Социально-экономические воззрения Ибн Хальдуна
Состав работы
|
|
|
|
Работа представляет собой zip архив с файлами (распаковать онлайн), которые открываются в программах:
- Microsoft Word
Описание
Арабский мыслитель Ибн Хальдун (Абу Заид ар-Рахман ибн Мухаммед аль-Хадрами) (1332-1406) родился в Тунисе, происходил из знатного рода. В 1382 году он покинул Магриб, уехал в Египет, где в течение 20 лет принимал активное участие в научной и политической жизни, пытался бороться с коррупцией судебного аппарата, но безуспешно.
Значение трудов Ибн Хаьдуна заключается в том, что основу исторического процесса, по его мнению, составляет не деятельность пророков и царей, а развитие человеческого общества. Речь должна идти «о дикости, о цивилизованном состояние», «о том, что приобретают люди своими трудами и стараниями», «о различных видах превосходства, которого одни люди достигают над другими». Общественную жизнь Ибн Хальдун рассматривал прежде всего как совместную производительную деятельность. Основной направляющей силой в истории он считал материальную необходимость. Признаки, отделившие людей от животных, по мнению Ибн Хальдуна, заключаются в общественной жизни, основой которой является склонность людей к объединению и совместное удовлетворение своих потребностей. Ибн Хальдун считал, что « человек отделился от остальных животных благодаря своим особенностям, среди которых науки и ремесла».
Ибн Хальдун выдвинул свою периодизацию истории. По его мнению, человеческое общество в своём развитии прошло три «состояния»: 1) дикость; 2) жизнь в сельской местности, «ибо она предшествует всему остальному»; 3) стадия, начавшаяся с возникновения городов. Формирование городов Ибн Хальдун ставил в прямую связь с развитием производства, когда люди стали добывать жизненных благ больше, чем им необходимо, и до высшей степени совершенствовать ремесла и искусства. Основным критерием он считал присутствие в нём различных ремесел, которые удовлетворяют растущие потребности людей, в том числе и в предметах роскоши. Жизнеспособность городов Ибн Хальдун тесно связывал с наличием вблизи них сельского населения и переселением его в города.
По мнению Ибн Хальдуна, «различия в образе жизни людей зависят только от различия способа добывания ими жизненных средств», а «нравы складываются под влиянием тех условий, кои окружают человека». Ссылаясь на известное изречение Аристотеля «человек по природе есть существо общественное», Ибн Хальдун обосновывал свой тезис о необходимости объединения людей, выводя её из производственных нужд в добывании средств к жизни. Вся общественная жизнь им рассматривается прежде всего как совместная производительная деятельность людей. Значение объединённого труда не ограничивается простой взаимопомощью, он даёт большую массу совместного продукта. В учении Ибн Хальдуна имеется мысль о разграничении необходимого и прибавочного продукта, необходимого и прибавочного труда. По его мнению, «если жители какого-то города или области распределяют весь свой труд соразмерно своим насущным потребностям, то им достаточно небольшой части этого труда; остальная часть труда является избыточной…Благодаря этому они достигают известного богатства».
Ибн Хальдун строго различал предметы потребления и достояния. Главным источником доходов и богатства он считал человеческий труд, ибо «всякий доход равноценен стоимости затраченного человеческого труда». Особое внимание Ибн Хальдун уделил сложному труду, связанного с операциями различных видов, подчёркивая, что, «если не было бы труда, не было бы и предмета». Развитие ремесел, искусств и науки он непосредственно связывал с ростом производительности труда. Однако, «когда труд жителей города превышает (по количеству) труд, необходимый для произведения средств к жизни, они, эти жители, обращают свой взор на то, что, выходит за пределы забот о средствах к жизни и что присуще исключительно человеку, а это - науки и искусства».
Значение трудов Ибн Хаьдуна заключается в том, что основу исторического процесса, по его мнению, составляет не деятельность пророков и царей, а развитие человеческого общества. Речь должна идти «о дикости, о цивилизованном состояние», «о том, что приобретают люди своими трудами и стараниями», «о различных видах превосходства, которого одни люди достигают над другими». Общественную жизнь Ибн Хальдун рассматривал прежде всего как совместную производительную деятельность. Основной направляющей силой в истории он считал материальную необходимость. Признаки, отделившие людей от животных, по мнению Ибн Хальдуна, заключаются в общественной жизни, основой которой является склонность людей к объединению и совместное удовлетворение своих потребностей. Ибн Хальдун считал, что « человек отделился от остальных животных благодаря своим особенностям, среди которых науки и ремесла».
Ибн Хальдун выдвинул свою периодизацию истории. По его мнению, человеческое общество в своём развитии прошло три «состояния»: 1) дикость; 2) жизнь в сельской местности, «ибо она предшествует всему остальному»; 3) стадия, начавшаяся с возникновения городов. Формирование городов Ибн Хальдун ставил в прямую связь с развитием производства, когда люди стали добывать жизненных благ больше, чем им необходимо, и до высшей степени совершенствовать ремесла и искусства. Основным критерием он считал присутствие в нём различных ремесел, которые удовлетворяют растущие потребности людей, в том числе и в предметах роскоши. Жизнеспособность городов Ибн Хальдун тесно связывал с наличием вблизи них сельского населения и переселением его в города.
По мнению Ибн Хальдуна, «различия в образе жизни людей зависят только от различия способа добывания ими жизненных средств», а «нравы складываются под влиянием тех условий, кои окружают человека». Ссылаясь на известное изречение Аристотеля «человек по природе есть существо общественное», Ибн Хальдун обосновывал свой тезис о необходимости объединения людей, выводя её из производственных нужд в добывании средств к жизни. Вся общественная жизнь им рассматривается прежде всего как совместная производительная деятельность людей. Значение объединённого труда не ограничивается простой взаимопомощью, он даёт большую массу совместного продукта. В учении Ибн Хальдуна имеется мысль о разграничении необходимого и прибавочного продукта, необходимого и прибавочного труда. По его мнению, «если жители какого-то города или области распределяют весь свой труд соразмерно своим насущным потребностям, то им достаточно небольшой части этого труда; остальная часть труда является избыточной…Благодаря этому они достигают известного богатства».
Ибн Хальдун строго различал предметы потребления и достояния. Главным источником доходов и богатства он считал человеческий труд, ибо «всякий доход равноценен стоимости затраченного человеческого труда». Особое внимание Ибн Хальдун уделил сложному труду, связанного с операциями различных видов, подчёркивая, что, «если не было бы труда, не было бы и предмета». Развитие ремесел, искусств и науки он непосредственно связывал с ростом производительности труда. Однако, «когда труд жителей города превышает (по количеству) труд, необходимый для произведения средств к жизни, они, эти жители, обращают свой взор на то, что, выходит за пределы забот о средствах к жизни и что присуще исключительно человеку, а это - науки и искусства».
Похожие материалы
Социальные риски в социальном страховании
Slolka
: 19 февраля 2014
Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как социальное государство (ст. 7), политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободу развития человека. Здесь же по существу раскрывается и содержание социальной защиты населения. Положения этой статьи определенным образом конкретизируются в ст. 39 Конституции РФ. В частности, каждому при наличии соответствующего основания гарантируются: социальное обеспечение по старости, в случае болезни, инвалидности, пот
5 руб.
Социальные общности и социальная стратификация
Elfa254
: 5 февраля 2014
Введение
1. Понятие социальных общностей. Природа социальных групп и их классификация
2. Сущность и основные функции социальной стратификации
3. Особенности стратификационных процессов современного российского общества
Заключение
Словарь
Список литературы
Введение
В реальной жизни мы наблюдаем людей в их разнообразных связях, в той материальной среде, которая создана или преобразована ими. Под поверхностью очевидных и легко фиксируемых нами явлений скрыты структуры таких объектов, как "общество
5 руб.
Социальные организации и социальное управление
Elfa254
: 5 февраля 2014
Введение
Глава 1. Социальные организации
1.1 Понятие социальной организации
1.2 Структура организаций
1.3 Типология организаций
Глава 2. Социальное управление
2.1 Социальное управление как вид управления в обществе
2.2 Уровни и функции социального управления
2.3 Система социального управления
Заключение
Список литературы
Введение
В повседневной жизни мы часто используем понятие «организация», однако вкладываем в него разные значения.
Во-первых, организация понимается как специфический вид деяте
5 руб.
Социальная аномия и социальное управление
Slolka
: 14 ноября 2013
Управление социальными процессами обусловлено множеством факторов, среди которых особое место занимает аномия. Латентное влияние социальной аномии на управляемость в обществе привело к тому, что эта проблема часто остается в тени. Между тем социальная аномия снижает эффективность управления, действенность социальных институтов и организаций. Особенно ярко это проявилось в условиях политического и социально-экономического кризиса, в котором оказалось российское общество в 90-е годы. Экономические
5 руб.
Социальная педагогика и социальная работа
Lokard
: 23 октября 2013
Оглавление:
Понятие социальной педагогики, ее предмет, функции.
Методы социальной педагогики.
Принципы социальной педагогики.
Понятие социальной работы, объект и предмет.
Основные принципы социальной работы.
Функции социальной работы.
Основные методы теории и практики социальной работы.
Список литературы.
10 руб.
Социальная структура и социальная стратификация
evelin
: 19 октября 2013
Социальная структура и социальная стратификация
Введение
В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социаль
45 руб.
Социальная политика и социальная справедливость
VikkiROY
: 17 ноября 2012
Социальная политика - политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе.
Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договоры, государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пенсии), участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образование, здравоо
10 руб.
Социальная политика и социальная работа: место и роль социальной политики в теории социальной работе
alfFRED
: 6 февраля 2014
Введение
Глава 1. Социальная работа как теоретическая деятельность
Глава 2. Понятие и сущность социальной политики
Глава 3. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность исследования. В последнее время в стране был сделан существенный шаг по пути институционализации социальной работы как системы идей, ценностей, отношений и учреждений по поводу обеспечения социального благополучия людей с особыми нуждами и имеющими на данный момент соци
10 руб.
Другие работы
Клапан предохранительный
vermux1
: 9 ноября 2017
Предохранительный клапан служит для ограничения давления в водяной магистрали. Если давление в магистрали повышается, то клапан поз. 3, сжимая пружину поз. 4, открывает отверстие стакана поз. 2. В зазор, образовавшийся между клапаном и седлом стакана, будет поступать вода до тех пор, пока давление в магистрали не упадет до нормального. Излишек воды уходит через отверстие, находящееся в задней стенке стакана. При нормальном давлении пружина поз. 4 возвращает клапан в прежнее положение.
МЧ00.63.0
170 руб.
Понятие и сущность права, определение права
GnobYTEL
: 21 марта 2013
Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений.
Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, ещё римские юристы обращали внимание на то, что право не исчерпывается одним каким-либо признаком или значением. Право, писал один из них, употребляется в нескольких смыслах: во-первых, право означает то, что “всегда является справедливым и добрым”, - это естественное право; во-вторых право означает то, что “полезно всем и многим в к
15 руб.
Проектирование станции технического обслуживания (СТО) по обслуживанию легковых автомобилей (участок мойки)
proekt-sto
: 27 апреля 2023
Рост парка легковых автомобилей требует значительного и интенсивного развития производственно-технической базы для технического обслуживания и ремонта автомобилей, принадлежащих населению (СТОА). Проектирование СТОА принципиально отличается от аналогичной задачи для автотранспортных предприятий.
Рассмотрим особенности технологического расчета СТОА, работающих с клиентами, эксплуатирующими автомобили по фактическому техническому состоянию, учитывая, что заезды автомобилей для проведения различных
300 руб.
Изучение отношений и предпочтений в классном коллективе
DocentMark
: 18 декабря 2012
Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношений в каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разных возрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.
Эмоционально – оценочные отношения в