Основные понятия и законы социологии

Цена:
10 руб.

Состав работы

material.view.file_icon
material.view.file_icon bestref-210683.doc
Работа представляет собой zip архив с файлами (распаковать онлайн), которые открываются в программах:
  • Microsoft Word

Описание

Содержание
I Социологические законы и категории
1. Категории, понятия и законы социологической науки
1.1 Система основных категорий (понятий) в социологии
2. Социологические законы: сущность, классификация
2.1 Человек и социальные законы
2.2 Классификация законов
2.3 Типологизация социальных законов по формам связей (5 категорий)
II Социологическая структура общества
1 Понятие социальной структуры, ее виды и уровни
2. Социальная структура общества. Виды и элементы социальной структуры
3. Социальная дифференциация
4. Тенденции в развитии социальных отношений
Список литературы
социология общество категория понятие

I Социологические законы и категории
1. Категории, понятия и законы социологической науки
1.1 Система основных категорий (понятий) в социологии
Социальное явление всегда имеет определенное социальное качество.
Например: “Группа студентов” — социальное явление.
Его качества:
1) это люди, которые учатся;
2) имеют среднее или среднеспециальное образование;
3) определенный возраст (до 35 лет);
4) определенный уровень интеллекта;
и т.д.
Эти качества социального явления бесконечно многообразны и находятся в постоянном движении.
Пример: — “группа студентов дневного отделения”
— одни качественные характеристики;
— “группа студентов вечернего отделения”;
— “группа студентов технического вуза”;
— “группа студентов гуманитарного вуза;
и т.д.
Конкретные состояния социального явления
— другие качественные характеристики.
Все характеристики подвижны и предстают самыми различными оттенками “целого”, т.е. самого социального явления в целом.
Это единство и многообразие, постоянство и подвижность любого социального явления в его конкретном состоянии отражается в соответствующих категориях, понятиях и законах социологии.
Для описания конкретного состояния того или иного социального явления необходима вся система знаний:
1) как относительно социального вообще;
2) так и относительно специальной области данного социального явления вплоть до его конкретного состояния;
Содержание объекта и предмета всякой науки получает развернутое отражение в системе категорий, понятий и законов данной науки. Они образуют теоретический остов всего объема знаний науки и одновременно являются необходимым инструментом для познания, анализа и оценки конкретного объекта исследования.
Из сказанного сделаем вывод:
В познании любого социального явления в социологии необходимо учитывать два взаимосвязанных момента (противоречия).
1) Признание индивидуальности, конкретности изучаемого социального явления (в нашем примере группы студентов).
2) Выделение существенных характеристик социального явления, связанных с проявлением статистических закономерностей распределения признаков, общих для данного класса социальных явлений, которые проявляют себя в определенных условиях и дают основание делать выводы о закономерном характере развития, функционирования и структуре, как данного социального явления, так и всего класса родственных явлений.
Здесь применима теория вероятности и закон больших чисел:
Чем выше вероятность проявления какого-то признака, тем достовернее и обоснованнее наше суждение о каком-то конкретном социальном явлении и его качественных и количественных характеристиках.
Поэтому и система категорий и законов социологии будет тем конструктивнее и эффективнее, если она учитывает эти два момента социального познания.
Итак, категории, понятия каждой науки отражают, прежде всего, качество объективной реальности, которая является объектом данной науки.
Специфика объекта и предмета науки определяет специфику категорий (понятий) данной науки.
Категорийный или понятийный аппарат — это один из главнейших вопросов для всякой науки. Именно в этом концентрируется выработанное общественное знание.
То, на сколько разработан категорийный аппарат, характеризует уровень познания в той или иной науке. И наоборот — углубление познаний в науке обогащают категории и понятия.
Для социологии одной из основных и предельно широкой категорией является категория “социального”.
Социальное по своему содержанию — это отражение организации и жизнедеятельности общества как субъекта исторического процесса. Оно аккумулирует в себе опыт, традиции, знание, способности и т.д.
Поэтому знание социального проявляет себя в следующих функциях:
— как критерий оценки соответствия состояния общества и его элементов достигнутому уровню социального прогресса;
— способствует пониманию, в какой степени социальное явление, процесс, общность содействует гармоничному развитию общества и личности в их целостном единстве;
— выступает основанием разработки социальных норм, нормативов, целей и прогнозов общественного развития;
— детерминирует содержание интересов, потребностей мотивов, установок в деятельности социальных общностей и личностей;
— оказывает непосредственное влияние на формирование общественных ценностей и жизненных позиций людей, их образ жизни;
— выступает мерой оценки каждого из видов общественных отношений, их соответствия реальной практике и интересам общества и человека.
Социальное — это совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированная индивидами или общностями в процессе совместной деятельности (взаимодействия) в конкретных условиях и проявляющаяся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.
Понятие “общественный”, “общественные отношения” и т.д. употреблялись, когда речь шла об обществе в целом (экономической, политической, духовной и т. д. сферах).
Оно часто отождествлялось с понятием “гражданское”.
ММА/ИДО Иностранный язык в профессиональной сфере (ЛТМ) Тест 20 из 20 баллов 2024 год
ММА/ИДО Иностранный язык в профессиональной сфере (ЛТМ) Тест 20 из 20 баллов 2024 год Московская международная академия Институт дистанционного образования Тест оценка ОТЛИЧНО 2024 год Ответы на 20 вопросов Результат – 100 баллов С вопросами вы можете ознакомиться до покупки ВОПРОСЫ: 1. We have … to an agreement 2. Our senses are … a great role in non-verbal communication 3. Saving time at business communication leads to … results in work 4. Conducting negotiations with foreigners we shoul
User mosintacd : 28 июня 2024
150 руб.
promo
Задание №2. Методы управления образовательными учреждениями
Практическое задание 2 Задание 1. Опишите по одному примеру использования каждого из методов управления в Вашей профессиональной деятельности. Задание 2. Приняв на работу нового сотрудника, Вы надеялись на более эффективную работу, но в результате разочарованы, так как он не соответствует одному из важнейших качеств менеджера - самодисциплине. Он не обязателен, не собран, не умеет отказывать и т.д.. Но, тем не менее, он отличный профессионал в своей деятельности. Какими методами управления Вы во
User studypro : 13 октября 2016
200 руб.
Особенности бюджетного финансирования
Содержание: Введение Теоретические основы бюджетного финансирования Понятие и сущность бюджетного финансирования Характеристика основных форм бюджетного финансирования Анализ бюджетного финансирования образования Понятие и источники бюджетного финансирования образования Проблемы бюджетного финансирования образования Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования Заключение Список использованный литературы Цель курсовой работы – исследовать особенности бюджетного фин
User Aronitue9 : 24 августа 2012
20 руб.
Программирование (часть 1-я). Зачёт. Билет №2
ЗАЧЕТ по дисциплине “Программирование (часть 1)” Билет 2 Определить значение переменной y после работы следующего фрагмента программы: a = 3; b = 2 * a – 10; x = 0; y = 2 * b + a; if ( b > y ) or ( 2 * b < y + a ) ) then begin x = b – y; y = x + 4 end; if ( a + b < 0 ) and ( y + x > 2 ) ) then begin x = x + y; y = x – 2 end;
User sibsutisru : 3 сентября 2021
200 руб.
Программирование (часть 1-я). Зачёт. Билет №2
up Наверх