой деятельности или прямохождения.
Любопытно, что такие внутренние ощущения, как голод, жажда, боль, крайне трудно отделить от эмоциональной сферы. В свое время на это обратил внимание С.Л. Франк, говоря, что невозможно строго разделить, например, внутреннее ощущение голода и непосредственно, всем существом переживаемое, «чувство голода».
При всей невозможности однозначно развести телесные ощущения и первичные эмоциональные реакции организма между ними, тем не менее, существуют вполне определенные различия. Еще Т. Гоббс отличал внутренние ощущения, определяемые модусом «приятное—неприятное», как направленные вовне организма, от эмоций (страстей), связанных с удовольствием и неудовольствием, являющихся по его мнению, «движениями, направленными вовнутрь».
Приведем ряд конкретных примеров, подтверждающих правоту Т. Гоббса Так, можно испытывать приятные физиологические ощущения при поглощении вкусной и острой пищи, но при этом ощущать эмоциональный дискомфорт, памятуя о могущей открыться язве желудка. И наоборот: можно испытывать физическую боль при сдаче донорской крови, но и одновременно радость от сознания того, что она кому-то может спасти жизнь. Наконец, можно указать на патологические отклонения в психике типа мазохизма, когда испытывают удовольствие от боли, или синдрома Кандинского—Клеромбо, когда болевые ощущения спокойно переживаются как принадлежащие другому лицу. Общая же закономерность становления сознания, по-видимому, такова: чем выше уровень перцептивных и эмоциональных способностей, тем четче проявляется их специфика.
Система внешних (экстероцептивных) ощущений — это деятельность внешних органов чувств, обеспечивающая получение сенсорной информации (тактильной, зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной) об отдельных свойствах предметов и процессов окружающего мира.
Особенностью внешних ощущений служит, с одной стороны, их удивительная взаимная скоординированность (нормальный бодрствующий человек получает внешнюю информацию всегда от разных рецепторов, но не ощущает в ней никакой рассогласованности), а с другой — не менее поразительная возможность их взаимной компенсации. Пожалуй, самый выдающийся пример последней особенности — это успешная социализация слепоглухонемых детей, связанных с внешним миром в основном посредством тактильных ощущений, которая была осуществлена школой Соколянского—Мещерякова.
Внутренние (или органические) ощущения — это самое первичное, большей частью совершенно неосознаваемое витальное знание о процессах, происходящих в нашем теле, благодаря которому контролируется и поддерживается оптимальная жизнедеятельность организма. Известно, какой сложнейший комплекс бессознательных интероцептивных ощущений лежит в основе инстинктивных (например, хватательных и сосательных) движений младенца, не говоря уже о приобретенных реакциях типа речевой деятельности или прямохождения.
Любопытно, что такие внутренние ощущения, как голод, жажда, боль, крайне трудно отделить от эмоциональной сферы. В свое время на это обратил внимание С.Л. Франк, говоря, что невозможно строго разделить, например, внутреннее ощущение голода и непосредственно, всем существом переживаемое, «чувство голода».
При всей невозможности однозначно развести телесные ощущения и первичные эмоциональные реакции организма между ними, тем не менее, существуют вполне определенные различия. Еще Т. Гоббс отличал внутренние ощущения, определяемые модусом «приятное—неприятное», как направленные вовне организма, от эмоций (страстей), связанных с удовольствием и неудовольствием, являющихся по его мнению, «движениями, направленными вовнутрь».
Приведем ряд конкретных примеров, подтверждающих правоту Т. Гоббса Так, можно испытывать приятные физиологические ощущения при поглощении вкусной и острой пищи, но при этом ощущать эмоциональный дискомфорт, памятуя о могущей открыться язве желудка. И наоборот: можно испытывать физическую боль при сдаче донорской крови, но и одновременно радость от сознания того, что она кому-то может спасти жизнь. Наконец, можно указать на патологические отклонения в психике типа мазохизма, когда испытывают удовольствие от боли, или синдрома Кандинского—Клеромбо, когда болевые ощущения спокойно переживаются как принадлежащие другому лицу. Общая же закономерность становления сознания, по-видимому, такова: чем выше уровень перцептивных и эмоциональных способностей, тем четче проявляется их специфика.
Система внешних (экстероцептивных) ощущений — это деятельность внешних органов чувств, обеспечивающая получение сенсорной информации (тактильной, зрительной, слуховой, вкусовой, обонятельной) об отдельных свойствах предметов и процессов окружающего мира.
Особенностью внешних ощущений служит, с одной стороны, их удивительная взаимная скоординированность (нормальный бодрствующий человек получает внешнюю информацию всегда от разных рецепторов, но не ощущает в ней никакой рассогласованности), а с другой — не менее поразительная возможность их взаимной компенсации. Пожалуй, самый выдающийся пример последней особенности — это успешная социализация слепоглухонемых детей, связанных с внешним миром в основном посредством тактильных ощущений, которая была осуществлена школой Соколянского—Мещерякова.
Похожие материалы
Диалектика чувственного и рационального познания
alfFRED
: 17 ноября 2012
Гносеология–изучает общие закономерности познания.
Обыденное познание–основано на использовании социального опыта(трудового, семейного и т.д.). Отражает свои объекты в зависимости от реальных жизненных потребностей людей. Использует обыденный язык. Основной метод классификации знания–здравый смысл. Носит рецептурный характер, дает предписания, результат его предписаний–этикет. Обыденное знание очень субъективно.
Научное познание- отличается по уровню, глубине проникновения в сущность вещей, стре
10 руб.
Эмпиризм и рационализм философии Нового времени. Значение чувственного и рационального уровней познания в общественной деятельности
Lokard
: 16 ноября 2013
Содержание
Введение……………………………………………………………………3
1. Характерные черты эмпиризма философии Нового времени………………………………………………………………….5
2. Рационализм философии Нового времени…………………………..12
3. Отличия и взаимосвязь чувственного и рационального в научном познании……………………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………..25
Список литературы……………………………………………………….27
Введение
В современном мире, в нашей повседневной жизни, в нашей службе с каждым годом все более значимым становится знание. И это
10 руб.
Другие работы
Курсовая работа По дисциплине: Теория электрической связи Разработка системы связи для передачи непрерывных сообщений дискретными сигналами Вариант: 12
наташ
: 22 февраля 2012
Введение 3
Техническое задание 4
Исходные данные 4
1.Структурная схема системы связи 5
2.Структурная схема приемника 8
3.Принятие решения приемником по одному отсчету 11
4.Вероятность ошибки на выходе приемника 14
5.Выигрыш в отношении сигнал/шум при применении оптимального приемника. 15
6.Максимально возможная помехоустойчивость при заданном виде сигнала. 16
7.Принятие решения приемником по трем независимым отсчетам. 17
8.Вероятность ошибки при использовании метода синхронного накопления.
350 руб.
Спроектировать и рассчитать экскаватор ЭО-3322Б
Рики-Тики-Та
: 6 февраля 2012
Содержание
Введение
1. Обоснование темы дипломного проекта. Патентный поиск………..
2. Конструкторская часть ………………………………………………..
Проверочный расчет гидропривода экскаватора ЭО-3322Б ..…...
Определение усилий в гидроцилиндре рукояти в зависимости
от угла наклона стрелы к горизонту ………………………………
Определение усилий в гидроцилиндрах подъема и опускания
стрелы к горизонту ….……………………………………………...
Проверочный расчет осн
55 руб.
Колесо центробежного насоса ЦНС-25-1400-Чертеж-Оборудование для добычи и подготовки нефти и газа-Курсовая работа-Дипломная работа
lesha.nakonechnyy.92@mail.ru
: 25 июля 2016
Колесо центробежного насоса ЦНС-25-1400-(Формат Компас-CDW, Autocad-DWG, Adobe-PDF, Picture-Jpeg)-Чертеж-Оборудование для добычи и подготовки нефти и газа-Курсовая работа-Дипломная работа
186 руб.
Лабораторная работа №2 по дисциплине: Проектирование и эксплуатация сетей связи. Вариант 7
SibGUTI2
: 15 октября 2024
Лабораторная работа 2
Тема: Исследование структурной надежности сети связи
Цель: Знакомство с методами определения показателей структурной надежности. Приобретение навыков исследования структурной надежности
сетей связи на ЭВМ.
При выполнении лабораторной работы необходимо:
1. Изучить теорию.
2. Пройти тест (результаты выполнения теста в виде скриншота включить в отчет).
3. Выполнить работы («Выполнение работы»). Результаты включить в отчет:
- структуры исследуемых сетей;
- результат выполне
300 руб.