Моноплизм в экономике и его последствия
Состав работы
|
|
|
|
Работа представляет собой zip архив с файлами (распаковать онлайн), которые открываются в программах:
- Microsoft Word
Описание
Если на начальном этапе капитализма господствовала свободная конкуренция, то позднее (особенно на рубеже XIX – XX веков), с развитием и укрупнением производства, стал набирать силу монополизм.
Монополией называется исключительное право на владение какой-либо собственностью и получение на базе этого более высокого дохода.
Монополизация экономики характеризуется возникновением рыночной, или монопольной власти.
Рыночная власть – это возможность определенных рыночных структур субъективно устанавливать цену на свои товары или услуги.
Таким образом, ведущим критерием монополизации рынков и классификации монополий является обладание рыночной властью, дающей возможность воздействовать на цену в целях получения монопольно высоких прибылей в форме монопольной ренты.
Как известно, при совершенной конкуренции ни один ее участник объективно не может иметь такую власть на рынке.
Итак, монополия в экономике – это экономическая структура, обладающая рыночной властью.
1. Сущность и основные признаки монополизма
Монополия (от греч. monos – один, единственный + pōleō – продаю) в узком смысле – это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. [2, стр. 191]
Монополия и конкуренция составляют противоречивое единство. Это единство заключается в том, что для любого товаропроизводителя монополия на производство продукта служит средством достижения цели. Чтобы получить максимальную прибыль, надо завысить цену на товар. А это возможно только при условии, если производитель достигает монопольного положения в производстве и реализации своего товара.
Монополия является внутренним, необходимым, существенным свойством конкурентной борьбы. Для каждого хозяйствующего субъекта монопольное положение на рынке обеспечивает его эгоистический интерес при отсутствии противодействия со стороны интересов других субъектов.
Обобщение практики рыночной экономики позволяет выделить две стороны монополии: внешнюю и внутреннюю. [7, стр.236]
Внешняя монополия – это обладание возможностью навязывать контрагентам особые условия экономических взаимоотношений благодаря способности ощутимо влиять на процесс ценообразования. Это та монополия, к которой стремится товаропроизводитель, но которая видна и, следовательно, может быть запрещена. Внешняя монополия характеризует экономико-юридический статус товаропроизводителя.
Для достижения своей цели у товаропроизводителя может быть и другой путь. Благодаря использованию прогрессивных технологий можно понизить индивидуальные издержки на товар, удешевит его путем повышения производительности труда и получить максимальную прибыль как разницу между общественными и индивидуальными издержками на товар. При этом предприниматель стремится обладать монопольно низкими индивидуальными затратами и сохранить такое положение как можно дольше. Эта внутренняя (невидимая другим предпринимателям) монополия на применение новейшей технологии или любого другого скрытого преимущества служит средством конкурентной борьбы в пользу монополиста.
Монополией называется исключительное право на владение какой-либо собственностью и получение на базе этого более высокого дохода.
Монополизация экономики характеризуется возникновением рыночной, или монопольной власти.
Рыночная власть – это возможность определенных рыночных структур субъективно устанавливать цену на свои товары или услуги.
Таким образом, ведущим критерием монополизации рынков и классификации монополий является обладание рыночной властью, дающей возможность воздействовать на цену в целях получения монопольно высоких прибылей в форме монопольной ренты.
Как известно, при совершенной конкуренции ни один ее участник объективно не может иметь такую власть на рынке.
Итак, монополия в экономике – это экономическая структура, обладающая рыночной властью.
1. Сущность и основные признаки монополизма
Монополия (от греч. monos – один, единственный + pōleō – продаю) в узком смысле – это рыночное господство одного продавца. Однако в широком значении под ней подразумевают любое господствующее положение одного или группы лиц в какой-либо сфере деятельности. [2, стр. 191]
Монополия и конкуренция составляют противоречивое единство. Это единство заключается в том, что для любого товаропроизводителя монополия на производство продукта служит средством достижения цели. Чтобы получить максимальную прибыль, надо завысить цену на товар. А это возможно только при условии, если производитель достигает монопольного положения в производстве и реализации своего товара.
Монополия является внутренним, необходимым, существенным свойством конкурентной борьбы. Для каждого хозяйствующего субъекта монопольное положение на рынке обеспечивает его эгоистический интерес при отсутствии противодействия со стороны интересов других субъектов.
Обобщение практики рыночной экономики позволяет выделить две стороны монополии: внешнюю и внутреннюю. [7, стр.236]
Внешняя монополия – это обладание возможностью навязывать контрагентам особые условия экономических взаимоотношений благодаря способности ощутимо влиять на процесс ценообразования. Это та монополия, к которой стремится товаропроизводитель, но которая видна и, следовательно, может быть запрещена. Внешняя монополия характеризует экономико-юридический статус товаропроизводителя.
Для достижения своей цели у товаропроизводителя может быть и другой путь. Благодаря использованию прогрессивных технологий можно понизить индивидуальные издержки на товар, удешевит его путем повышения производительности труда и получить максимальную прибыль как разницу между общественными и индивидуальными издержками на товар. При этом предприниматель стремится обладать монопольно низкими индивидуальными затратами и сохранить такое положение как можно дольше. Эта внутренняя (невидимая другим предпринимателям) монополия на применение новейшей технологии или любого другого скрытого преимущества служит средством конкурентной борьбы в пользу монополиста.
Другие работы
Психология деятельности и способности человека
Slolka
: 18 октября 2013
В современных условиях остро стоит вопрос о связи психологии с практикой. «Чтобы связь эта была реальной и эффективной»,- отмечал С.М. Рубинштейн,- «надо принятъ ее с двух сторон. Надо органически включить психологическую науку в решение жизненных проблеем и в самой теории создать внутренние предпосылки для того, чтобы связь эта была реальной и действенной.» В отечественной психологии разработан ряд плодотворных концепций деятельности и методических подходов к ее изучению. Это прежде всего работ
Зайнятість та трудова діяльність крізь призму очікувань молоді
SerFACE
: 1 июля 2015
ЗМІСТ
ВСТУП 6
РОЗДІЛ 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГІЧНІ ЗАСАДИ ВИВЧЕННЯ ТРУДОВИХ УЯВЛЕНЬ МОЛОДІ
1.1 Соціальна сутність трудової діяльності та зайнятості 10
1.2 Молодь як соціально-демографічна група та особливості її включення у сферу суспільної праці 15
Висновки до першого розділу 20
РОЗДІЛ 2 ФОРМУВАННЯ І РЕАЛІЗАЦІЯ ТРУДОВИХ ОЧІКУВАНЬ МОЛОДІ В СУЧАСНИХ УКРАЇНСЬКИХ УМОВАХ
2.1 Трудові очікування сучасної української молоді та фактори впливу на їх формування 21
2.2 Роль професійної орієнтації та освіти
1000 руб.
Зачетная работа по дисциплине: Прикладная механика. Билет №3
Roma967
: 20 февраля 2023
Прикладная механика (часть 1)
Билет 3
1. Момент силы относительно центра или точки
2. Координаты центров тяжести однородных тел
300 руб.
Диктатура и демократия как формы власти: сравнительный анализ
alfFRED
: 15 февраля 2013
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Тульский государственный университет Кафедра социологии и политологии Контрольно-курсовая работа по дисциплине «Политология» ДИКТАТУРА И ДЕМОКРАТИЯ КАК ФОРМЫ ВЛАСТИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Студент гр. 820492 Шиляева Д. Г. Научный руководитель: канд. полит. наук, доц.
Твирова Ю.А. Тула 2009 ПЛАН 1. Виды политических режимов. Сущность и исторические типы демократии. 2. Тоталитаризм
5 руб.