Страницу Назад
Поискать другие аналоги этой работы

10

Межотраслевая конкуренция и образование общей (средней) нормы прибыли

ID: 122878
Дата закачки: 31 Октября 2013
Продавец: Elfa254 (Напишите, если есть вопросы)
    Посмотреть другие работы этого продавца

Тип работы: Работа
Форматы файлов: Microsoft Office

Описание:
План

I. Конкуренция: определение и сущность

1) Внутриотраслевая конкуренция

2) Межотраслевая конкуренция

II. Межотраслевая конкуренция и ее особенности

1) Перелив капитала

Входные и выходные барьеры

2) Функциональная конкуренция

III. Образование общей (средней) нормы прибыли

1) Средняя прибыль

2) Норма прибыли
3) Средняя норма прибыли
Список литературы

I. Конкуренция: определение и сущность

Конкуренция - (позднелат. concurrentia, от лат. concurro - сбегаюсь, сталкиваюсь), свойственная товарному производству, основанному на частной собственности на средства производства, антагонистическая борьба между частными производителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров; при капитализме - борьба между капиталистами за получение наивысшей прибыли. Конкуренция порождается частнокапиталистической собственностью на средства производства, когда между производителями не существует иной экономической связи, кроме рынка. Одновременно конкуренция является механизмом стихийного регулирования общественного производства. В результате конкуренции происходит разорение одних производителей и обогащение других (экономически более сильных), происходит дифференциация мелких товаропроизводителей, что неизбежно приводит к развитию капиталистических производственных отношений. Наиболее полное развитие конкуренции получает в условиях капитализма. Она проявляется в действии экономического закона конкуренции и анархии производства. Формы и методы конкурентной борьбы менялись на различных этапах развития капитализма. При домонополистическом капитализме преобладала свободная конкуренции, которая характеризовалась сравнительно мирными методами, сводилась к экономическому подавлению соперника (к разорению его) главным образом методом открытой ценовой конкуренции (сбивания цен). В этот период, в зависимости от отраслевой принадлежности субъектов конкуренции, в наиболее "чистом" виде проявляются 2 основные формы конкурентной борьбы:

· внутриотраслевая конкуренция, которая ведётся за влияние и место на рынке (в результате её образуется единая общественная или рыночная стоимость). Она проводится между фирмами одной отрасли, производящими аналогичные товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но различаются по цене, качеству, ассортименту.

· межотраслевая конкуренция, за наиболее прибыльные сферы приложения капиталов, проводимая между предприятиями разных отраслей.

При этом объектом внутриотраслевой конкуренции является цена производства (грубо говоря, средняя цена в отрасли), а объектом межотраслевой конкуренции – средняя норма прибыли в целом по экономике. Таким образом, конкуренция является антагонистической формой развития производительных сил в капиталистическом хозяйстве. Каждый товаропроизводитель, капиталист или отдельная монополия, стремясь снизить издержки производства, чтобы выжить в борьбе всех против всех и уничтожить соперника, вынуждены независимо от своей воли использовать современную машинную технику, прогрессивную технологию, развивать новые отрасли и виды производства.

Конкуренция выступает мощным фактором концентрации производства, которая на определённой ступени приводит к возникновению монополий и перерастанию капитализма свободной конкуренции в империализм - высшую и последнюю стадию капитализма. Свободная конкуренция сменяется монополией. Но господство монополий не устраняет конкурентной борьбы, так как присвоение результатов труда остаётся частным. Сохраняется анархия производства, антагонизм интересов различных монополистических групп, различных слоев буржуазии. И чем интенсивнее развивается монополистический капитализм, тем сильнее обостряется конкуренции, характер её зависит от степени монополизации капиталистического хозяйства. В. И. Ленин писал: "... монополии, вырастая из свободной конкуренции, не устраняют ее, а существуют над ней и рядом с ней, порождая этим ряд особенно острых и крутых противоречий, трений, конфликтов" (Полное собрание сочинений, 5 издание, том 27, страница 386). Монополия, выросшая из свободной конкуренции, является прямой её противоположностью. Монополия существует в обстановке товарного производства, находится в постоянном противоречии с ней. Поскольку монополии хотя бы на время могут устанавливать монопольные цены, постольку до известной степени исчезает стимул к техническому прогрессу, но, тем не менее, "... монополия при капитализме никогда не может полностью и на очень долгое время устранить конкуренции с всемирного рынка..." (там же, страница 397). К. ведётся уже на новой основе. Взаимодействие сил монополии и конкуренции составляет важнейшую особенность экономического механизма в эпоху господства монополий. Решающее значение приобретает конкуренция между крупнейшими корпорациями: внутриотраслевая, межотраслевая, в рамках национальных хозяйств и в масштабе всей капиталистической системы. Конкуренция осуществляется также между монополиями и немонополизированными предприятиями (аутсайдерами), причём монополии широко используют методы прямого давления: лишение аутсайдеров покупателей (через соглашения с торговыми компаниями); затруднение транспортировки их товаров (через соглашения с транспортными компаниями); лишение кредита и т. п. В известной мере конкуренция имеет место и внутри монополистических объединений. Особенно острая конкурентная борьба развёртывается из-за источников сырья, из-за рынков сбыта. Важнейшая особенность монополистической конкуренции - изменение роли конкуренции цен. Она ведётся посредством маневрирования ценами (система тайных скидок и уступок по сравнению с объявленными ценами для крупных покупателей; общие и частичные распродажи товаров по сниженным ценам; установление одинаковой цены на товары различного качества). Для современной монополистической конкуренции особенно характерно широкое использование различных форм неценовой конкуренции (техническое превосходство, качество и надёжность изделий, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, условия оплаты). В руках крупнейших корпораций нововведения становятся орудием конкурентной борьбы на национальном и мировом рынках. Именно крупнейшие компании сосредоточивают в своих руках основные производственные мощности в динамичных отраслях, имеют исследовательские лаборатории и научные кадры, концентрируют у себя основные патенты, располагают необходимыми капиталами и пользуются правительственными субсидиями и заказами. Государство предоставляет крупнейшим монополиям бесплатные субсидии, льготные тарифы, право ускоренной амортизации, то есть установления чрезмерно высоких норм износа основного капитала. Таким образом, механизм стихийного рыночного регулирования находится под воздействием частномонополистического и государственного регулирования.

Размер файла: 19,2 Кбайт
Фаил: Упакованные файлы (.zip)

   Скачать

   Добавить в корзину


        Коментариев: 0


Не можешь найти то что нужно? Мы можем помочь сделать! 

От 350 руб. за реферат, низкие цены. Просто заполни форму и всё.

Спеши, предложение ограничено !



Что бы написать комментарий, вам надо войти в аккаунт, либо зарегистрироваться.

Страницу Назад

  Cодержание / Экономика / Межотраслевая конкуренция и образование общей (средней) нормы прибыли
Вход в аккаунт:
Войти

Забыли ваш пароль?

Вы еще не зарегистрированы?

Создать новый Аккаунт


Способы оплаты:
UnionPay СБР Ю-Money qiwi Payeer Крипто-валюты Крипто-валюты


И еще более 50 способов оплаты...
Гарантии возврата денег

Как скачать и покупать?

Как скачивать и покупать в картинках


Сайт помощи студентам, без посредников!