Отношения в системе взрослость - детство как самооценочный ресурс для подростка
Состав работы
|
|
|
|
Работа представляет собой zip архив с файлами (распаковать онлайн), которые открываются в программах:
- Microsoft Word
Описание
Введение
Система национального образования не дает образования ни в любви, ни в уважении к другому, ни в уважении к себе самому.
Ф. Дольто
Современный мир взрослого человека очень сложен, многогранен, его «жителям» приходится делать самостоятельный выбор жизненного пути, отвечать за свои поступки, планировать, ставить цели и достигать их, реализовывать свой потенциал, развивать свои способности - и это только начало «списка дел» взрослого человека. Кто же такие взрослые? Кем они были когда-то? Что позволило им стать известными, великими или всеми забытыми, не признанными - такими, какие они есть сейчас?
Мы можем смело утверждать, что каждый человек, выросший в культурном обществе прошел этап детства. И становление взрослого человека происходило и происходит в процессе вхождения в культуру, через отношения взрослого с ребенком.
Система отношений «взрослый - ребенок» или «взрослость - детство» очень обширна, и можно задавать нескончаемое количество вопросов о том, каким образом строится взаимодействие между ёе участниками, какое влияние они оказывают друг на друга.
В работах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Б.Д.Эльконина, К.Н Поливановой и других возрастных психологов, мы можем найти теоретические разработки, понимание того, каким должно быть действие взрослого по отношению к ребенку для того, чтобы это действие создавало условия для полноценного развития личности ребенка, чтобы это действие было наиболее адекватно возрастным особенностям ребенка в разных возрастах: младенческом, дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте. В работах этих авторов описаны ведущая деятельность возрастов, специфика стабильных и критических периодов, действие взрослого, позволяющее ребенку решить задачи возраста: овладеть той частью себя, своей жизни, своего поведения и сознания, которой он способен овладеть на данном возрастном этапе: в три года ребенок осознает своё я и начинает бурно отделяться от родителей и взрослый в этот момент может либо помочь малышу увидеть грани своего осознанного впервые «могу», либо помешать определить правильные границы соотношения могу, хочу, можно.
Нас интересуют отношения взрослого и ребенка - подростка, точнее - вопрос становления самооценки подростка и ресурсность отношений взрослого и ребенка в процессе её становления. Мы считаем вслед за многочисленными исследователями (Э.Эриксон, Л.С.Выготский и представители школы культурно-исторической психологии, Ж.Пиаже), что подростковый возраст - это «критическая точка» формирования личности, её ценностей, принципов, принимаемых норм, этот возраст определяет место проб себя во взрослом мире, это время определения и установления своих личных границ, границ своих возможностей, своего места в мире, время оценки в первую очередь себя, своих сил, возможностей, перспектив. «Кто я? Взрослый, которому открывается множество свобод и возможностей, или маленький ребенок, которым руководят и которому указывают? И кем меня считают окружающие? Вот ключевые вопросы для подростка» [16, с.58]
Кем является взрослый для подростка в момент поиска им ответа на вопрос «кто я?», какое действие, какие отношения должны быть построены между взрослым и подростком, чтобы формирующаяся самооценка была адекватной, обоснованной, а не ситуативной? (чтобы, будучи взрослым, человек не был вынужден в каждой сложной ситуации искать способ самооценивания, но чтобы этот способ у него уже имелся и был используемым)
В современных психологических исследованиях нами не был найден ответ на вопрос о взаимосвязи отношений, строящихся в системе взрослый – ребенок и развитии самооценки (базового элемента самосознания с точки зрения Л.С. Выготского, и в этом смысле, личности). Мы полагаем, что данная работа позволит задать этот вопрос более конкретно и обозначить возможные варианты ответа на него.
В системе взрослость - детство существует огромное количество разных видов отношений: родительско - детские, статусные и не статусные, формальные, неформальные, учительско - ученические, отношения мудрого и наивного, умельца и не умельца, знающего - незнающего и т.д. Мы хотим обратиться к отношениям учительско - ученическим для того, чтобы разработать модель отношений между взрослым и ребёнком, способствующих развитию адекватной самооценки и появлению способа структурирования её.
Мы не считаем, что отношения между учителем и учеником носят только статусный характер и не несут в себе ничего личностного, напротив, мы придерживаемся точки зрения, что отношения между учителем и учеником помимо статусности включают в себя практически весь спектр отношений системы «взрослость - детство».
В качестве эпиграфа к работе были взяты слова французского возрастного психолога, специалиста по работе с подростками Франсуазы Дольто. Мы считаем, что система образования сама по себе на самом деле не в состоянии дать ребенку образование в перечисленных ею сферах любви и уважения, но в образовании есть взрослые (учителя), которые способны помочь подростку научиться адекватно оценивать себя и окружающих. Франсуаза Дольто в своей работе «на стороне подростка» делает попытку определить, что является ключевым и первостепенным в развитии подростка, каковы центральные тенденции; и как взрослый может помочь подростку преодолеть этот внутренний кризис и найти с самого себя - совершить личностно трудный переход от детства ко взрослости [8]. Мы хотим в своей работе вслед за Дольто и другими авторами «уточнить», какой тип отношений между ребенком и взрослым, и в частности между учителем и учеником, может позволить ребенку научиться уважать другого, себя - научиться правильно (адекватно) оценивать в первую очередь себя, и впоследствии окружающих.
В этой работе мы делаем попытку определения понятия «структурированная самооценка» на основании работ отечественных исследователей и зарубежных : Роберта Ризонера (Robert Risoner) и Гейл Душа (Gall S/ Dusa) и условий её формирования у подростка.
Цель нашей работы состоит в разработке модели отношений в системе взрослость-детство (на примере отношений между учителем и учеником-подростком) являющихся ресурсными для развития у подростка способности к структурированию самооценки.
Общая гипотеза работы звучит следующим образом: «Сотрудничество» как тип взаимоотношений в системе взрослый - ребенок является для подростка ресурсом в получении способа структурирования самооценки.
На основании общей гипотезы нами были определены частные гипотезы:
· Совпадение или близость оценок отношений учителем и учеником между ними позволяет сделать вывод о реальности именно такого типа отношений.
· Чем ближе отношения в системе «ученик-учитель» находятся к полюсу «сотрудничество», тем более структурирована и адекватна самооценка ученика - подростка.
В соответствии с поставленными гипотезами, мы определяем для себя в рамках работы следующие задачи:
1. Определение содержания понятий: подростковый возраст, взаимоотношений между взрослым (в частности учителем) и ребенком (подростком), самооценка, структура самооценки.
2. Подбор или разработка методик (в случае необходимости), позволяющих определить тип взаимоотношений, тип самооценки и её структуру.
3. Проведение исследования среди школьников – подростков и их учителей
4. Анализ полученных результатов и проверка поставленной гипотезы.
Объектом данного исследования являются ученики - подростки 13-14 лет и их учителя.
Предмет исследования:
1. отношения в системе «учитель - ученик»
2. ресурсность отношений в системе «учитель - ученик» для механизма самооценивания подростка.
Система национального образования не дает образования ни в любви, ни в уважении к другому, ни в уважении к себе самому.
Ф. Дольто
Современный мир взрослого человека очень сложен, многогранен, его «жителям» приходится делать самостоятельный выбор жизненного пути, отвечать за свои поступки, планировать, ставить цели и достигать их, реализовывать свой потенциал, развивать свои способности - и это только начало «списка дел» взрослого человека. Кто же такие взрослые? Кем они были когда-то? Что позволило им стать известными, великими или всеми забытыми, не признанными - такими, какие они есть сейчас?
Мы можем смело утверждать, что каждый человек, выросший в культурном обществе прошел этап детства. И становление взрослого человека происходило и происходит в процессе вхождения в культуру, через отношения взрослого с ребенком.
Система отношений «взрослый - ребенок» или «взрослость - детство» очень обширна, и можно задавать нескончаемое количество вопросов о том, каким образом строится взаимодействие между ёе участниками, какое влияние они оказывают друг на друга.
В работах Л.С.Выготского, Д.Б.Эльконина, Б.Д.Эльконина, К.Н Поливановой и других возрастных психологов, мы можем найти теоретические разработки, понимание того, каким должно быть действие взрослого по отношению к ребенку для того, чтобы это действие создавало условия для полноценного развития личности ребенка, чтобы это действие было наиболее адекватно возрастным особенностям ребенка в разных возрастах: младенческом, дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте. В работах этих авторов описаны ведущая деятельность возрастов, специфика стабильных и критических периодов, действие взрослого, позволяющее ребенку решить задачи возраста: овладеть той частью себя, своей жизни, своего поведения и сознания, которой он способен овладеть на данном возрастном этапе: в три года ребенок осознает своё я и начинает бурно отделяться от родителей и взрослый в этот момент может либо помочь малышу увидеть грани своего осознанного впервые «могу», либо помешать определить правильные границы соотношения могу, хочу, можно.
Нас интересуют отношения взрослого и ребенка - подростка, точнее - вопрос становления самооценки подростка и ресурсность отношений взрослого и ребенка в процессе её становления. Мы считаем вслед за многочисленными исследователями (Э.Эриксон, Л.С.Выготский и представители школы культурно-исторической психологии, Ж.Пиаже), что подростковый возраст - это «критическая точка» формирования личности, её ценностей, принципов, принимаемых норм, этот возраст определяет место проб себя во взрослом мире, это время определения и установления своих личных границ, границ своих возможностей, своего места в мире, время оценки в первую очередь себя, своих сил, возможностей, перспектив. «Кто я? Взрослый, которому открывается множество свобод и возможностей, или маленький ребенок, которым руководят и которому указывают? И кем меня считают окружающие? Вот ключевые вопросы для подростка» [16, с.58]
Кем является взрослый для подростка в момент поиска им ответа на вопрос «кто я?», какое действие, какие отношения должны быть построены между взрослым и подростком, чтобы формирующаяся самооценка была адекватной, обоснованной, а не ситуативной? (чтобы, будучи взрослым, человек не был вынужден в каждой сложной ситуации искать способ самооценивания, но чтобы этот способ у него уже имелся и был используемым)
В современных психологических исследованиях нами не был найден ответ на вопрос о взаимосвязи отношений, строящихся в системе взрослый – ребенок и развитии самооценки (базового элемента самосознания с точки зрения Л.С. Выготского, и в этом смысле, личности). Мы полагаем, что данная работа позволит задать этот вопрос более конкретно и обозначить возможные варианты ответа на него.
В системе взрослость - детство существует огромное количество разных видов отношений: родительско - детские, статусные и не статусные, формальные, неформальные, учительско - ученические, отношения мудрого и наивного, умельца и не умельца, знающего - незнающего и т.д. Мы хотим обратиться к отношениям учительско - ученическим для того, чтобы разработать модель отношений между взрослым и ребёнком, способствующих развитию адекватной самооценки и появлению способа структурирования её.
Мы не считаем, что отношения между учителем и учеником носят только статусный характер и не несут в себе ничего личностного, напротив, мы придерживаемся точки зрения, что отношения между учителем и учеником помимо статусности включают в себя практически весь спектр отношений системы «взрослость - детство».
В качестве эпиграфа к работе были взяты слова французского возрастного психолога, специалиста по работе с подростками Франсуазы Дольто. Мы считаем, что система образования сама по себе на самом деле не в состоянии дать ребенку образование в перечисленных ею сферах любви и уважения, но в образовании есть взрослые (учителя), которые способны помочь подростку научиться адекватно оценивать себя и окружающих. Франсуаза Дольто в своей работе «на стороне подростка» делает попытку определить, что является ключевым и первостепенным в развитии подростка, каковы центральные тенденции; и как взрослый может помочь подростку преодолеть этот внутренний кризис и найти с самого себя - совершить личностно трудный переход от детства ко взрослости [8]. Мы хотим в своей работе вслед за Дольто и другими авторами «уточнить», какой тип отношений между ребенком и взрослым, и в частности между учителем и учеником, может позволить ребенку научиться уважать другого, себя - научиться правильно (адекватно) оценивать в первую очередь себя, и впоследствии окружающих.
В этой работе мы делаем попытку определения понятия «структурированная самооценка» на основании работ отечественных исследователей и зарубежных : Роберта Ризонера (Robert Risoner) и Гейл Душа (Gall S/ Dusa) и условий её формирования у подростка.
Цель нашей работы состоит в разработке модели отношений в системе взрослость-детство (на примере отношений между учителем и учеником-подростком) являющихся ресурсными для развития у подростка способности к структурированию самооценки.
Общая гипотеза работы звучит следующим образом: «Сотрудничество» как тип взаимоотношений в системе взрослый - ребенок является для подростка ресурсом в получении способа структурирования самооценки.
На основании общей гипотезы нами были определены частные гипотезы:
· Совпадение или близость оценок отношений учителем и учеником между ними позволяет сделать вывод о реальности именно такого типа отношений.
· Чем ближе отношения в системе «ученик-учитель» находятся к полюсу «сотрудничество», тем более структурирована и адекватна самооценка ученика - подростка.
В соответствии с поставленными гипотезами, мы определяем для себя в рамках работы следующие задачи:
1. Определение содержания понятий: подростковый возраст, взаимоотношений между взрослым (в частности учителем) и ребенком (подростком), самооценка, структура самооценки.
2. Подбор или разработка методик (в случае необходимости), позволяющих определить тип взаимоотношений, тип самооценки и её структуру.
3. Проведение исследования среди школьников – подростков и их учителей
4. Анализ полученных результатов и проверка поставленной гипотезы.
Объектом данного исследования являются ученики - подростки 13-14 лет и их учителя.
Предмет исследования:
1. отношения в системе «учитель - ученик»
2. ресурсность отношений в системе «учитель - ученик» для механизма самооценивания подростка.
Другие работы
Эскизное проектирование радиоэлектронной системы передачи информации
VikkiROY
: 6 декабря 2012
Содержание
1. Задание на проектирование 3
2. Расчет параметров системы 5
2.1 Расчет параметров преобразования сообщений. 5
2.1.1 Параметры сообщения. 5
2.1.2 Выбор ошибок преобразования. 5
2.1.3 Параметры преобразованных сообщений. 7
2.2 Расчет энергетических характеристик 12
2.3 Расчет требуемой мощности излучаемого сигнала. 13
2.4 Основные параметры приемной и передающей антенн. 15
3. Сводные результаты расчета и выбора параметров функциональных устройств. 17
4. Частотный план системы 18
5 руб.
Инновации в Тульском регионе
elementpio
: 2 сентября 2012
Дисциплина - Производственный менеджмент
Введение
Инновационная инфраструктура РФ
Состояние инновационной сферы РФ
Финансирование инновационной деятельности
Состояние материально-технической базы
Кадровый потенциал
Сравнительный анализ научно-технического потенциала регионов РФ
Научный потенциал регионов РФ
Организационная поддержка инноваций
Экономико-правовая поддержка инновационной деятельности в регионах
Комплекс мер по стимулированию инновационной деятельности в РФ
Основные положения конце
20 руб.
Тест по истории
qwerty123432
: 28 ноября 2022
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ
ВАРИАНТ V
1. Родина варяжского конунга Рюрика –
а) Скандинавия;
б) Германия;
в) Польша;
г) Франция.
2. Закупами на Руси были крестьяне,
а) завещавшие господину свой участок земли;
б) получившие от боярина ссуду деньгами или зерном и отрабатывавшие её;
в) выкупившие у боярина свой участок земли;
г) арендовавшие у боярина землю.
3. На начальном этапе существования Киевской Руси политическое устройство выступало в форме
а) республики;
б) монархии;
в) деспотии;
г) олигархии.
4. Проце
150 руб.
Руководство по эксплуатации гидравлическо-вальцовочного станка 4R HMS 12-110
Max2304
: 5 ноября 2018
Руководство по эксплуатации гидравлическо-вальцовочного станка 4R HMS 12-110. Он предназначен для гибки листового проката - изготовления из плоского листа заготовок кольцеобразной (конусообразной) и дугообразной формы заготовок. Станок применяются как в процессе подготовки производства, так и для получения уже готовых изделий, в том числе и конических обечаек.
1000 руб.