Соц-экон развитие СССР в послевоенный период

Состав работы

material.view.file_icon
material.view.file_icon соц-экон развитие СССР в послевоенный период.docx
Работа представляет собой rar архив с файлами (распаковать онлайн), которые открываются в программах:
  • Microsoft Word

Описание

Содержание

Введение 3
Глава 1.Характеристика социально-экономического развития СССР в послевоенный период
§1. Экономическое развитие СССР в послевоенный период 10
§2. Социальное развитие СССР в послевоенный период 24
Глава 2. Методические аспекты изучения социально-экономического развития СССР в послевоенный период
§1. Реализация темы «Социально-экономическое развитие СССР в послевоенный период» на ступени основного общего образования 38
§2. Методические рекомендации к уроку истории в 9 классе «Социально-экономическое развитие СССР в послевоенный период» 41
Заключение 48
Список источников и литературы 52
Приложение 1. Аннотация…………………………………………………………
Приложение А………………………………………………………………………
Приложение Б……………………………………………………………………….

Дополнительная информация

ВВЕДЕНИЕ
Советская экономика за время своего существования прошла длительный и сложный путь. К сожалению, исследователи часто недооценивают значение некоторых ее этапов. Так период послевоенного восстановления СССР (1945–1953 гг.) представляет исследователький интерес, в первую очередь, огромным опытом народа и государства по преодолению тяжелейших последствий Великой Отечественной войны. Этот опыт может и должен быть востребован современной наукой и использован в реализации современных целей.
В свое время задачи возрождения народного хозяйства были порождены Первой мировой и гражданской, Великой Отечественной войнами. Ныне введенные против Российской Федерации экономические санкции привели к необходимости восстанавливать экономику. Исторические причины разные, но задачи возрождения экономики во многом одни и те же. Масштабы проблем, переживавшихся страной в результате военных катаклизмов и вызванные событиями XXI века вполне сопоставимы. Частью современного системного кризиса в России является кризис экономики, сложнейшая демографическая ситуация и т.д. Общество вновь стоит перед необходимостью возрождения народного хозяйства. В поисках ответа на вопросы о путях выхода из кризиса, нормализации жизнедеятельности общества закономерно обращение к историческому опыту, к тем моментам нашей истории, когда на смену потрясениям и катастрофам приходило восстановление. Подлинное историческое знание может помочь сделать выводы из прошлого опыта и без новых трагических ошибок решать сложнейшие проблемы сегодняшнего и завтрашнего дня. Поэтому обращение к теме социально-экономического развития СССР в период с 1945 по 1953 гг. весьма актуально.
В отечественной историографии проблем послевоенного развития можно выделить три периода: первый — с конца 1940-х гг. до конца 1950-х гг. второй — до конца 1980-х гг., третий — до настоящего времени.
Основное внимание в исследованиях уделялось: а) промышленности, б) сельскому хозяйству, в) социальной сфере и г) партийному руководству.
В первый период ученые, занимавшиеся вопросами восстановления и развития индустрии, концентрировали внимание на их темпах, подъеме культурно-технического уровня рабочего класса и трудовой активности масс, основным проявлением которой считалось соревнование. Можно выделить работу Геращенко Б. «Новый мощный подъем народного хозяйства СССР в первой послевоенной пятилетке» [23].
Заметным явлением в историографии 1960—1970-х гг. стало появление «Экономики СССР в послевоенный период: (Крат. экон. обзор)» под редакцией А. Н. Ефимова [64], монографий Н.Я. Бромлей «Уровень жизни в СССР» [10], Бейлина Е.Э. «Экономическая политика партии и ее осуществление в промышленности СССР в условиях развитого социализма» [7], Волков И.М. «Колхозная деревня в первый послевоенный год» [17], «Колхозное крестьянство СССР в первые послевоенные годы» [18], «Трудовой подвиг советского крестьянства в послевоенные годы» [19], Некрасова И.М. «Развитие электрификации СССР, 40-60-е годы» [35], Погудин В.И. «Социалистические преобразования сельского хозяйства СССР: историография и проблемы изучения» [39], Помазанов С.Н. «Формирование народнохозяйственного комплекса в СССР» [41], Утенков А.Я. «КПСС организатор и руководитель социалистического соревнования в промышленности в послевоенные годы (1946-1950 гг.)» [61], Ю.А. Приходько «Восстановление индустрии.1942–1950» [46], С.Л. Сенявского «Изменения в социальной структуре советского общества. 1938—1970» [53]. Наряду с положительными моментами их авторы осмелились назвать ряд существенных недостатков в работе промышленных предприятий в послевоенный период, объяснив их, как было принято, нарушением ленинских принципов коллективности руководства.
Наиболее полным исследованием по истории советской индустрии в послевоенные годы стала монография М.И. Хлусова «Развитие советской индустрии (1946—1958 гг.)», которая расширила представления о вопросах, частично разработанных ранее, раскрыла неизученные проблемы послевоенной реорганизации управления промьппленностью, технической политики правительства, взаимосвязи развития производственной базы предприятий и качественных изменений в составе рабочих и ИТР [63].
В 1980-е гг. были опубликованы работы: Ануфриев В.И. «В первую послевоенную: Деятельность партии по укреплению промышленности кадрами рабочих в 1945-1950 гг.» [5], Бурлацкий Ф. «Вожди и советники» [11], Селунская В.М. «Социальная структура советского общества: история и современность» [52]. В них показаны масштабы промышленного строительства в стране в послевоенные годы, дана краткая характеристика положения в ведущих отраслях тяжелой индустрии, перечислены меры по улучшению системы оплаты труда на предприятиях, что стало шагом вперед по сравнению с предыдущими исследованиями.
В работах советских историков, посвященных послевоенной деревне (Русинов И.В. «Аграрная политика в 50-е первой половине 60-х гг.: опыт и уроки» [50], Сымонович Ч.Э. «Советская деревня в 50-80-е годы: (взаимосвязь экон. и полит, развития)» [59], Трапезников С.П. «Ленинизм и аграрно-крестьянский вопрос» [60]), затрагивалась проблема укрупнения коллективных хозяйств. Исследователи использовали официальное объяснение причин этого шага, подчеркивали, что он был предпринят по инициативе сельхозартелей. По их мнению, укрупнение было важным этапом в истории колхозного строительства, имевшим большое социально-экономическое значение.
Новыми моментами в монографии Г.Б. Поляка «Послевоенное восстановление народного хозяйства» явились определение роли внешнеэкономической помощи в восстановлении народного хозяйства СССР и детальный показ статей доходов и расходов госбюджета страны в 1946—1950 годах [40]. Однако в работе отсутствуют ссылки на источники многочисленных статистических данных, имеет место приукрашивание реальной действительности.
Ситуация, сложившаяся в стране и в исторической науке с начала 1990-х гг., побудила многих исследователей пересмотреть свой методологический, концептуальный и источниковый арсенал и обратиться к новым, ранее закрытым темам.
Первое монографическое исследование о советском ВПК опубликовал Н.С. Симонов. Одна из глав книги «Военно-промышленный комплекс СССР в 1920-1950 годы» посвящена 1946— 1956 годам [54]. На базе архивных данных, впервые введенных в научный оборот, Н.С. Симонов определил главные тенденции, действовавшие в военно-промышленном комплексе в послевоенные годы, уделив особое внимание осуществлению программ по его модернизации.
Отдельные неизученные аспекты темы послевоенного восстановления и развития промышленности (о влиянии внешнеполитического фактора на советскую систему планирования, взаимоотношениях рабочих коллективов и администраций предприятий) затронуты в публикациях Е.Ю. Зубковой «Общество и реформы. 1945-1964» [29], «Послевоенное советское общество: политика и повседневность. 1945-1953» [30], Мальцова Н.А., Игревского В.И., Вадецкого Ю.В. «Нефтяная промышленность в послевоенные годы» [33], В.П. Попова «Причины сокращения численности населения РСФСР после Великой Отечественной войны» [42], «Крестьянство и государство (июнь 1945 март 1953 г.): Постановка проблемы» [43]. Р.Г. Пихоя в работе «Советский Союз: история власти. 1945—1991» акцентировал внимание на том, что после Великой Отечественной войны СССР развивался по пути, определившемуся в 1930-е гг. [37].
Широкий круг проблем охватывает историография послевоенного развития сельского хозяйства. Увеличилось число статей о послевоенной деревне, были опубликованы монографии: Безнин М.А, Димони Т.М. «Социальный протест колхозного крестьянства (вторая половина 1940-х — 1960-е гг.)» [6], Вербицкая О.М. «Российское крестьянство: от Сталина к Хрущёву» [12]. Основное внимание в них уделено вопросам материально-технической базы и организационного укрепления колхозов и совхозов, на примере лучших хозяйств и передовиков производства показана трудовая активность крестьянства.
Рассекречивание архивных фондов позволило В.Ф. Зиме в работе «Голод в СССР 1946–1947 гг.» показать реализацию Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 г. о выселении в отдаленные районы крестьян, уклонявшихся от работы в колхозах. Он проанализировал цели этой репрессивной акции, изложил в сжатом виде ее ход и масштабы [28].
Социальному развитию СССР посвящены работы: Власова А.В. «Социально-демографические характеристики советской послевоенной деревни» [14], Волобуев П.В. «Сталинизм и социальное познание советского общества» [22], Погодин С.А. «Численность и динамика городского населения СССР в послевоенные годы» [38]. Можно выделить работы Данилова А.А. «Рождение сверхдержавы СССР в первые послевоенные годы» [24], Попова В.П. «Хлеб как объект государственной политики в СССР в 1940-е годы» [45], Пыжиков А.В. «Советское послевоенное общество и предпосылки хрущевских реформ» [47], Хлевнюк О.В. «Советская экономическая политика на рубеже 1940–1950-х годов и «Дело Госплана» [62].
Изучение истории советского периода требует использования обоснованных научных, не политизированных подходов. В настоящее время историки получили не только новые ориентиры, но и более солидную источниковую базу в связи с расширением доступа к архивным фондам, публикацией сборников постановлений партии и правительства по хозяйственным вопросам и статистических материалов. В частности, при написании работы, нами были использованы: Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. [1] и указ «О посягательстве на государственную и колхозную собственность» [3].
Главной темой современных исследований является роль И.В. Сталина в послевоенном восстановлении экономики СССР – работы Верт Н. «Террор и беспорядок. Сталинизм как система» [13], Емельянов Ю.Е. «Сталин: На вершине власти» [26], Жуков Ю. «Сталин: тайны власти» [27], Попов В.П. «Сталин и советская экономика в послевоенные годы» [44].
Таким образом, сложился внушительный объём литературы, в которой раскрыто социально-экономическое развитие СССР в послевоенный период. К сожалению, практически не освещены такие важные составные частяи послевоенной социальной политики, как отмена карточек, система обязательных государственных займов у населения.
Объектом данного исследования является социально-экономическая сфера советского общества. Предметом исследования определены социально-экономическая сфера советского общества в 1945-1953 гг.
Цель работы заключается в выявлении особенностей социально-экономического развития СССР в 1945–1953 гг. и методического решения данной темы в 9 классе основной школы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать экономическое развитие СССР в послевоенный период.
2. Выявить специфику социального развития СССР в послевоенный период.
3.Разработать методические рекомендации к уроку истории в 9 классе «Социально-экономическое развитие СССР в послевоенный период».
Хронологические рамки исследования охватывают период 1945–1953 гг.
Источниками для данной работы послужили: «Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг» [1], Указ «О посягательстве на государственную и колхозную собственность» [3], статистичесике данные, опубликованные в сборнике, вышедшем под редакцией В.П. Попова «Российская деревня после войны (июнь 1945 — март 1953исследованиях историков и экономистов» [5] и представленные в исследованиях историков. Для методической части источниками стали Приказ Минобразования России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [2], учебник для общеобразоватетельных учреждений «История России, XX – начало XXI века» под редакцией А.А. Данилова [4].
Методологической основой работы являются два основополагающих принципа: объективности и историзма. Первый из них предполагает целостное и непредвзятое отражение предмета исследования, второй – фиксацию его основных тенденций и закономерностей, противоречий в контексте общих исторических условий. В работе используются метод историко-системного анализа и проблемно-хронологический метод.
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Право соц обеспечения - кейс
Задача 1. 52-летний Садыков 11 сентября 1997 г. переехал из Казахстана в Курск к дочери на постоянное местожительство и работал сторожем по трудовому договору. 20 декабря 2005 г. в связи с достижением 60 лет он обратился в ПФР за назначением трудовой пенсии по старости. К заявлению он приложил копию трудовой книжки, подтверждающую общий трудовой стаж 35 лет, и справку о заработке. Имеет ли он право на получение пенсии на территории РФ? Какими источниками права регулируется решение данного вопрос
User qwerty123432 : 23 марта 2023
70 руб.
Право соц обеспечения - кейс
Соц.-экономич. прогнозирование. Задачи.
Задания по курсу социально-экономического прогнозирования Задача 1 Вычислить значения АКФ для для авторегрессии АР(1) с параметром и начальным членом 1. Количество членов ряда равно 10. Белый шум во внимание не принимать. Найти также частный коэффициент корреляции 2-го порядка. а) б) Задача 2 Вычислить значения АКФ для для авторегрессии АР(2) с параметрами и начальным членом 1. Количество членов ряда равно 10. Белый шум во внимание не принимать. Найти также частный коэффициен
User studypro3 : 27 марта 2018
400 руб.
Фандрайзинг и социо-культурная сфера
Осуществление деятельности по привлечению и аккумулированию финансовых средств (фандрайзинг) предполагает ее организационное и техническое обеспечение. Организационное обеспечение складывается из создания ряда условий, необходимых для успешного фандрайзинга. Прежде всего, необходим счет, на котором будут аккумулироваться средства. В случае разовой фандрайзинговой кампании это может быть счет уже существующей организации - кампания сбора средств под практически любой проект может быть реализована
User Elfa254 : 23 марта 2014
5 руб.
Социо-культурное развитие российского общества
Введение…………………………………………………………………………...3 Глава 1. Главные социальные проблемы российского общества……………...4 Глава 2. Положение российской семьи………………………………………...11 Глава 3. Прогноз социально-культурного развития России…………………..16 Список источников литературы………………………………………………...19 Введение Социально-культурное развитие российского общества во многом обусловлено экономическими и политическими причинами. После ликвидации Советского Союза был полностью разрушен привычней социальный уклад жизни р
User Lokard : 5 февраля 2014
19 руб.
Классический этап в развитии западной соц. XIX-нач. вв
Позитивизм Марксистская соц. В трудах Маркс осущ. междисциплинный анализ многих важных соц. проблем. Исходя из того, что «общ. состоит из индивидов, а выражает ту сумму связей и отнош. в которых эти индивиды находятся др. с др.», он обосновал развернутое представление об общ. как сист. Психологич. парадигма. Пробудился интерес соц. к анализу соц. процессов с точки зрения психологии (Тард). Согласно его воззрениям, соц. – это просто коллективная психология. Соц. явл. и события явл. психическими п
User Aronitue9 : 7 декабря 2013
5 руб.
Предмет, функции, концепции, теории, этапы развития, соц. неравенство
предмет, функции, концепции, теории, этапы развития, соц. неравенство
User 1112 : 27 октября 2008
МИП - Отчёт студента-практиканта по учебно-ознакомительной практике в соц. центре «Развитие»
В данной работе по учебно-ознакомительной практике представлены письменный отчет студента о практике; В письменном отчете дана краткая характеристика соц. центра "Развитие"; анализ деятельности психологов в данном центре; сравнение, выявление общего и специфического в работе специалистов-психологов; высказывание собственной точки зрения о характере деятельности. В заключении отражено влияние практики на формирование собственного профессионального интереса.
User aly1 : 28 февраля 2016
900 руб.
ММА/ИДО Иностранный язык в профессиональной сфере (ЛТМ) Тест 20 из 20 баллов 2024 год
ММА/ИДО Иностранный язык в профессиональной сфере (ЛТМ) Тест 20 из 20 баллов 2024 год Московская международная академия Институт дистанционного образования Тест оценка ОТЛИЧНО 2024 год Ответы на 20 вопросов Результат – 100 баллов С вопросами вы можете ознакомиться до покупки ВОПРОСЫ: 1. We have … to an agreement 2. Our senses are … a great role in non-verbal communication 3. Saving time at business communication leads to … results in work 4. Conducting negotiations with foreigners we shoul
User mosintacd : 28 июня 2024
150 руб.
promo
Задание №2. Методы управления образовательными учреждениями
Практическое задание 2 Задание 1. Опишите по одному примеру использования каждого из методов управления в Вашей профессиональной деятельности. Задание 2. Приняв на работу нового сотрудника, Вы надеялись на более эффективную работу, но в результате разочарованы, так как он не соответствует одному из важнейших качеств менеджера - самодисциплине. Он не обязателен, не собран, не умеет отказывать и т.д.. Но, тем не менее, он отличный профессионал в своей деятельности. Какими методами управления Вы во
User studypro : 13 октября 2016
200 руб.
Особенности бюджетного финансирования
Содержание: Введение Теоретические основы бюджетного финансирования Понятие и сущность бюджетного финансирования Характеристика основных форм бюджетного финансирования Анализ бюджетного финансирования образования Понятие и источники бюджетного финансирования образования Проблемы бюджетного финансирования образования Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования Заключение Список использованный литературы Цель курсовой работы – исследовать особенности бюджетного фин
User Aronitue9 : 24 августа 2012
20 руб.
Программирование (часть 1-я). Зачёт. Билет №2
ЗАЧЕТ по дисциплине “Программирование (часть 1)” Билет 2 Определить значение переменной y после работы следующего фрагмента программы: a = 3; b = 2 * a – 10; x = 0; y = 2 * b + a; if ( b > y ) or ( 2 * b < y + a ) ) then begin x = b – y; y = x + 4 end; if ( a + b < 0 ) and ( y + x > 2 ) ) then begin x = x + y; y = x – 2 end;
User sibsutisru : 3 сентября 2021
200 руб.
Программирование (часть 1-я). Зачёт. Билет №2
up Наверх