Социально-педагогические условия предупреждения виктимности и виктимогенности
Состав работы
|
|
|
|
Работа представляет собой zip архив с файлами (распаковать онлайн), которые открываются в программах:
- Microsoft Word
Описание
Виктимность или виктимогенность – физические, психические и социальные черты и признаки, которые создают предрасположенность к превращению человека в жертву (преступления, несчастного случая, деструктивного культа и т.д.). Виктимизация – процесс приобретения виктимности, или, другими словами, – это процесс превращения человека в жертву и его последствия. Виктимизация, таким образом, объединяет в себе и динамику (реализацию виктимности) и статику (реализованную виктимность).
Виктимология (от лат victime – жертва и греч logos – понятие, учение), область знания на стыке педагогики, психологии, социологии, криминологии и этнографии, изучающая различные категории людей – жертв неблагоприятных условий социализации. Термин «виктимность» заимствован из криминологии, спец раздел которой – юридическая виктимология имеет своим предметом изучение жертв преступлений.
Виктимология как самостоятельная область теории и практики связана с именем немецкого ученого Ганса фон Хентинга, который выдвинул идею о существовании взаимозависимости между определенной категорией преступников и определенным типом жертвы. Были поставлены задачи выявления взаимосвязей, существующих между преступником и жертвой. Анализировалась типология поведения жертвы. Так, в исследованиях было установлено, что жертвы преступления часто обладают определенными качествами:
1 – неосмотрительность;
2 – конфликтность, склонность к агрессии;
3 – эгоцентризм;
4 – эксцентричность;
5 – нерешительность;
6 – тревожность;
7 – личностная незрелость, инфантильность;
8 – доверчивость;
9 – легковерность и др.
Перечисленные качества связаны с признаками, которые являются предрасполагающими стимулами виктимности.
Конечно, изучать психологические аспекты виктимности продуктивно в рамках целостного криминогенного комплекса. В этом случае виктимологический анализ неотъемлем от криминологического. Сама виктимология большинством ученых рассматривается как одно из направлений криминологии. Она требует исследования конкретных видов преступлений, а также каждого преступного поведенческого акта. Сегодня выделяют психологические аспекты виктимности и виктимность, связанную с положением, возрастом, социальной ролью и социальным статусом жертвы.
Существует ряд категорий детей и взрослых, которые являются реальными или потенциальными жертвами социализации из-за условий их развития и жизни и в связи с этим требуют специального изучения и специфических способов социальной и педагогической помощи. К ним относятся инвалиды (кроме не обладающих юридической дееспособностью), дети-сироты и дети, лишённые попечения родителей, ставшие в силу обстоятельств безнадзорными и беспризорными, дети из неблагополучных семей с низким экономическим уровнем, аморальной или криминогенной атмосферой и др. Первичное отклонение от нормы может вызывать вторичное негативное изменение в развитии. Признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу жертв социализации, могут иметь постоянный характер (сиротство, инвалидность) или проявляться со временем (социальная дезаптация, наркомания и др.); некоторые из них нельзя устранить (сиротство), другие можно предотвратить или изменить (различные социальные отклонения, противоправное поведение и др.).
В основе исследования физических, психологических и социальных отклонений в развитии людей разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации и коррекции этих отклонений.
В процессе изучения виктимогенных факторов определяет возможности общества, государства, институтов и агентов социализации по предотвращению негативных влияний на развитие личности, выявляет типы виктимных людей, сензитивность лиц того или иного типа и возраста к различным виктимогенным факторам и вырабатывает социальные, психологические и педагогические меры соответствующей профилактики, прогнозирует возможности оказания помощи человеку, в т. ч. в коррекции самовосприятия.
Функции виктимологии – профилактика, компенсация и коррекция виктимности и виктимогенности в обществе. Прикладная функция связана с совершенствованием обществ, влияния на процессы социализации. В. осуществляет междисциплинарные исследования: культурологические, этнопсихологические, социально-педагогические, социально-психологические и психолого-педагогические.
Социолого-педагогические, социально-психологические и этнопсихологические исследования позволяют выявить:
· типы и число жертв социализации в различных социально-культурных условиях, их количеств, динамику, зависимость от особенностей традиций и социальной практики;
· ситуации, которые на различных возрастных этапах развития человека представляют для него опасность;
· социальные установки и стереотипы различных социально-культурных и половозрастных групп, определяющие характер их восприятия тех или иных типов жертв и отношение общества к ним;
· особенности самовосприятия человека в качестве жертвы.
Виктимология разрабатывает методы диагностики виктимности личности, виктимогенности группы и микросоциума; содержание, формы и методы профилактики и реабилитации жертв социализации в разных странах, определяет степень их эффективности; предлагает рекомендации по стратегии и тактике общества, государства, социальных институтов по отношению к различным категориям жертв.
Общетеоретическое виктимологическое исследование, будучи подотраслью социологии, представляет собой процесс выработки системы новых научных знаний о жертвах социально опасных проявлений, определения понятий, аксиом (постулатов, законов), разработки языка теории, формирования методологии и методики научного анализа на основании выявления и обобщения типовых закономерностей взаимодействия жертв и социально опасных проявлений, наблюдаемых и измеряемых теориями среднего уровня
Основная идея общей теории виктимологии состоит в построении системной модели взаимодействия «негативное социальное явление – жертва», описывающей и изучающей пути нормализации негативных социальных, психологических и моральных воздействий на человека (социальную общность) со стороны природной среды, искусственной жилой и рабочей среды, социальной среды, а также кризисной внутренней среды самого человека (социальной общности) с целью их коррекции и нейтрализации, повышения адаптивных способностей человека, социальной группы, организации.
Виктимология (от лат victime – жертва и греч logos – понятие, учение), область знания на стыке педагогики, психологии, социологии, криминологии и этнографии, изучающая различные категории людей – жертв неблагоприятных условий социализации. Термин «виктимность» заимствован из криминологии, спец раздел которой – юридическая виктимология имеет своим предметом изучение жертв преступлений.
Виктимология как самостоятельная область теории и практики связана с именем немецкого ученого Ганса фон Хентинга, который выдвинул идею о существовании взаимозависимости между определенной категорией преступников и определенным типом жертвы. Были поставлены задачи выявления взаимосвязей, существующих между преступником и жертвой. Анализировалась типология поведения жертвы. Так, в исследованиях было установлено, что жертвы преступления часто обладают определенными качествами:
1 – неосмотрительность;
2 – конфликтность, склонность к агрессии;
3 – эгоцентризм;
4 – эксцентричность;
5 – нерешительность;
6 – тревожность;
7 – личностная незрелость, инфантильность;
8 – доверчивость;
9 – легковерность и др.
Перечисленные качества связаны с признаками, которые являются предрасполагающими стимулами виктимности.
Конечно, изучать психологические аспекты виктимности продуктивно в рамках целостного криминогенного комплекса. В этом случае виктимологический анализ неотъемлем от криминологического. Сама виктимология большинством ученых рассматривается как одно из направлений криминологии. Она требует исследования конкретных видов преступлений, а также каждого преступного поведенческого акта. Сегодня выделяют психологические аспекты виктимности и виктимность, связанную с положением, возрастом, социальной ролью и социальным статусом жертвы.
Существует ряд категорий детей и взрослых, которые являются реальными или потенциальными жертвами социализации из-за условий их развития и жизни и в связи с этим требуют специального изучения и специфических способов социальной и педагогической помощи. К ним относятся инвалиды (кроме не обладающих юридической дееспособностью), дети-сироты и дети, лишённые попечения родителей, ставшие в силу обстоятельств безнадзорными и беспризорными, дети из неблагополучных семей с низким экономическим уровнем, аморальной или криминогенной атмосферой и др. Первичное отклонение от нормы может вызывать вторичное негативное изменение в развитии. Признаки и обстоятельства, позволяющие отнести человека к числу жертв социализации, могут иметь постоянный характер (сиротство, инвалидность) или проявляться со временем (социальная дезаптация, наркомания и др.); некоторые из них нельзя устранить (сиротство), другие можно предотвратить или изменить (различные социальные отклонения, противоправное поведение и др.).
В основе исследования физических, психологических и социальных отклонений в развитии людей разрабатывает общие и специфические принципы, цели, содержание, формы и методы работы по профилактике, минимизации, нивелированию, компенсации и коррекции этих отклонений.
В процессе изучения виктимогенных факторов определяет возможности общества, государства, институтов и агентов социализации по предотвращению негативных влияний на развитие личности, выявляет типы виктимных людей, сензитивность лиц того или иного типа и возраста к различным виктимогенным факторам и вырабатывает социальные, психологические и педагогические меры соответствующей профилактики, прогнозирует возможности оказания помощи человеку, в т. ч. в коррекции самовосприятия.
Функции виктимологии – профилактика, компенсация и коррекция виктимности и виктимогенности в обществе. Прикладная функция связана с совершенствованием обществ, влияния на процессы социализации. В. осуществляет междисциплинарные исследования: культурологические, этнопсихологические, социально-педагогические, социально-психологические и психолого-педагогические.
Социолого-педагогические, социально-психологические и этнопсихологические исследования позволяют выявить:
· типы и число жертв социализации в различных социально-культурных условиях, их количеств, динамику, зависимость от особенностей традиций и социальной практики;
· ситуации, которые на различных возрастных этапах развития человека представляют для него опасность;
· социальные установки и стереотипы различных социально-культурных и половозрастных групп, определяющие характер их восприятия тех или иных типов жертв и отношение общества к ним;
· особенности самовосприятия человека в качестве жертвы.
Виктимология разрабатывает методы диагностики виктимности личности, виктимогенности группы и микросоциума; содержание, формы и методы профилактики и реабилитации жертв социализации в разных странах, определяет степень их эффективности; предлагает рекомендации по стратегии и тактике общества, государства, социальных институтов по отношению к различным категориям жертв.
Общетеоретическое виктимологическое исследование, будучи подотраслью социологии, представляет собой процесс выработки системы новых научных знаний о жертвах социально опасных проявлений, определения понятий, аксиом (постулатов, законов), разработки языка теории, формирования методологии и методики научного анализа на основании выявления и обобщения типовых закономерностей взаимодействия жертв и социально опасных проявлений, наблюдаемых и измеряемых теориями среднего уровня
Основная идея общей теории виктимологии состоит в построении системной модели взаимодействия «негативное социальное явление – жертва», описывающей и изучающей пути нормализации негативных социальных, психологических и моральных воздействий на человека (социальную общность) со стороны природной среды, искусственной жилой и рабочей среды, социальной среды, а также кризисной внутренней среды самого человека (социальной общности) с целью их коррекции и нейтрализации, повышения адаптивных способностей человека, социальной группы, организации.
Похожие материалы
Социальные риски в социальном страховании
Slolka
: 19 февраля 2014
Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство (ст. 7), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободу развития человека. Здесь же по существу раскрывается и содержание социальной защиты населения. Положения этой статьи определенным образом конкретизируются в ст. 39 Конституции РФ. В частности, каждому при наличии соответствующего основания гарантируются: социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, пот
5 руб.
Социальные общности и социальная стратификация
Elfa254
: 5 февраля 2014
Введение
1. Понятие социальных общностей. Природа социальных групп и их классификация
2. Сущность и основные функции социальной стратификации
3. Особенности стратификационных процессов современного российского общества
Заключение
Словарь
Список литературы
Введение
В реальной жизни мы наблюдаем людей в их разнообразных связях, в той материальной среде, которая создана или преобразована ими. Под поверхностью очевидных и легко фиксируемых нами явлений скрыты структуры таких объектов, как "общество
5 руб.
Социальные организации и социальное управление
Elfa254
: 5 февраля 2014
Введение
Глава 1. Социальные организации
1.1 Понятие социальной организации
1.2 Структура организаций
1.3 Типология организаций
Глава 2. Социальное управление
2.1 Социальное управление как вид управления в обществе
2.2 Уровни и функции социального управления
2.3 Система социального управления
Заключение
Список литературы
Введение
В повседневной жизни мы часто используем понятие «организация», однако вкладываем в него разные значения.
Во-первых, организация понимается как специфический вид деяте
5 руб.
Социальная аномия и социальное управление
Slolka
: 14 ноября 2013
Управление социальными процессами обусловлено множеством факторов, среди которых особое место занимает аномия. Латентное влияние социальной аномии на управляемость в обществе привело к тому, что эта проблема часто остается в тени. Между тем социальная аномия снижает эффективность управления, действенность социальных институтов и организаций. Особенно ярко это проявилось в условиях политического и социально-экономического кризиса, в котором оказалось российское общество в 90-е годы. Экономические
5 руб.
Социальная педагогика и социальная работа
Lokard
: 23 октября 2013
Оглавление:
Понятие социальной педагогики, ее предмет, функции.
Методы социальной педагогики.
Принципы социальной педагогики.
Понятие социальной работы, объект и предмет.
Основные принципы социальной работы.
Функции социальной работы.
Основные методы теории и практики социальной работы.
Список литературы.
10 руб.
Социальная структура и социальная стратификация
evelin
: 19 октября 2013
Социальная структура и социальная стратификация
Введение
В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социаль
45 руб.
Социальная политика и социальная справедливость
VikkiROY
: 17 ноября 2012
Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.
Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоо
10 руб.
Социальная политика и социальная работа: место и роль социальной политики в теории социальной работе
alfFRED
: 6 февраля 2014
Введение
Глава 1. Социальная работа как теоретическая деятельность
Глава 2. Понятие и сущность социальной политики
Глава 3. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования. В последнее время в стране был сделан существенный шаг по пути институционализации социальной работы как системы идей, ценностей, отношений и учреждений по поводу обеспечения социального благополучия людей с особыми нуждами и имеющими на данный момент соци
10 руб.
Другие работы
Изучение эмпатии у родителей младших школьников
Elfa254
: 23 марта 2013
Введение с. 3
Глава 1. Теоретическое изучение эмпатии у родителей
младших школьников с. 5
1.1. Социальная характеристика семьи с. 5
1.2. Развитие эмпатических тенденций личности родителей
как основа успешного формирования ребенка с. 11
Выводы по главе 1
19 руб.
Человеко-машинное взаимодействие. Лабораторные работы 1 - 4. Вариант 5.
nik200511
: 19 ноября 2015
Лабораторная работа №1
1.1. Найдите один источник (в библиотеке или в Интернете), который говорит об опытных свидетельствах человеческих ограничений. Дайте полную ссылку на найденный источник. Опишите в пределах 15 строк (шрифт 12), что говорят результаты исследований по поводу физических ограничений человека.
1.2. Составьте семантическую сеть для выбранных вами понятий (не менее восьми) и их свойств. Приведите пример вывода утверждения с использованием этой сети.
1.3. Придумайте по одному
195 руб.
Элективные дисциплины по физической культуре и спорту (легкая атлетика). Вариант №06
Alexbur1971
: 8 декабря 2021
Реферат
По дисциплине: Элективные дисциплины по физической культуре и спорту (легкая атлетика)
Физическая самоподготовка людей разных возрастных групп
100 руб.
Физика. Лабораторная работа №1-2 1- сессия. Вариант №1
Bondi
: 19 января 2021
1. Изобразить графически сечение эквипотенциальных поверхностей электростатического поля, созданного заданной конфигурацией электрических зарядов
2. Используя изображение эквипотенциальных поверхностей, построить силовые линии электростатического поля заданной конфигурации зарядов
3. При помощи полученной картины силовых и эквипотенциальных линий проверить справедливость формулы связи напряжённости электрического поля с его потенциалом.
Лабораторная работа №2
«Измерение удельного заряда электро
35 руб.