О софизмах, паралогизмах и критических ситуациях в познании

Цена:
4 руб.

Состав работы

material.view.file_icon
material.view.file_icon bestref-72973.doc
Работа представляет собой zip архив с файлами (распаковать онлайн), которые открываются в программах:
  • Microsoft Word

Описание

В процессе рассуждений эпизодически возникают ситуации, являющиеся критическими, то есть такими, от успешного разрешения которых зависит дальнейшее продвижение познания. Ситуации этого рода были обнаружены еще древними греками. Однако называли они их несколько иначе - софизмы, от греческого слова “софус”, что значит “разум”, то есть буквально размышлизмы (читай продукты голого размышления). Под этим термином и сейчас понимаются логически выверенные рассуждения, которые, однако, приводят к очевидно ошибочному выводу. Несколько позже был создан различительный термин “паралогизм”, назначение которого было развести между собой такие незаметные внешнему наблюдателю ошибочные рассуждения, созданные умышленно (софизмы) и нечаянно (паралогизмы). Но, несмотря на создание этого различения, до сих пор нет ясного понимания, к какой из этих категорий относятся произведения древнегреческих софистов. Но к какой бы категории они не относились, важность их значения в когнитологии нисколько не изменяется. Традиционное отношение к софизмам как к принадлежностям для дружеского застолья или веселой вечеринки с некоторым налетом интеллектуальности следует, на наш взгляд, на сегодняшний день пересмотреть. Конечно, наиболее существенный интерес для когнитологии представил бы тот случай, когда обсуждаемые ситуации возникают сами собой. И в тоже время для когнитологии не может не представлять интереса и тот случай, когда специально придуманные интеллектуальные “уловки” (каковыми спокон веков считаются софизмы) не встречают никаких возражений даже у достаточно образованной публики. Ниже мы постараемся уделить достаточно внимания этим вопросам.

Начнем анализ с софизма Рогоносца: 1) то, что ты не терял, у тебя есть; 2) ты не терял рогов; 3) следовательно, у тебя есть рога. Парадоксально! И эффектно, не правда ли? Однако после некоторого умственного напряжения становится ясно, что парадоксальность вывода в этом софизме происходит из-за 1-ой его посылки, которая представляет из себя неудачную попытку определения отношения “иметь”: если А не терял Б, то А имеет Б. Неочевидная ошибочность этого определения следует из его необратимости, то есть очевидной ошибочности его обращения: неверно, что если А имеет Б, то А не терял Б, так как чтобы что-то потерять, нужно сначала иметь это. Следовательно, правильная формулировка выглядит так: если А имел Б и А не имеет Б, то А потерял Б. На правильность этой формулировки указывает и ее обратимость. Если теперь из отрицания обращения этой посылки (если А не терял Б, то А имел Б и А имеет Б) исключить 1-ую часть правой части (А имел Б), то получится неправильная 1-ая посылка софизма Рогоносца. Более корректно она выглядела бы так: в некоторых случаях если А не терял Б, то А имеет Б (а именно в тех случаях, когда еще и А имел Б). “В некоторых случаях” и “в любом случае” - это, как нетрудно видеть, кванторы. Таким образом, кванторы имеют значение также и в высказываниях об отношениях, они вездесущи. Но вездесуще также и стремление опускать их, которое при некоторых дополнительных обстоятельствах порождает то ли умышленно, то ли нечаянно разнообразные то ли софизмы, то ли паралогизмы.
Разработка технологического процесса изготовления детали
В рамках технологии автоматизированного производства рассматриваются основы технологии машиностроения и их использование для разработки наиболее экономичных технологических процессов, обеспечивающих получение требуемого качества машин. Изучается аналитический подход к построению и выбору требуемого варианта технологического процесса с учетом технических условий, особенностей конструкций изделий и характера производства. Указываются пути и средства автоматизации технологических процессов.
User Тимоша : 24 мая 2009
300 руб.
Психологический анализ трудностей в деятельности и общении школьников при переходе из младшей школы в среднюю
Оглавление обучение школьник психика подросток Введение Глава 1. Теоретические основы исследования психологической готовности младших школьников к обучению в средней школе 1.1 Проблема психологической готовности в психолого-педагогических исследованиях 1.2 Психологические трудности в деятельности и обучении школьников при переходе из начальной школы в основную 1.2.1 Психологические особенности младших подростков 1.2.2 Психологические трудности в деятельности и общении школьников при перех
User Lokard : 18 октября 2013
5 руб.
Стратегия развития предприятия
Цель данной работы – перечислить основные компоненты прибыльной работы предприятия, на чем собственно предприниматель должен сосредоточить свой бизнес. В чем заключается его убеждение в успехе нового дела? В среде бизнесменов бытует довольно распространенное мнение, что бизнес-идея - это уже половина успеха, поэтому решение вопроса, каким именно видом деятельности заниматься, какие ассортименты и товарную номенклатуру избрать есть ключевым в бизнесе-планировании. В БП нельзя ограничиваться общей
User alfFRED : 23 ноября 2013
10 руб.
Коробка. Планка. Скоба. Брусок. Вариант 29. Задание 64
С.К. Боголюбов. Индивидуальные задания по курсу черчения. Задание 64. Вариант 29. Коробка. Планка. Скоба. Брусок. 1 Соединить половину фронтального разреза с половиной вида спереди. 2 Заменить вид слева разрезом А-А. 3 Заменить вид спереди разрезом А-А. 4 Заменить вид спереди разрезом А-А. В состав работы входит: По заданию выполненные чертежи деталей; 3D модели деталей.
User .Инженер. : 4 сентября 2025
300 руб.
Коробка. Планка. Скоба. Брусок. Вариант 29. Задание 64 promo
up Наверх