Страницу Назад
Поискать другие аналоги этой работы

300

Русский язык и культура речи. Тест с ответами Синергия.

ID: 245140
Дата закачки: 19 Июля 2024
Продавец: Spero27 (Напишите, если есть вопросы)
    Посмотреть другие работы этого продавца

Тип работы: Тесты
Сдано в учебном заведении: Синергия МОИ МТИ МосАП

Описание:
Введение в курс
Тема 1. Культура речи и ее слагаемые
Тема 2. Правильность речи: нормативный аспект. Основные приемы овладения грамотной речью
Тема 3. Качества культурной речи: точность, логичность, уместность, богатство
Тема 4. Стили речи
Тема 5. Документ. Нормы письменной деловой речи
Тема 6. Коммуникативный аспект делового общения
Тема 7. Основы риторики
Итоговая аттестация
Итоговый тест/Компетенетностный тест

1. Античный оратор и юрист, которому принадлежит высказывание «Поэтами рождаются, ораторами становятся», – это …

2. Аргументация, которая опирается на опыт, называется …
• абстрактной
• конкретной
• теоретической
• эмпирической

3. Аргументация, которая учитывает вкусы, интересы, чувства конкретной аудитории, – это … аргументация

4. Аргументация, при которой обсуждаются утверждения, по поводу которых ни одна из
сторон не имеет определенного мнения (часто это ситуация философских диспутов), – это … аргументация
• диалектическая
• научная
• софистическая
• учительная

5. Аргументация, учитывающая вкусы, интересы, чувства конкретной аудитории, называется …
• контекстуальной
• эмпирической
• теоретической
• универсальной

6. Аспект культуры речи, который предполагает владение языковыми нормами, т.е. знание правил использования языковых единиц в литературной речи, называется …

7. Аспект культуры речи, связанный с тем влиянием, которое оказывает на речь обстановка (сфера и ситуация), – это … аспект

8. В административных актах, инструкциях, распоряжениях, приказах, деловых письмах реализуется … подстиль официально-делового стиля

9. В деловых бумагах уместно использовать такие языковые конструкции, как …

10. В деловых бумагах уместно использовать языковую конструкцию …

11. В официально-деловом стиле чаще используют …
• однозначные слова
• многозначные слова
• слова с переносным значением
• оценочную лексику

12. В предложении Он не шел, он несся использованы …
• антонимы
• омонимы
• паронимы
• синонимы

13. В предложении «Описание Ивановой не соответствовало действительности» нарушено такое коммуникативное качество, как …

14. В предложении «Смех имел немаловажную роль в творчестве писателя» неудачно подобранное слово «имел» можно заменить словом «…»

15. В предложении «Солнце вращается вокруг Земли» нарушена …

16. В предложении «Это не было позой, это была позиция» использованы …
• омонимы
• паронимы
• антонимы
• синонимы

17. В предложных сочетаниях с временным значением «после чего-нибудь» (например, по окончани_) существительные на -ие пишутся на конце с буквой «…»

18. В предложных сочетаниях с временным значением «после чего-нибудь» (например, по приезд_) существительные мужского рода второго склонения пишутся на конце с буквой
«…»

19. В приведенном ниже примере использована такая уловка, как … Вы, как человек умный, не станете отрицать того факта, что моё предложение правильное.

20. В приведенном фрагменте речевого сообщения «Из житейского опыта я убежден, что
если вложены в человека добрые инстинктивные качества, то как бы ложная сознательная мысль ни сводила его в сторону, в кривые дорожки, натура возьмет свое и выведет человека на прямую дорогу» использован тип аргумента «…»
• к суждению
• от абсурдного
• из опыта
• к уступке

21. В ряду основных аспектов культуры речи выделяют … аспект
22. В ряду черт, характерных для официально-делового стиля, – …
• использование терминологии
• обилие конструкций с однородными членами
• отсутствие однородных членов предложения
• редкое использование терминологии

23. В ряду черт, характерных как для научного, так и для официально-делового стилей, – …
• использование художественных средств выразительности
• сложные предложения
• стремление к синтаксической компрессии
• употребление неполных предложений

24. В ряду черт, характерных как для публицистического, так и для художественного стилей, – …
• частое обращение к речевым клише и оценочной лексике
• использование любых речевых средств вплоть до грубых нелитературных форм
• то, что передача информации может быть подана через призму личного восприятия
• использование экспрессивных образных средств

25. В художественных текстах средством звуковой выразительности является аллитерация –…
• определенное сочетание гласных звуков
• определенное сочетание согласных звуков
• повтор одинаковых гласных звуков
• повтор одинаковых согласных звуков

26. В числе признаков, характеризующих литературный язык, – …
• кодифицированность
• наличие письменной формы
• ограниченная сфера употребления
• функциональная дифференциация

27. В числе функций, которые выполняют жанры официально-делового стиля, – …
• информационная
• констатирующая
• предписывающая
• эстетическая

28. Высказывание «Поэтами рождаются, ораторами становятся» принадлежит античному оратору и юристу …
• Аристотелю
• Горацию
• Платону
• Цицерону

29. Гипербола является средством выразительности в предложении …
• Котелок сердится и бормочет на огне
• И никто с начала мира не видал такого пира
• Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком
• Ночевала тучка золотая на груди утёса-великана

30. Грамматическая ошибка допущена в предложении …
• Закрыв книгу, я старался по памяти восстановить текст стихотворения
• Закрыв книгу, герои надолго остаются в нашей памяти
• Закрыв книгу, Игорь мгновенно забыл о прочитанном
• Закрыв книгу, она мечтательно глядела в окно

31. Грамматически правильное продолжение предложения Дойдя до реки, – это …
• мы устроили привал
• пошёл дождь
• туча накрыла всё небо
• усталость овладела нами

32. Грамматически правильное продолжение предложения Приступая к написанию сочинения-рассуждения на ЕГЭ, – это …
• внимательно, вдумчиво прочитайте исходный текст
• комментарий к сформулированной проблеме игнорируется
• учитывается авторская позиция
• часто проблема формулируется неточно, неправильно

33. Грамматически правильное продолжение предложения Прославив свое имя исследованиями болезней и применением вакцин, – это …
• нужны дополнительные финансовые средства
• у меня сложились замечательные отношения со всеми учеными
• ученый Луи Пастер по-прежнему остался очень скромным человеком
• это способствовало распространению и развитию науки

34. Грамматически правильное продолжение предложения Путешествуя по бескрайней дальневосточной тайге, – это …
• географ В. Арсеньев изучал богатейшие флору и фауну этого края
• дается описание рельефа Приморья и горной системы Сихотэ-Алиня
• пришла пора опубликовать свои дорожные наблюдения
• уже стемнело

35. Грамматически правильное продолжение предложения Увидев в иллюминаторе голубую Землю и совершенно черное небо, – это …
• возникает желание уберечь её от любых бед
• космонавта охватило радостное возбуждение
• космонавту не было равных
• космонавт зачарованно замер

36. Грамматически правильное продолжение предложения Читая о страданиях Бруно и Галилея, – это …
• был предан анафеме догмат о существовании только одного мира
• мы подчас готовы считать их палачей олицетворением воинствующего невежества
• трагедия ученых до сих пор не дает покоя исследователям их жизни
• учение о бесконечности Вселенной никогда не будет забыто

37. Деление текста на части графически с присвоением каждой рубрике номера – это …

38. Диалогичность речи – основная функциональная черта …
• официально-делового стиля
• публицистического стиля
• разговорной речи
• языка художественной литературы

39. Диспозиция – это раздел риторического канона, в котором происходит … речи
• выражение
• изобретение
• расположение
• украшение

40. Единица лексической системы языка, которая обозначает понятие какой-либо области науки и имеет краткое логическое определение, называется …

41. Если участник спора ссылается на тяжелые обстоятельства, затруднительное положение и т.п. с целью вызвать сочувствие, то он использует …
• аргумент к человеку
• аргумент к жалости
• аргумент к аудитории
• «уловку артиста»

42. Жанром диалогической речи является …

43. Жанры административно-канцелярского подстиля: …
• заявление, резюме, докладная записка, служебная записка
• меморандум, коммюнике, дипломатическое письмо
• конституция, указ президента, постановление

44. Заимствованное слово ординарный можно заменить синонимом …
• безразличный
• обыкновенный
• равнодушный
• ограниченный

45. За пределами русского литературного языка находятся … (укажите 3 варианта ответа)
• диалетизмы
• жаргонизмы
• просторечные слова
• слова разговорной лексики

46. Заявление относится к … стилю

47. Из слов идти, плестись, переться, валить стилистически нейтральным являетсвя слово
«…»

48. Иногда как синоним понятия «молодежный жаргон» используется понятие «…»
• арго
• диалектизм
• профессионализм
• сленг

49. К жанру диалогической речи относится …
• адвокатская речь
• интервью
• лекция
• проповедь

50. К морфологическим нормам русского литературного языка относятся правила …
• образования падежных форм существительных
• образования степеней сравнения имен прилагательных
• определения рода аббревиатур
• употребления фразеологизмов

51. К нарушениям лексических норм русского литературного языка следует отнести …
• использование плеоназмов
• неправильное построение деепричастных оборотов
• неправильную постановку ударения в словах
• смешение паронимов

52. Коммуникативное качество, заключающееся в использовании в речи образных средств, употреблении пословиц, поговорок, фразеологизмов, – это …

53. Коммуникативное качество, заключающееся в умении последовательно, непротиворечиво и аргументированно оформлять выражаемое содержание, – …

54. Коммуникативное качество речи, заключающееся в отсутствии в литературной речи лишних слов, слов - паразитов и нелитературных слов, – это …

55. Коммуникативное качество речи, которое нарушено в предложении «Директор сказал своему заместителю оставить документы у себя», – это …

56. Коммуникативное качество речи, нарушенное в предложении Директор сказал своему заместителю оставить документы у себя, – это …
• точность
• богатство
• правильность
• логичность

57. Конструкция …относится к пассивным конструкциям (укажите 3 варианта ответа)
• в результате проверки документации было обнаружено
• в соответствии с распоряжением ректора университета «Синергия» от 20.03.2021 всем преподавателям необходимо пройти флюорографию
• документы были рассмотрены на заседании
• руководство рассмотрело поступившее предложение

58. К предложениям с речевыми ошибками можно отнести предложение … (укажите 2 варианта ответа)
• Газета указала о том, что переход на летнее время в этом году будет отменён
• Книга с пятьюстами пятьюдесятью новыми кроссвордами была мгновенно раскуплена
• Уникальный эксперимент проведён в условиях вечной мерзлоты
• Я считаю, что намеренная ложь гораздо более хуже, чем случайная ошибка

59. К признакам литературного языка относят … (укажите 3 варианта ответа)
• устную и письменную формы реализации
• общеобязательность и кодифицированность норм русского литературного языка
• полифункциональность
• наличие диалектизмов

60. К просторечию относятся такие слова, как … (укажите 2 варианта ответа)

61. Культура речи – это …
• имитация определенного стиля речи путем использования характерных для него средств выражения (слов, оборотов, синтаксических конструкций)
• раздел языкознания, изучающий общение между представителями разных национальностей на региональном и мировом уровнях
• раздел языкознания, который занимается проблемами нормализации речи и разрабатывает рекомендации по умелому пользованию языком
• совокупность наук, изучающих духовную культуру какого-либо народа, выраженную в слове и закрепленную в письменном тексте

62. Лексика, подвергающаяся в русской культурной традиции запрету (табу) на открытое употребление, называется …
• вульгарной
• диалектной
• обсценной
• просторечной

63. Лексические нормы русского литературного языка в употреблении фразеологизмов нарушены в предложении …
• Ваше дело гроша ломаного не стоит
• Наш герой сварил эту кашу, а расхлёбывать будут другие
• Телеграф открыт круглые сутки
• Я здесь не ко двору

64. Многозначным является слово …
• классификация
• сладкий
• тополь
• фонетика

65. Морфологическая норма нарушена в словосочетании…

66. Наиболее полно соответствует современным взглядам понимание риторики как …
• науки о речи, об ораторском искусстве
• науки об искусной, витиеватой, украшенной речи
• филологической науки, изучающей отношение мысли к слову
• филологической дисциплины, объектом которой являются теория красноречия, ораторское искусство, способы построения выразительной речи и др.

67. Намеренное введение в заблуждение оппонента и публики (подмена предмета спора и достижение победы путем обмана) – это задача … аргументации
• диалектической
• научной
• софистической
• эристической

68. Намеренные ошибки в доказательствах – это …

69. Неверно поставлено ударение (обозначенное заглавной буквой) в обоих словах в ряду …
• началИсь, мизЕрный
• цемЕнт, клАла
• звонИт, Августовский
• Оптовый, катАлог

70. Неверно поставлено ударение (обозначенное заглавной буквой) в обоих словах в ряду …
• обеспечЕние, красивЕе
• плЕсневеть, звонИшь
• откУпорить, бАнты
• чЕрпать, исповЕдание

71. Неверно поставлено ударение, обозначенное заглавной буквой, в таких словах, как …
• бАнты
• тортЫ
• звОнит
• шАрфы

72. Неверно построены деепричастные обороты в предложении …
• Взобравшись на курган, Пьер увидел всю панораму боя
• Мастер жил в подвальном помещении, и каждый раз, увидев чьи-то ноги, у него замирало сердце
• Проехав 40 киллометров, слева от дороги нам стали видны здания города-спутника
• Прочитав рекомендованную литературу, студенты поняли собственные ошибки в построении предложений и употреблении иноязычных слов

73. Неверно построены деепричастные обороты в предложении …
• Читая «Грозу» А.Н. Островского, перед нами встают образы представителей «тёмного царства»
• Идя на свой первый бал, у Наташи Ростовой возникало естественное волнение
• Перечитывая пьесу М. Горького «На дне», у меня каждый раз возникает вопрос, может ли быть две правды
• Анализируя этот роман, я пришел к интересным выводам

74. Неверно построены деепричастные обороты в предложении …
• Начав читать новую книгу, она затягивает меня и заставляет думать
• Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней
• Прочитав рассказ, я задумался
• Убедившись в своей беспомощности, герою пришлось перерезать верёвку

75. Неверно, что в официально-деловых текстах употребляются …
• деепричастные обороты
• отглагольные существительные
• речевые формулы (клише)
• риторические вопросы

76. Неверно, что все три слова – … – являются синонимами

77. Неверно, что для официально-делового стиля характерна такая черта, как …
• аргументированность
• наличие выразительных средств русского литературного языка
• стандартизированность
• точность
78. Неверно, что для официально-делового стиля характерна такая черта, как …

79. Неверно что для публицистического стиля характерна такая черта, как …
• высокая, торжественная лексика, старославянизмы
• полемичность и экспрессивность
• строгий и сдержанный характер изложения
• экономия языковых средств

80. Неверно, что к жанрам официально-делового стиля относят …
• заявление
• реферат
• устав
• монографию

81. Неверно, что к книжной лексике относятся такие слова, как …
• воздействие
• грязища
• домишко
• интерференция

82. Неверно, что к характерным чертам официально-делового стиля относят …
• аргументированность
• стандартность языка
• точность и полноту формулировок
• яркое проявление авторской речевой индивидуальности

83. Неверно, что к характерным чертам публицистического стиля следует отнести …
• строгий и сдержанный характер изложения

84. Неверно, что лексическая система официально-делового стиля включает …
• стереотипные формулы
• отглагольные существительные
• просторечно-разговорную лексику
• номенклатурные обозначения должностей
85. Неверно, что нормативной является форма родительного падежа множественного числа существительных …
• армян, таджиков
• грузин, лезгин
• калмыков, негров
• татаров, башкиров

86. Неверно, что слово … относится к женскому роду
• бренди
• брокколи
• кольраби
• салями

87. Неверно, что … стиль относится к книжным функциональным стилям русского языка
• научный
• официально-деловой
• публицистический
• разговорный

88. Ниже приведено заявление студента, содержащее ошибки в оформлении от студента Николаева А.И. Заявление на юридический факультет СГУ декану Кузнецову Г.А. Можно пропустить две пары 12 апреля, так я иду к врачу. Хотелось бы, чтобы Вы согласились. Иванов Андрей Викторович, студент 1 курса юридического факультета. 12.04.2020. Исправьте ошибки в оформлении заявления.

89. Норма синтаксического управления соблюдается в конструкции … (укажите 3 варианта ответа)
• вопреки условий договора
• заведующий столовой
• по окончании университета
• решить вопрос по прилёте

90. Нормативным является построение предложения с деепричастным оборотом …
• Мне стало грустно, рассматривая потрёпанные страницы альбома с давно забытыми фотографиями
• Он проявил мужество, не испугавшись перед лицом опасности
• Осмотревшись вокруг, нам показалось, что место знакомое
• Посетив выставку, нам запомнились картины Айвазовского

91. Нормативным является построение предложения с деепричастным оборотом …
• Подъезжая к дачному посёлку, детские воспоминания начали оживать в моей памяти
• Освоив наш видеокурс, языковой барьер перестанет вас беспокоить
• Записавшись на приём к врачу, пациент получает талон
• Поглядывая в окно, предчувствия Веры начинали её беспокоить

92. Нормативным является согласование прилагательного с несклоняемым существительным в конструкции …
• военный атташе
• талантливая маэстро
• финское салями
• забавное шимпанзе

93. Нормативным является согласование прилагательного с несклоняемым существительным в конструкции … (укажите 2 варианта ответа)
• быстрый Миссисипи
• далекое Онтарио
• красивый тюль
• широкое авеню

94. Нормы, регулирующие произношение гласных и согласных звуков, – это … нормы

95. Обобщенно-отвлеченный характер изложения – характерная черта … стиля
• публицистического
• научного
• разговорного
• официально-делового

96. Общепринятый порядок культурного речевого общения, знание и использование в речевых ситуациях устойчивых выражений, соответствующих правилам вежливости (этикетные стереотипы приветствия, прощания, знакомства, благодарности, извинения, просьбы и т.п.), – это …

97. Обязательные элементы оформления документа, к которым относятся дата создания, наименование документа, фамилия, имя, отчество, должность лица, составившего документ, информация об адресате, подпись, – это …

98. Одна из важных черт официально-делового стиля – это …
• наличие эмоционально окрашенной лексики
• отсутствие эмоционально окрашенной лексики
• отсутствие языковых штампов
• присутствие выразительных средств

99. Одна из основных черт официально-делового стиля – это …
• выразительность
• простота
• точность
• экспрессивность

100. Одна из форм существования языка, служащая средством общения в основном малообразованной части населения, – это …

101. Основным языковым средством выражения логических взаимоотношений и связей выступает …
• лексика
• морфология
• синтаксис
• фонетика

102. Особый лексико-грамматический разряд числительных, называющих количество, понимаемое как нечто целостное, единое, – это … числительные

103. Отсутствие причастий, деепричастий и кратких прилагательных характерно для …
• официально-делового стиля
• публицистического стиля
• разговорной речи
• языка художественной литературы

104. Ошибка в выборе синтаксического управления допущена в конструкции …
• заведующий кафедры
• памятник известного скульптора
• сочувствие чужой беде
• хранитель музея

105. Ошибка в образовании формы слова (выделенного заглавными буквами) допущена в примере …
• опытные ТРЕНЕРЫ
• по ОБОИМ сторонам
• звучит не менее ГРОМКО
• ЕЗЖАЙТЕ вперёд
• нет ТУФЕЛЬ

106. Ошибка в образовании формы числительного допущена в конструкции …
• в полуторастах метрах
• с тремястами рулями
• на двухстах сорока пяти бланках
• обеих сестёр

107. Ошибка в образовании формы числительного допущена в конструкции …
• более полутораста человек
• в трёхстах метрах
• две тысячи восьмого года
• с пятидесятью рублями

108. Падеж, с которым употребляются предлоги благодаря, согласно, вопреки, – это … падеж

109. … подстиль официально-делового стиля реализуется в административных актах, инструкциях, распоряжениях, приказах, деловых письмах
• Административно-канцелярский
• Деловой
• Дипломатический
• Законодательный

110. Подстиль официально-делового стиля, реализующийся в дипломатических деловых бумагах, связанных с международными отношениями (таких как меморандум, коммюнике, нота, конвенция и пр.), – это … подстиль

111. Правила построения словосочетаний и предложений – это … нормы

112. Правила словоупотребления, т.е. правила употребления слов в тех значениях, которые они имеют в языке, уместность использования слов в той или иной коммуникативной ситуации – это… нормы

113. Представленный ниже фрагмент текста относится к … подстилю «Арфы и скрипки» – название этого цикла связано с блоковской концепцией музыки как внутренней сущности мира, его организующей силы. «Душа настоящего человека есть самый сложный и самый певучий музыкальный инструмент… Художник – это тот, кто слушает мировой оркестр и вторит ему, не фальшивя», писал А. Блок. Тематический диапазон цикла весьма широк.
Верность или неверность человека «духу музыки» может выражаться в самых разнообразных проявлениях: от высоких взлетов души до ее подчинения «темным стихиям», падения, капитуляции перед «страшным миром». Поэтому многие стихотворения цикла находятся как бы в оппозиции друг другу.
• научно-популярному
• научно-справочному
• собственно - научному
• учебно-научному

114. Представленный ниже фрагмент текста относится к … подстилю ТУСОВКА, -и, ж.
1. см. тусоваться. 2. Встреча, свободное собрание для знакомства, обмена мнениями (разг.).
Молодёжная, актёрская т. Интересная т. || прил. тусовочный, -ая, -ое.
• научно - популярному
• научно - справочному
• собственно - научному
• учебно - научному

115. Преимущественное употребление безличных, неопределенно-личных предложений и пассивных конструкций характерно для …
• научного стиля
• публицистического стиля
• разговорной речи
• языка художественной литературы

116. Пример с ошибкой в образовании формы слова: …
• двумястами рублями
• ляжьте на пол
• наиболее интересно
• пять гектаров

117. Пример ошибки в образовании формы слова: …
• килограмм баклажанов
• пять купон
• с пятьюдесятью рублями
• залезай выше

118. Пример с ошибкой в образовании формы слова: …
• вопреки прогнозов погода улучшилась
• опытные шофёры
• самый красивый
• семьюстами пятьюдесятью восемью

119. Проанализируйте отрывки из текста:
1. Скучно мне оберегать от себя людей, скучно кликать благодать на чужих друзей. (Ахматова)
2. Где стол был яств, там гроб стоит. (Державин)
3. Швед, русский колет, рубит, режет. (Пушкин)
4. Жить – так на воле, умирать – так дома. (Ахматова)
Назовите экспрессивно- воздействующие средства синтаксиса – фигуры речи.
• Антитеза.
• Антитеза;
• Градация;
• Параллелизм, анафора;

120. Публицистическое произведение свободной композиции, в котором автор высказывает свои индивидуальные суждения и оценки по тому или иному кругу проблем, – это …
• доклад
• статья
• эссе
• репортаж

121. Синтаксическая ошибка есть в словосочетании…

122. Синтаксическая ошибка есть в словосочетании…

123. Сопоставьте понятия «русский литературный язык» и «русский национальный язык»: Это различные понятия? Если да, какое из них шире? Ответ обоснуйте.

124. … стиль речи имеет такие особенности, как неподготовленность, спонтанность речи, влияние на речь экстралингвистических (внеязыковых) факторов
• Научный
• Официально-деловой
• Публицистический
• Разговорный

125. Развернутое сообщение, которое раскрывает какую-либо важную научную или общественно-политическую тему (10–15 мин.) – это …
• сообщение
• доклад
• лекция
• выступление


126. Расположите в правильной последовательности элементы риторического канона (этапы работы над речью):
акцио
диспозиция
инвенция
меморио
элокуция

127. Расположите примеры лексических средств выразительности речи в порядке, соответствующем приведенной ниже схеме (слева направо):
Омонимы/Паронимы/Антонимы/Синонимы

128. Речевой ошибки нет в предложении …
• В магазине было куплено несколько пар носков и чулок
• Если так будет продолжаться и дальше, я очучусь в затруднительном положении
• Молодая мама пришла на прием к врачу с её детьми
• Отряд с пятьюдесятью солдатами направился в лес

129. Синтаксическая ошибка есть в словосочетании … (укажите 2 варианта ответа)
• оплатить проезд
• оплатить за проезд
• заплатить за проезд
• заплатить проезд

130. Синтаксическая ошибка есть в словосочетании … (укажите 2 варианта ответа)
• типично для него
• свойственно ему
• типично ему
• свойственно для него

131. Синтаксическая ошибка есть в словосочетании … (укажите 2 варианта ответа)
• играть значение
• играть роль
• иметь значение
• иметь роль

132. Синтаксическая ошибка есть в словосочетании … (укажите 2 варианта ответа)
• характерно для него
• присуще ему
• характерно ему
• присуще для него

133. Слова ейный, теперича относятся к …
• литературной книжной лексике
• литературной разговорной лексике
• профессионализмам
• просторечию

134. Слова и выражения, используемые людьми одной профессии, часто обладающие экспрессией (например: баранка (руль), порожняк – пустой рейс у водителей), называются…

135. Слова картошка, добряк относятся к …
• литературной книжной лексике
• литературной разговорной лексике
• профессионализмам
• просторечию

136. Слова кочет («петух» в южнорусских говорах), пеун («петух в северорусских говорах) относятся к …
• литературной книжной лексике
• литературной разговорной лексике
• профессионализмам
• диалектизмам

137. Слова останки – остатки, добровольный – добровольческий являются …
• антонимами
• омонимами
• паронимами
• синонимами

138. Слова «расходник» (расходный ордер), «безнал» (безналичный расчет), «нал» (наличные деньги), часто используемые в устной деловой речи, относятся к …

139. Слова «регламент», «утверждение», «гарантировать», часто используемые в деловой речи, относятся к…

140. Слова, сходные по звучанию, но не совпадающие по значению, – это …
• антонимы
• паронимы
• синонимы

141. Слова электричка, колбаска, рожица относятся к …
• диалектизмам
• жаргонизмам
• научной лексике
• разговорной лексике

142. Слово покупательский нужно заменить словом покупательный в таких предложениях, как …
• Многие стремятся к материальному благополучию из-за безусловной покупательской силы денег
• Покупательская способность населения пропорциональна количеству валюты, необходимой для покрытия потребительской корзины
• Покупательский спрос на туристский продукт достаточно высок
• Хороший маркетолог обязан знать психологические аспекты покупательского поведения

143. Слово, словосочетание и даже целое высказывание, употребляемое в деловых («канцелярских») документах как устойчивый штамп, шаблон, – это …

144. Словосочетание … содержит ошибку в образовании формы слова
• несколько брелоков
• по окончанию школы
• семидесяти пяти килограммов
• современный модный тюль

145. Словосочетание, в котором есть синтаксическая ошибка, – …
• собранные в ходе следствия улики
• собранные улики в ходе следствия
• улики, собранные в ходе следствия

146. Словосочетание, в котором есть синтаксическая ошибка, – …
• командующий армии
• по возвращении домой
• по окончании сессии
• по прилету из Москвы

147. Словосочетание, в котором нарушена морфологическая норма, – …
• более веселый
• около двухсот
• самый интереснейший
• семьюстами пятьюдесятью семью

148. Словосочетание, в котором одно из двух слов является лишним, потому что его
значение частично или полностью совпадает со значением другого, рядом стоящего слова (например, памятный сувенир), называется …

149. Словосочетания типа «мирное сосуществование», «государственное регулирование»,
«понижение уровня жизни» относятся к … лексике
• общенаучной
• общественно-политической
• разговорной
• межстилевой

150. Согласно нормам литературного языка, принятым в условиях официального общения, ударение падает на первый слог в слове …
• на-верх
• до-чи-ста
• до-тем-на
• жа-лю-зи

151. Сокращенные буквенные названия (например, МГУ, ОРТ) – это …

152. Сочетание объективного описания событий общественно-политической жизни и эмоционально- экспрессивной оценки сообщаемого является чертой …

153. Стилистическая фигура, сочетающая противоположные по смыслу определения или понятия (например, оглушительный шепот, злобная нежность), – это …

154. … стиль речи имеет такие особенности, как неподготовленность, спонтанность речи, влияние на речь экстралингвистических (внеязыковых) факторов

155. Существительные, которые обнаруживают свою принадлежность к роду синтаксически, в сочетаниях с поясняющими их словами, например, военный атташе (мужской род), короткое интервью (средний род), – это … существительные

156. Такая уловка, как …, является позволительной в споре

157. Такой документ, как закон, относится к … подстилю официально-делового стиля
• дипломатическому
• официальному
• юридическому
• административно - канцелярскому

158. Ударение (обозначенное заглавной буквой) правильно поставлено в обоих словах в ряду …
• движИмый, Отрочество
• мусоропрОвод, чЕрпает
• дОнельзя, осведомИшься
• позвонЯт, тОрты

159. Укажите правильную последовательность элементов предложения из произведения Н. В. Гоголя, расположенных по усилению описываемого ими признака (риторический прием градация):
• муха
• меньше даже мухи
• ничтожился в песчинку

160. Установите соответствие видов лексических ошибок и предложениями с примерами этих ошибок:
• Плеоназм
• Ошибка в употреблении фразеологизма
• Тавтология
• Употребление паронимов

161. Установите соответствие лексических единиц и их примеров:
• Паронимы
• Антонимы
• Синонимы
• Омонимы

162. Установите соответствие между видами лексических ошибок и предложениями с примерами этих ошибок:
• Плеоназм
• Ошибка в употреблении фразеологизма
• Тавтология
• Употребление паронимов

163. Установите соответствие между видами ошибок и предложений и примерами этих ошибок:
• Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
• Ошибка в образовании формы числительного
• Ошибка в образовании формы именительного падежа множественного числа существительного
• Ошибка в образовании степени сравнения

164. Установите соответствие между видами ошибок и предложениями с примерами этих ошибок:
• Ошибка в построении предложения с однородными членами
• Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
• Нарушение построения сложного предложения
• Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

165. Установите соответствие между выразительными средствами и примерами из художественных текстов:
• Перифраз
• Эпитет
• Градация
• Сравнение

166. Установите соответствие между гуманитарными дисциплинами, с которыми пересекается риторика, и общими темами, по которым имеет место данное пересечение:
• Логика
• Поэтика
• Культура речи

167. Установите соответствие между жанрами и подстилями научного стиля:
• Словарь
• Монография
• Очерк
• Методическое пособие

168. Установите соответствие между ключевыми понятиями, связанными с документацией, и их характеристиками:
• Реквизит
• Документ
• Адресат
• Адресант

169. Установите соответствие между лексическими единицами и их примерами:
• Паронимы
• Антонимы
• Синонимы
• Омонимы

170. Установите соответствие между нарушенными качествами речи и приведенными предложениями:
• Чистота
• Логичность
• Уместность
• Точность

171. Установите соответствие между подстилями официально-делового стиля и жанрами:
• Собственно официально-деловой стиль
• Юридический подстиль официально-делового стиля
• Уголовный кодекс Российской Федерации

172. Установите соответствие между подстилями официально-делового стиля и соответствующими жанрами:
• Собственно официально-деловой стиль
• Юридический подстиль официально-делового стиля
• Дипломатический подстиль официально-делового стиля

173. Установите соответствие между подстилями официально-делового стиля и соответствующими жанрами:
• Собственно официально-деловой стиль
• Юридический подстиль официально-делового стиля
• Дипломатический подстиль официально-делового стиля

174. Установите соответствие между понятиями и их определениями:
• Национальный язык
• Литературный язык
• Просторечие
• Жаргон
• Территориальный диалект

175. Установите соответствие между предложениями и типами логических ошибок:
• Утверждение взаимоисключающих понятий
• Сопоставление логически неоднородных понятий
• Неверное установление причинно-следственных связей
• Нарушение логических связей между частями предложения

176. Установите соответствие между словами и номером слога, на который падает ударение:
• Диспансер
• Ходатай
• Торты
• Электорат

177. Установите соответствие между стилями и жанрами:
• Язык художественной литературы
• Публицистический стиль
• Научный стиль
• Официально-деловой стиль

178. Установите соответствие между стратегиями взаимодействия и высказываниями:
• Ориентированные на конфликт
• Ориентированные на консенсус

179. Установите соответствие между функциональным стилем и примерами текстов:
• Официально-деловой стиль
• Публицистический стиль
• Научный стиль
• Художественный стиль

180. Установите соответствие нарушенных качеств речи и примеров таких нарушений:
• Чистота
• Логичность
• Уместность
• Точность

181. Установите соответствие текстов функциональному стилю:
• Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами
• До ближайшей деревни оставалось еще верст десять, a большая темно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам
• Как передает наш корреспондент, вчера над центральными районами Пензенской области прошла небывалой силы гроза; в ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода
• Доводим до Вашего сведения, что вчера вскоре после полуночи над районным центром и прилегающей к нему местностью пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа –

182. Устойчивые по составу и структуре, лексически неделимые и целостные по значению словосочетания типа «бить баклуши», «Сизифов труд», – это …

183. Форма родительного падежа множественного числа существительного в слове … является нормативной
• башкиров
• калмыков
• лезгинов
• татаров

184. Форма родительного падежа множественного числа существительного является нормативной в конструкции …
• две пары чулок
• нет красивых туфлей
• семь кочерёг
• три пары носков

185. Фрагмент текста, приведенный ниже, относится к функциональной разновидности … стиля
Если за 10 дней до окончания действия договора ни одна из сторон письменно н
заявит о своем намерении расторгнуть договор, то договор считается продленным на тот же срок и тех же условиях. По истечении срока действия договора обязательства сторон по настоящему договору прекращаются. Если по заявлению Клиента не будет заключен новый договор банковского счета, счета Клиента, открытые в соответствии с пунктом 2.1 настоящего договора, закрываются.

186. Фрагмент текста, приведенный ниже, относится к функциональной разновидности … стиля
Когда Цветаева писала о Пушкине, она твердой рукой стирала с него
«хрестоматийный глянец». Разве что в ранних, полудетских стихах «Встреча с Пушкиным» этого еще не заметно. Здесь почти всё идет ещё от книжного романтизма, и сам Пушкин для юной поэтессы больше повод, чтобы рассказать о себе, показать, как сама она по-пушкински мятежна и своевольна. Впрочем, и здесь сквозь девичье кокетство и книжно-романтическую бутафорию проступает живой образ «курчавого мага».

187. Фрагмент текста, приведенный ниже, относится к функциональной разновидности … стиля
Теория текста сложилась как научная дисциплина во второй половине XX в. на пересечении ряда наук – информатики, психологии, лингвистики, риторики, прагматики, семиотики, герменевтики, книговедения, социологии. Исследователей текста (например, П. Хартманна, С. Якобсона, В. Звегинцева, М. Гвенцадзе, О. Каменскую и др.) интересует прежде всего типология текстов и потому в качестве первоочередной ставится задача разработки самих принципов классификации текстов.

188. Функциональная разновидность русского литературного языка, которая обслуживает сферу общественно-политическую деятельность и наиболее полно и последовательно реализуется в языке газет, – это … стиль

189. Функциональный стиль, в котором не используются слова «очень», «прошу не отказать в просьбе», «надеюсь, что разрешите», – это … стиль

190. Функцию уточнения в речи часто выполняют слова, полностью или частично совпадающие по значению, но различные по написанию и произношению, которые называются …
• антонимами
• омонимами
• паронимами
• синонимами

191. Функция общения в условиях неофициальных отношений участников речевой коммуникации (обмен мыслями, чувствами, впечатлениями) находит свою наиболее полную реализацию в … стиле

192. Частная риторика делится на несколько разновидностей, в частности, выделяют … риторику (укажите 3 варианта ответа)
• академическую
• политическую
• праздничную
• судебную

193. Часть речи, морфологические нормы которой нарушены в предложении «Новых чулков и носок было недостаточно», – это …

194. Часть речи, морфологические нормы которой нарушены в предложении «Он увидел во дворе пятерых школьниц», – это …

195. Часть речи, морфологические нормы которой нарушены в предложении «Я ложу книгу на стол», – это …

196. Часть речи, морфологические нормы которой нарушены в предложении «Я согласна с обеими доводами», – это …

197. Часть хрии, рассуждения, которое разъясняет и доказывает какой-либо тезис, называется …
• парафразис
• подобие
• пример
• причина

198. Черта, характерная для официально-делового стиля, – …
• редкое употребление отглагольных прилагательных
• редкое употребление отглагольных существительных
• частое употребление отглагольных прилагательных
• частое употребление отглагольных существительных

199. Черта, характерная для официально-делового стиля, – …
• использование инверсии (обратного порядка слов)
• использование экспрессивно-эмоциональной лексики
• прямой порядок слов в предложениях
• редкое употребление отглагольных существительных

200. Черта, характерная для официально-делового стиля, – …
• отсутствие деепричастных оборотов
• отсутствие причастных оборотов
• преобладание простых предложений
• использование деепричастных оборотов, которые часто стоят в начале предложения

201. Черта, характерная для официально-делового стиля, – …
• отсутствие обобщенной лексики
• преобладание конкретной лексики
• преобладание обобщенной лексики
• преобладание разговорной лексики

202. Черта, характерная для официально-делового стиля, –…

203. Черта, характерная для официально-делового стиля, – преобладание …
• простых предложений
• риторических вопросов
• риторических восклицаний
• сложных предложений

204. Черта, характерная для официально-делового стиля, –преобладание …
• активных конструкций над пассивными
• неполных предложений
• пассивных конструкций над активными
• простых предложений

205. Чистоту речи нарушает …
• использование выразительных средств языка
• использование просторечных слов
• использование слов-паразитов (вот, значит, так сказать)
• следование нормам литературного языка

206. Языковая формула, неуместная в научной речи, – …



1. В некоторых предложениях нарушены лексические нормы русского литературного языка. Вы имеете ко всему этому непосредственное значение. Рисунки получились немного неудачливые. Интерьер комнаты располагает к отдыху. Это предприятие было когда-то гордостью нашей Родины.
Исправьте нарушения и приведите правильные варианты.
• 1) Вы имеете ко всему этому непосредственное отношение. 2) Рисунки получились немного неудачные. 3) Интерьер комнаты располагает к отдыху. 4) Это предприятие было когда-то гордостью нашей Родины.
• 2) Вы имеете ко всему этому непосредственное отношение. 2) Рисунки получились немного неудачливые. 3) Интерьер комнаты располагает к отдыху. 4) Это предприятие было когда-то гордость нашей Родины.
• 3) Вы имеете ко всему этому непосредственное значение. 2) Рисунки получились немного неудачливые. 3) Интерьер комнаты располагает отдыху. 4) Это предприятие было когда-то гордость нашей Родины.
• 4) Вы имеете всему этому непосредственное значение. 2) Рисунки получились немного неудачливые. 3) Интерьер комнаты располагает к отдыху. 4) Это предприятие было когда- то гордыней нашей Родины.


2. Преподаватель задал студентам вопрос, какое понятие означает соблюдение норм русского литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве образца?
Студент Иванов высказал мнение, что это кодификация. Студент Петров утверждал, что это логичность речи. Студентка Смирнова утверждала, что речь идет о правильности речи.
Кто из студентов прав?


3. Приведены слова: «малыши», «кресла», «брюки», «подруги», «корреспонденты», «очки», «волчата», «сёстры». С какими из приведённых слов можно употребить числительное «двое»? Приведите все корректные варианты (в родительном падеже).

4. Приведены следующие слова: похождения, подвиги, преступления, деляги, труженики, ограбление, единомышленники, сборище, соучастник, содружество, проделки, сотрудничество.
Разделите эти слова на две группы: слова с положительной и слова с отрицательной эмоциональной окраской.


5. При оформлении полного протокола следует использовать только косвенную речь, писать в прошедшем времени.
Проанализируйте следующее предложение:
Декан юридического факультета Иванова Е.И. говорит: «На нашем факультете была проведена научная студенческая конференция, в которой участвовали студенты пяти вузов».
Для использования этого предложения при оформлении полного протокола переведите прямую речь в косвенную.
• Декан юридического факультета Иванова Е.И. сообщила (рассказала) о проведении на юридическом факультете научной студенческой конференции, в которой участвовали студенты пяти вузов.
• «На нашем факультете, говорит декан юридического факультета Иванова Е.И., была проведена научная студенческая конференция, в которой участвовали студенты пяти вузов».
• Декан юридического факультета Иванова Е.И. говорит, что на нашем факультете была проведена научная студенческая конференция, в которой участвовали студенты пяти вузов.
• Декан юридического факультета Иванова Е.И. сообщает о проведении на нашем факультете научной студенческой конференции, в которой участвовали студенты пяти вузов.

6. При оформлении полного протокола следует использовать только косвенную речь, писать в прошедшем времени. Приведите пример записи для полного протокола. Для этого переведите из прямой речи в косвенную предложение: Декан юридического факультета Иванова Е.И. говорит: «На нашем факультете была проведена научная студенческая конференция, в которой участвовали студенты пяти вузов».
• Декан юридического факультета Иванова Е.И. сообщила (рассказала) о проведении на юридическом факультете научной студенческой конференции, в которой участвовали студенты пяти вузов.
• «На нашем факультете, говорит декан юридического факультета Иванова Е.И., была проведена научная студенческая конференция, в которой участвовали студенты пяти вузов».
• Декан юридического факультета Иванова Е.И. говорит, что на нашем факультете была проведена научная студенческая конференция, в которой участвовали студенты пяти вузов.
• Декан юридического факультета Иванова Е.И. сообщает о проведении на нашем факультете научной студенческой конференции, в которой участвовали студенты пяти вузов.
7. Проанализируйте предложение, являющееся фрагментом делового письма:
«Требование по сокращению штата чиновников должно быть выполнено не позднее двадцатого декабря двух тысяч одиннадцатого года». Какие нормы в нем нарушены? Исправьте предложение.
• Во фрагменте делового письма нарушены синтаксические и морфологические нормы. Правильный вариант: Требование сокращения штата чиновников должно быть выполнено не позднее двадцатого декабря две тысячи одиннадцатого года.
• Во фрагменте делового письма нарушены только синтаксические нормы. Правильный вариант: Требование сокращения штата чиновников должно быть выполнено не позднее двадцатого декабря двух тысяч одиннадцатого года.
• Во фрагменте делового письма нарушены только морфологические нормы. Правильный вариант: Требование по сокращению штата чиновников должно быть выполнено не позднее двадцатого декабря две тысячи одиннадцатого года.
• Во фрагменте делового письма нарушены лексические и морфологические нормы. Правильный вариант: Требование сокращения штата чиновников должно быть выполнено не позднее двадцатого декабря две тысячи одиннадцатого года.


8. Проанализируйте предложения 1–3:
1. Со мной произошел странный прецедент.
2. Характеристика преподавателя была положительной.
3. В британском суде создан важный прецедент для исков о клевете.
Найдите и исправьте те предложения, в которых нарушены точность и ясность. Обоснуйте свой ответ.
• В первом предложении нарушена точность, неправильно употреблено слово «прецедент», его нужно заменить на слово «инцидент»: Со мной произошел странный инцидент. Второе и третье предложения построены правильно.
• В первом предложении нарушена точность, неправильно употреблено слово «прецедент», его нужно заменить на слово «инцидент»: Со мной произошел странный инцидент. Во втором предложении неясно: преподаватель дал характеристику или это его характеризовали? Правильные варианты: Характеристика, данная преподавателем, была положительной. Характеристика, данная преподавателю, была положительной. Третье предложение построено правильно.
• Первое и третье предложение построены правильно. Во втором предложении неясно: преподаватель дал характеристику или это его характеризовали? Правильные варианты: Характеристика, данная преподавателем, была положительной. Характеристика, данная преподавателю, была положительной.
• Первое предложение построено правильно. Во втором предложении неясно: преподаватель дал характеристику или это его характеризовали? Правильные варианты: Характеристика, данная преподавателем, была положительной. Характеристика, данная преподавателю, была положительной. В третьем предложении нужно заменить слово «прецедент» на «инцидент»: В британском суде создан важный инцидент для исков о клевете.

9. Проанализируйте предложения: Большое внимание будет оказано благоустройству города. Этому вопросу мы придаем первоочередное внимание. Наши фермеры завоевали мировой рекорд по настригу шерсти. Исправьте речевые ошибки (нарушение лексической сочетаемости) в предложениях.
• 1) Большое внимание будет уделено благоустройству города. 2) Этому вопросу мы придаем первоочередное значение. 3) Наши фермеры поставили мировой рекорд по
• настригу шерсти.
• 1) Большой интерес будет оказан благоустройству города. 2) Этому вопросу мы придаем первоочередное место. 3) Наши фермеры показали мировой рекорд по настригу шерсти.
• 1) Большое внимание будет уделено благоустройству города. 2) Этому вопросу мы придаем первоочередное значение. 3) Наши фермеры взяли мировой рекорд по настригу шерсти.

10. Проанализируйте предложения: Прочитав вторично работу, мне думается, что основные мысли выражены в ней правильно. Вспомнив вчерашний вечер, Мите взгрустнулось. Возвращаясь домой, мне стало радостно на душе. Исправьте в предложениях ошибки, связанные с неправильно употребленными деепричастными оборотами.
• 1) Прочитав вторично работу, я подумал, что основные мысли выражены в ней правильно. 2) Митя взгрустнул, вспомнив вчерашний вечер. 3) Когда я возвращался домой, мне стало радостно на душе.
• 1) Мне подумалось, прочитав вторично работу, что основные мысли выражены в ней правильно. / 2) Митя взгрустнул, вспомнив вчерашний вечер. 3) Когда я возвращался домой, мне стало радостно на душе.
• 1) Прочитав вторично работу, я подумал, что основные мысли выражены в ней правильно. 2) Митя взгрустнул, вспомнив вчерашний вечер. 3) Возвращаясь домой, чувствовалась радость на душе.

11. Проанализируйте приведенные ниже словосочетания. Социальные процессы; представить объяснительную записку; вещество самопроизвольно загрязняется; математическая обработка данных; давить на нервы; настоящим подтверждаю; характеристика прилагается; величественное сооружение; борьба за равноправие; статистические данные; Пенсионный фонд России; купить тушёнку; вопить без остановки; шахтёрская столица края; ранняя диагностика рака; геном человека; найти отклик в душах людей. Выберите те словосочетания, которые относятся к разговорному стилю.
• Давить на нервы; купить тушёнку; вопить без остановки.
• Борьба за равноправие; статистические данные; Пенсионный фонд России.
• Настоящим подтверждаю; характеристика прилагается; представить объяснительную записку.
• Социальные процессы; шахтёрская столица края; найти отклик в душах людей.

12. Проанализируйте приведенный ниже фрагмент текста делового письма. Уважаемый господин Вяземский. В ответ на Ваше письмо от 05.07.09 мы вынуждены сообщить Вам, что согласно приказа № 122 мы не сможем выполнить Вашу просьбу. Есть ли нарушения морфологических, лексических, синтаксических, пунктуационных, орфографических норм в приведенном фрагменте? Укажите типы ошибок (если они есть) и приведите исправленный вариант.
• В приведенном фрагменте есть пунктуационные и морфологические ошибки. Правильный вариант: Уважаемый господин Вяземский! В ответ на Ваше письмо от 05.07.09 мы вынуждены сообщить Вам, что согласно приказу № 122 мы не сможем выполнить Вашу просьбу.
• В приведенном фрагменте есть пунктуационные ошибки. Правильный вариант: Уважаемый господин Вяземский! В ответ на Ваше письмо от 05.07.09 мы вынуждены сообщить Вам, что согласно приказа № 122 мы не сможем выполнить Вашу просьбу.
• В приведенном фрагменте есть морфологические ошибки. Правильный вариант: Уважаемый господин Вяземский. В ответ на Ваше письмо от 05.07.09 мы вынуждены сообщить Вам, что согласно приказу № 122 мы не сможем выполнить Вашу просьбу.
• В приведенном фрагменте нет ошибок.

13. Проанализируйте словосочетания: «отзыв о книге», «рецензия на рассказ»,
«памятник Пушкина», «скульптура Пушкина», «по прилёту из отпуска», «сойти с поезда», «по возвращению из командировки», «беспокоиться о сыне», «оплатить за проезд», «обидеть холодным приёмом». Выберите все словосочетания, в которых допущены ошибки в управлении. Выпишите исправленные словосочетания.
• Памятник Пушкину; по прилете из отпуска; по возвращении из командировки; оплатить проезд.
• Памятник Пушкину; по возвращении из командировки; оплатить проезд.
• По прилете из отпуска; по возвращении из командировки; оплатить проезд.

14. Проанализируйте текст, приведенный ниже. Всем вам известна фраза: «Если хочешь быть счастливым, будь им». Кто произнес ее? Персонаж, выдуманный Алексеем Толстым и братьями Жемчужниковыми, – Козьма Прутков. Совсем не все цитаты Козьмы Пруткова умны и точны, но к этой стоит прислушаться. В этой фразе звучит мысль о том, что каждый – творец своего счастья. Счастье очень субъективно и непостоянно, и если оно – субъективное понятие, значит, в наших силах раскрасить жизнь в те или иные цвета радуги, придать событиям тот или иной смысл. Часто встречаются люди, имеющие, кажется, всё, однако несчастные. А другие, даже несмотря на трудности и испытания, заряжают своей радостью, бодростью окружающих. Человек, идущий навстречу своему счастью, подобен подсолнуху, поворачивающемуся навстречу солнцу. Л.Н. Толстой, любивший беседовать на философские темы с простыми людьми, однажды спросил старого крестьянина: «В чем счастье?». Тот ответил: «Все в тебе и все сейчас». Великому писателю так понравилось это высказывание, что он любил повторять его в качестве примера народной мудрости. Таким образом, источник счастья в самом человеке, и быть счастливым нужно именно сегодня, не откладывая жизнь на потом. Если хотите быть счастливым, будьте, ведь счастье в вас!
Какие части хрии (рассуждения, которое разъясняет и доказывает какой-либо тезис) использованы в данном тексте? Приведите эти части текста и назовите их. Приведите соответствующие данным частям хрии фрагменты текста.
• Приступ: Всем вам известна фраза: «Если хочешь быть счастливым, будь им». Кто произнес ее? Персонаж, выдуманный Алексеем Толстым и братьями Жемчужниковыми, – Козьма Прутков. Совсем не все цитаты Козьмы Пруткова умны и точны, но к этой стоит прислушаться.
Парафразис / разъяснение темы: В этой фразе звучит мысль о том, что каждый – творец своего счастья. Причина / доказательство тезиса: Счастье очень субъективно и непостоянно, и, если оно – субъективное понятие, значит, в наших силах раскрасить жизнь в те или иные цвета радуги, придать событиям тот или иной смысл. Пример: Часто встречаются люди, имеющие, кажется, всё, однако несчастные. А другие, даже несмотря на трудности и испытания, заряжают своей радостью, бодростью окружающих. Подобие: Человек, идущий навстречу своему счастью, подобен подсолнуху, поворачивающемуся навстречу солнцу. Ссылка на авторитет: Л.Н. Толстой, любивший беседовать на философские темы с простыми людьми, однажды спросил старого крестьянина: «В чем счастье?». Тот ответил: «Все в тебе и все сейчас». Великому писателю так понравилось это высказывание, что он любил повторять его в качестве примера народной мудрости. Заключение / вывод: таким образом, источник счастья в самом человеке, и быть счастливым нужно именно сегодня, не откладывая жизнь на потом. Если хотите быть счастливым, будьте, ведь счастье в вас!
• Приступ: всем вам известна фраза: «Если хочешь быть счастливым, будь им». Кто произнес ее? Персонаж, выдуманный Алексеем Толстым и братьями Жемчужниковыми, – Козьма Прутков. Совсем не все цитаты Козьмы Пруткова умны и точны, но к этой стоит прислушаться. Причина / доказательство тезиса: В этой фразе звучит мысль о том, что каждый – творец своего счастья. Парафразис / разъяснение темы: Счастье очень субъективно и непостоянно, и, если оно – субъективное понятие, значит, в наших силах раскрасить жизнь в те или иные цвета радуги, придать событиям тот или иной смысл. Ссылка на авторитет: Л.Н. Толстой, любивший беседовать на философские темы с простыми людьми, однажды спросил старого крестьянина: «В чем счастье?». Тот ответил: «Все в тебе и все сейчас». Великому писателю так понравилось это высказывание, что он любил повторять его в качестве примера народной мудрости. Заключение / вывод: таким образом, источник счастья в самом человеке, и быть счастливым нужно именно сегодня, не откладывая жизнь на потом. Если хотите быть счастливым, будьте, ведь счастье в вас!
• Приступ: всем вам известна фраза: «Если хочешь быть счастливым, будь им». Кто произнес ее? Персонаж, выдуманный Алексеем Толстым и братьями Жемчужниковыми, – Козьма Прутков. Совсем не все цитаты Козьмы Пруткова умны и точны, но к этой стоит прислушаться. Причина / доказательство тезиса: Счастье очень субъективно и непостоянно, и, если оно – субъективное понятие, значит, в наших силах раскрасить жизнь в те или иные цвета радуги, придать событиям тот или иной смысл. Подобие: Человек, идущий навстречу своему счастью, подобен подсолнуху, поворачивающемуся навстречу солнцу. Ссылка на авторитет: Часто встречаются люди, имеющие, кажется, всё, однако несчастные. А другие, даже несмотря на трудности и испытания, заряжают своей радостью, бодростью окружающих. Заключение/вывод: Таким образом, источник счастья в самом человеке, и быть счастливым нужно именно сегодня, не откладывая жизнь на потом. Здесь можно вспомнить афоризм римского философа Сенеки: «Пока мы собираемся жить, жизнь проходит». Если хотите быть счастливым, будьте, ведь счастье в вас!
• Парафразис: Всем вам известна фраза: «Если хочешь быть счастливым, будь им». Кто произнес ее? Персонаж, выдуманный Алексеем Толстым и братьями Жемчужниковыми, – Козьма Прутков. Совсем не все цитаты Козьмы Пруткова умны и точны, но к этой стоит прислушаться. Приступ: В этой фразе звучит мысль о том, что каждый творец своего счастья. Причина / доказательство тезиса: Счастье очень субъективно и непостоянно, и если оно – субъективное понятие, значит, в наших силах раскрасить жизнь в те или иные цвета радуги, придать событиям тот или иной смысл. Л.Н. Толстой, любивший беседовать на философские темы с простыми людьми, однажды спросил старого крестьянина: «В чем счастье?». Тот ответил: «Все в тебе и все сейчас». Великому писателю так понравилось это высказывание, что он любил повторять его в качестве примера народной мудрости. Пример: Часто встречаются люди, имеющие, кажется, всё, однако несчастные. А другие, даже несмотря на трудности и испытания, заряжают своей радостью, бодростью окружающих. Подобие: Человек, идущий навстречу своему счастью, подобен подсолнуху, поворачивающемуся навстречу солнцу. Заключение / вывод: Таким образом, источник счастья в самом человеке, и быть счастливым нужно именно сегодня, не откладывая жизнь на потом. Если хотите быть счастливым, будьте, ведь счастье в вас!


15. Проанализируйте предложения 1 и 2:
1. Стало быть, угроза массовой незанятости непосредственно связана с возможной несогласованностью процессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства.
2. По наблюдению автора настоящей работы, надобность такого анализа данной проблемы очевидна. Укажите случаи смешения стилей, прокомментируйте их, исправьте предложения.
• В первом предложении наблюдается неоправданное включение выражения разговорного стиля «стало быть» в текст научного стиля. Исправленный вариант: таким образом, угроза массовой незанятости непосредственно связана с возможной несогласованностью процессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства. Во втором предложении наблюдается неоправданное включение выражения разговорного стиля «надобность» в текст научного стиля. Исправленный вариант: По наблюдению автора настоящей работы, необходимость такого анализа данной проблемы очевидна.
• В первом предложении наблюдается неоправданное включение выражения разговорного стиля «стало быть» в текст научного стиля. Исправленный вариант: Таким образом, угроза массовой незанятости непосредственно связана с возможной несогласованностью процессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства. Во втором предложении нет смешения стилей.
• Во втором предложении наблюдается неоправданное включение выражения разговорного стиля «надобность» в текст научного стиля. Исправленный вариант: По наблюдению автора настоящей работы, необходимость такого анализа данной проблемы очевидна. Во первом предложении нет смешения стилей.
• В первом предложении наблюдается неоправданное включение выражения разговорного стиля «стало быть» в текст научного стиля. Исправленный вариант: Угроза массовой незанятости непосредственно связана с возможной несогласованностью процессов высвобождения, перераспределения и трудоустройства. Во втором предложении наблюдается неоправданное включение выражения разговорного стиля «надобность» в текст научного стиля. Исправленный вариант: По наблюдению автора настоящей работы, такой анализ данной проблемы очевиден.

16. Прочитайте и проанализируйте словосочетания 1-6, приведенные ниже: обидеть холодным приемом; по возвращению из отпуска; заведующий аптеки; рецензия на рассказ; по прилету из Франции; по достижении совершеннолетия. В каких из них допущены ошибки? Укажите исправленные словосочетания.
• Ошибки допущены в построении словосочетаний 2 и 3. Верные варианты: по возвращении из отпуска, заведующий аптекой.
• Ошибки допущены в построении словосочетаний 2, 3, 5. Верные варианты: по возвращении из отпуска, заведующий аптекой, по прилете из Франции.
• Ошибки допущены в построении словосочетаний 3, 5, 6. Верные варианты: заведующий аптекой, по прилете из Франции, по достижению совершеннолетия.
• Ошибки допущены в построении словосочетаний 3 и 4. Верные варианты: заведующий аптекой, рецензия о рассказе.

17. Прочитайте и проанализируйте словосочетания, приведенные ниже:
1. обоими книгами;
2. восемьюстами сорока семью рублями
3. в двух тысяча шестом году
4. много носков; более лучший пример.
В каких из них допущены ошибки? Как можно исправить ошибки в данных словосочетаниях?
• Ошибки допущены в словосочетаниях 1,3,5. Правильный вариант: обеими книгами, в две тысячи шестом году, лучший пример.
• Ошибки допущены в словосочетаниях 1,2,3. Правильный вариант: обеими книгами, восьмистами сорока семью рублями, в две тысячи шестом году.
• Ошибки допущены в словосочетаниях 2,3,4. Правильный вариант:, восьмистами сорока семью рублями, в две тысячи шестом году, много носок.
• Ошибки допущены в словосочетаниях 2,3,5. Правильный вариант:, восьмистами сорока семью рублями, в две тысячи шестом году, лучший пример.

18. Прочитайте и проанализируйте текстовые фрагменты 1-4:
1. Страна восходящего солнца не перестает удивлять по-прежнему.
2. Не сломлюсь, не дрогну, не устану, / Ни крупицы не прощу врагам.
3. Есть тоска веселая...
4. Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.
Найдите и назовите художественно-выразительные средства, которые использованы в данных фрагментах.
• В первом предложении перифраз, в втором – градация, в третьем – оксюморон, в четвертом – гипербола.
• В первом предложении эпитет, в втором – градация, в третьем – оксюморон, в четвертом –литота.
• В первом предложении перифраз, в втором –антитеза, в третьем – оксюморон, в четвертом – эпитет.
• В первом предложении эпитет, в втором –антитеза, в третьем – оксюморон, в четвертом
– гипербола.

19. Прочитайте предложение: «От такого совета толку нет кроме вреда». Какое коммуникативное качество в нем нарушено в предложении? Как можно исправить ошибку?
• Логичность. Примерный ответ (исправленное предложение): «Такой совет может принести только вред».
• Правильность речи. Примерный ответ (исправленное предложение): «От такого совета толка нет кроме вреда».
• Точность речи. Примерный ответ (исправленное предложение): «Такой совет не имеет толка, а лишь вред».
• Выразительность речи. Примерный ответ: «От такого совета никакого толку нет кроме вреда».

20. Проанализируйте предложения 1-4:
1. Я надел пальто и вышел на улицу.
2. Защитная речь адвоката была блестящей.
3. Мебель в комнате была затейливая, из целостного дерева.
4. Мы готовы предоставить Вам слово.
В каких из приведенных ниже предложений неверно употреблены выделенные слова? Замените эти слова, приведя правильные варианты. В чем причина ошибки?
• Неверно употреблены слова в предложениях 1 и 3. Причина ошибки – неправильное использование паронимов: надел – одел, цельного- целостного. Правильные варианты: Я одел пальто и вышел на улицу. Мебель в комнате была затейливая, из цельного дерева.
• Неверно употреблены слова в предложениях 1 и 4. Причина ошибки – неправильное использование паронимов: надел – одел, представить- предоставить. Правильные варианты: Я одел пальто и вышел на улицу. Мы готовы представить Вам слово.
• Неверно употреблены слова в предложениях 1 и 2. Причина ошибки – неправильное использование паронимов: надел – одел, защитная-защитительная. Правильные варианты: Я одел пальто и вышел на улицу. Защитительная речь адвоката была блестящей.
• Неверно употреблены слова в предложениях 2 и 3. Причина ошибки – неправильное использование паронимов: защитная-защитительная, цельного-целостного. Правильные варианты: Защитительная речь адвоката была блестящей. Мебель в комнате была затейливая, из цельного дерева.

21. Прочитайте слова: «малыши», «кресла», «брюки», «подруги», «корреспонденты»,
«очки», «волчата», «сёстры». С какими из приведённых слов можно употребить числительное «двое»? Приведите все корректные варианты (в родительном падеже).
• Двое малышей; двое брюк; двое корреспондентов; двое очков, двое волчат.
• Двое малышей; двое подруг; двое корреспондентов; двое волчат.
• Двое брюк; двое корреспондентов; двое очков; двое волчат.
• Двое кресел, двое брюк, двое сестер, двое волчат.

22. Прочитайте текст фрагмента научной статьи Баженова Ю.К., Веснина В.Р.
«Предпринимательство: попытка осмысления с современных позиций».
1. Ещё в римском праве предпринимательство рассматривалось как занятие, дело, деятельность, а под предпринимателем подразумевался человек, ведущий общественное строительство.
2. Если обобщить современные высказывания множества авторов о предпринимательстве, то его определение сводится к инициативной деятельности, направленной на организацию ресурсов с целью получения прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг, связанная с риском их потери и имеющая целью извлечение выгоды для лица, ее осуществляющего.
3. Развитие предпринимательства является одной из наиболее обсуждаемых проблем нашего времени.
4. Первым российским автором, исследовавшим предпринимательство, называют И.Т. Посошкова, подготовившего в 1724 г. свой знаменитый труд – «Книгу о скудости и богатстве», который был издан лишь в 1840 году. Восстановите логическую последовательность абзацев текста, пронумерованных от 1 до 4.
• Логическая последовательность абзацев текста – 1, 3, 2, 4.
• Логическая последовательность абзацев текста – 1, 2, 4, 3.
• Логическая последовательность абзацев текста – 3, 4, 1, 2.

23. Прочитайте текст. Дуб растет в довольно разнообразных почвенных условиях. Рост дуба продолжается очень долго, лет 150–200 и больше. За это время дуб развивает очень мощную крону. Дуб обладает большой побего-производительной (порослевой) способностью. Определите принадлежность приведенного текста к функциональному стилю. Какие черты данного стиля проявляются в тексте?
• Публицистический стиль, использованы средства выразительности.
• Научный стиль, использована терминология («побего-производительная

Комментарии: Для вашего удобства работа в PDF файле.
Воспользуйтесь поиском Ctrl+F.
231 вопрос (промежуточные, итоговый, компетентностный)
Ответы выделены в документе.
Сдача теста 2024 год
Вы покупаете ответы на вопросы, которые указаны в описании

Размер файла: Мбайт
Фаил: PDF фаил (.pdf)
-------------------
Обратите внимание, что преподаватели часто переставляют варианты и меняют исходные данные!
Если вы хотите, чтобы работа точно соответствовала, смотрите исходные данные. Если их нет, обратитесь к продавцу или к нам в тех. поддержку.
Имейте ввиду, что согласно гарантии возврата средств, мы не возвращаем деньги если вариант окажется не тот.
-------------------

   Скачать

   Добавить в корзину


        Коментариев: 0


Не можешь найти то что нужно? Мы можем помочь сделать! 

От 350 руб. за реферат, низкие цены. Просто заполни форму и всё.

Спеши, предложение ограничено !



Что бы написать комментарий, вам надо войти в аккаунт, либо зарегистрироваться.

Страницу Назад

  Cодержание / Русский язык и культура речи / Русский язык и культура речи. Тест с ответами Синергия.
Вход в аккаунт:
Войти

Забыли ваш пароль?

Вы еще не зарегистрированы?

Создать новый Аккаунт


Способы оплаты:
UnionPay СБР Ю-Money qiwi Payeer Крипто-валюты Крипто-валюты


И еще более 50 способов оплаты...
Гарантии возврата денег

Как скачать и покупать?

Как скачивать и покупать в картинках


Сайт помощи студентам, без посредников!