Развитие личностно-ценностного отношения подростков к окружающим людям

Этот материал можно скачать бесплатно

Состав работы

material.view.file_icon
material.view.file_icon bestref-213367.doc
Работа представляет собой zip архив с файлами (распаковать онлайн), которые открываются в программах:
  • Microsoft Word

Описание

Введение

Актуальность исследования. В настоящее время в психологической науке становятся все более актуальной проблема нравственного воспитания и развития личности. Изменившиеся социальные, экономические и политические условия в нашей стране привели к изменению ценностных ориентации, деидеологизации общественных структур, смене мировоззренческих установок [1]. Многие исследователи отмечают отсутствие четких нравственных ориентиров и объективной системы ценностей в современном обществе (А. А. Бодалев, Н.Д. Никандров, Б.А.Сосновский). Особенную актуальность данная проблема приобретает в подростковом возрасте. В этот период происходит интенсивное становление личности, освоение социальных норм и ценностей, нравственных установок (Л.И. Божович, О.В.Дашкевич, А.К. Дусовицкий).

Именно в общении, в деловых и межличностных отношениях учебной и других видов общественно-значимой деятельности, находят выражение все нравственные ценности подростка. При отсутствии целенаправленного нравственного воспитания процесс формирования социальных установок личности принимает стихийный характер.

Теоретическим основанием для исследования этой проблемы послужили работы: Ядова В.А. (Диспозиционная концепция регуляции социального поведения индивида), Л.И. Божович (теоретические разработки вопросов нравственности, общения и психической регуляции), Е.В. Алексеева, О.С. Баитингер, А.Г. Грецов, А.Л. Лихтарников, Л.А. Регуш (Исследования, направленные на изучение трудностей и проблем, с которыми сталкиваются современные подростки); В.П. Тугаринов, А.Г. Здравомыслов, О.Г. Дробницкий, Б.Г. Ананьев, М.С. Каган и др. (философская концепция ценностных ориентаций.); Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев и др. (психолого-педагогическая концепция целостного гармоничного развития личности человека). Таким образом, формирование системы ценностных ориентаций личности является для различных исследователей предметом пристального внимания и разнопланового изучения.

Тем не менее, практических наработок мало, что обусловливает актуальность проблемы развития ценностно-личностного отношения подростков к окружающим людям.

Цель работы: изучение возможностей диагностики и развития ценностно-личностного отношения подростков к окружающим людям.

Объект исследования - коммуникативная сфера подростков.

Предмет исследования: процесс развития ценностно-личностного отношения к окружающим людям у подростков.

Основная гипотеза: при условии подбора и реализации адекватной батареи диагностических методик могут быть выявлены основные особенности ценностно-личностного отношения подростков к окружающим людям и предложена система занятий по их развитию.

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию ценностно-личностного отношения подростков к окружающим людям.

2. Подобрать батарею диагностических методик для исследования данной проблемы, позволяющую проверить выдвинутую гипотезу.

3. Предложить программу развития ценностно-личностного отношения подростков к окружающим людям.

4. Провести диагностическое изучение особенностей развития ценностно-личностного отношения подростков к окружающим людям.

Методический блок включает в себя следующие методы: тестирование, анкетирование, анализ литературы.

ГЛАВА 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития личностно ценностного отношения подростков к окружающим людям

1.1 Потребность в общении - одна из основных социальных потребностей. В настоящее время можно сказать, потребность в общении является действительно врожденной. Точно установлено, что возникает она и ясно проявляется уже в первых месяцах жизни ребенка. Почвой для ее развития, как говорил Л.С. Выгодский, является то, что любая потребность младенца становится потребностью в другом человеке [9]. Постепенно потребность в общении заставляет ребенка искать эмоционального контакта не только с взрослыми, но и со сверстниками, с другими детьми. С возрастом потребность в общении расширяется и углубляется как по формам, так и по содержанию. С того момента, как ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие уже нельзя рассматривать и изучать вне взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности, и грающих роль в развитии личностно-ценностных ориентаций. Известно, что общение подростков является одним из важнейших факторов развития их психики[8]. Взаимоотношения подростков, как личные, так и межгрупповые, часто складываются независимо от отношений с взрослыми и даже вопреки их желанию и влиянию. Эти взаимоотношения имеют свое содержание, логику, а также основное требование, заключающееся в уважении личности и человеческого достоинства. «Важной деталью в общении подростков, — как считают А.А. Бодалев и Р.Л. Кричевский, — является уважение ценностей своего собеседника, так как именно заинтересованность подростка в уважении и признание сверстников делает его чутким к их мнениям и оценкам» [16,стр. 340]. Человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.
Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста
1. Введение…………………………………………………………3 2. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника: 1)Эмоции и воспитательный процесс……………………………………5 2)Развитие эмоций в деятельности………………………………………8 3)Значение эмоций……………………………………………………….13 3. Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста: 1)Условия формирования социальных мотивов поведения ребенка……………………………………………………………………18 2)Влияние эмоций на возникновение у ребенка социальных мотивов…………………………………………………………………...23 4. Роль семьи в воспитании
User Lokard : 14 октября 2013
10 руб.
Развитие профессиональных и личностных компетенций как фактор повышения конкурентоспособности
Молодежь, составляющая третью часть трудоспособного населения России, занимает важное место в системе воспроизводства и развития трудовых ресурсов и является основным инновационным потенциалом. И от того, насколько широко молодежь включена, интегрирована во все сферы социально-экономической жизни и насколько активно ее участие в ней, во многом зависят темпы развития всего общества, уровень жизни населения страны. В начале ХХ века блистательно-афористичный Козьма Прутков утверждал: «Однобокий сп
User alfFRED : 18 ноября 2013
10 руб.
Когнитивное и личностное развитие старших подростков музыкальных школ
ОГЛАВЛЕНИЕ Введение Глава I. Изучение интеллекта и способностей в психологии 1.1. Исследования природы интеллектуальных способностей в зарубежной и отечественной психологии 1.2. Представления когнитивной дифференцированности как основе интеллектуального развития 1.3. Соотношение интеллектуальных и творческих способностей как психологическая проблема 1.4. Основные подходы к изучению специальных (музыкальных) способностей Глава II. Отражение проблем личностного развития в психолог
User Slolka : 18 октября 2013
Влияние условий перинатального периода на эмоционально-личностное развитие ребенка
ВВЕДЕНИЕ 1. ВОСПИТАНИЕ В УТРОБЕ МАТЕРИ 1.1 Внутриутробное взаимодействие на уровне «мать-дитя» 1.2 Уровень сенсорного восприятия плода 1.3 Эмоциональный след в формировании личности ребенка 1.4 Запись информации на клеточном уровне 2. ВЛИЯНИЕ ТРЕВОЖНОСТИ ЗА РЕБЕНКА ВО ВРЕМЯ БЕРЕМЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЕ Список использованной литературы ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ВВЕДЕНИЕ В последнее время многими учеными наблюдается взаимосвязь между определенными событиями, происходившими
User alfFRED : 15 октября 2013
10 руб.
Склонность к употреблению психически активных веществ как проблема личностного развития современного подростка
Введение Глава I. Особенности личностного развития подростка и характеристика основных проблем. I.1. Общая характеристика подросткового возраста. I.2. Нарушения в развитии личности и поведении подростка. I.3. Коррекция нарушений в развитии подростка. Глава II. Исследование склонности к употреблению психически активных веществ. II.1. Описание методик и процедуры проведения исследования. II.2. Анализ результатов исследования. Заключение Литература Приложение ВВЕДЕНИЕ В рамках темы
User Qiwir : 13 октября 2013
Отчет по практике: Участие в тренинге "Тренинг личностного и творческого развития"
Введение Для прохождения ознакомительной практики мною было выбрано участие в тренинге «Тренинг личностного и творческого развития», который проходил с февраля по апрель 2008, под руководством Максименко Л.М., доктора PhD по психологии, профессора, директора учебно-консультативного психологического центра «Содружество». 1. Цели и задачи тренинга Данный тренинг преследовал следующие цели: 1. Сформировать представление о том, как нас воспринимают другие люди. 2. Что они о н
User Elfa254 : 14 октября 2013
Теоретико-методологический анализ психологических особенностей личностно-профессионального развития студентов
Особую актуальность для теории и практики высшего профессионального образования на сегодняшний день представляет проблема личностного и профессионального развития студентов, формирование готовности к будущей деятельности. Психологические, медицинские исследования указывают на существование у студентов трудностей в самоопределении, в освоении учебных программ; наличие выраженного состояния психического дискомфорта [45, с. 12]. Следует отметить, что не остаются неизменными требования, которые проф
User Elfa254 : 19 октября 2013
Личностные особенности матери ребенка с отклонениями в развитии и их влияние на детско-родительские отношения
Рождение ребенка с нарушениями развития — сильный травмирующий фактор для всей семьи, связанный с изменением семейного уклада и мировосприятия. Сразу встает вопрос о необходимости решения многих специфических проблем, возрастает физическая и психологическая нагрузка на ближайшее окружение малыша. Наибольшие трудности в данной ситуации приходятся на долю матери. Проблемами воспитания, образования и лечения ребенка преимущественно занимается именно она. Известно, что социальная адаптация этих дете
User Elfa254 : 18 октября 2013
Стенд для разборки и сборки головок блока цилиндров двигателей (конструкторский раздел дипломного проекта)
2.9 Конструкторская разработка. В качестве конструкторской разработки в дипломном проекте по согласованию с консультантом предложена конструкция стенда для разборки и сборки головок цилиндров двигателей легковых автомобилей. Назначение стенда. Стенд предназначен для разборки и сборки головок цилиндров двигателей легковых автомобилей. Устройство и работа стенда. На столе 1 стенда закреплены боковые стойки 2 и пневматический цилиндр 8. В боковых стой
User kreuzberg : 13 июля 2018
999 руб.
Стенд для разборки и сборки головок блока цилиндров двигателей (конструкторский раздел дипломного проекта) promo
Электротехника, электроника и схемотехника (часть 2). Лабораторная работа 3. Вариант 16.
Лабораторная работа 3 1 . Цель работы Изучить принцип действия, характеристики и параметры полевых транзисторов (ПТ). Варианты заданий для нечетной предпоследней цифры пароля. Таблица П.1. 6 D14A D226D KT315V KP303D
User nik200511 : 28 февраля 2023
160 руб.
Лабораторная работа №3. Дискретная математика.Поиск компонент связности графа
Граф задан его матрицей смежности. Требуется определить количество компонент связности этого графа (по материалам главы 3, п. 3.2.3 и 3.4). При этом должны быть конкретно перечислены вершины, входящие в каждую компоненту связности. Выбор алгоритма поиска компонент связности – произвольный. Например, приветствуется использование одного из видов обхода (поиск в глубину или поиск в ширину по материалам п. 3.4.3). Пользователю должна быть предоставлена возможность редактировать исходную матрицу, т.е
User alexturin : 16 октября 2019
100 руб.
Онлайн Тест по дисциплине: Химия.
Вопрос No1 Если формула высшего кислородного соединения элемента главной подгруппы ЭО3, то формула его водородного соединения ... ЭН4 ЭН3 ЭН2 ЭН Вопрос No2 Равновесная концентрация гидроксид-ионов в растворе составляет 10-9 моль/л, следовательно рН раствора равен ... 9 10-9 10-5 5 Вопрос No3 Осмотическим давлением называется ... преимущественная диффузия молекул растворителя через полупроницаемую мембрану гидравлическое давление, предотвращающее осмос часть давления, обусл
User IT-STUDHELP : 25 апреля 2023
750 руб.
promo
up Наверх