Традиции фольклора и древнерусской литературы в повести Н. С. Лескова «Очарованный странник»
Состав работы
|
|
|
|
Работа представляет собой zip архив с файлами (распаковать онлайн), которые открываются в программах:
- Microsoft Word
Описание
“Очарованный странник” — одно из крупнейших произведений Н. С; Лескова, создающих типичного героя писателя, подлинно русского человека. Интерес к национальному характеру определяется мировоззрением Лескова. Суть авторских раздумий — поиск такого развития России, которое опиралось бы на русские культурные и нравственные ценности, коренившиеся в глубинах народной жизни. Движение личности, олицетворяющей простой русский народ, воплощается в знаменательном заглавии повести — “Очарованный странник”. Такой позицией обусловлено постоянное обращение Лескова к опыту фольклора и древнерусской литературы.
Сопоставление “Очарованного странника” с каноническим житием подводит к мысли, что писатель с “точностью до наоборот” воспроизводит основные черты этого жанра, что позволяет говорить о повести как об антижитии. Житие повествует о человеке, достигшем идеала святости, рассказывает об испытаниях и искушениях, преодолеваемых героем на пути к Богу. С детства житийный герой знает о цели жизни. С этим связано какое-либо видение, подтверждающее его избранность. Как будто бы то же происходит и с Иваном Северьянычем - он молитвенный и обещанный сын. Призрак убитого им монаха говорит, что путь героя лежит в монастырь. Но в отличие от традиционных, житийных героев Флягин желает изменить свою судьбу, сознательно отойти от предопределенной ему дороги. Флягин не святой, а монастырь не последнее место его странствия. Рожден он был в обычной крестьянской семье. Но под воздействием обстоятельств постоянно совершал серьезные преступления, хотя в глубине души не хотел этого делать, презирал и укорял себя за грехи: убийство невинного монаха, женщины, которую он любил. Сюжет “Очарованного странника” — это рассказ Флягина о своей жизни и судьбе. В этом также нарушен житийный закон, не предполагавший повествования о самом себе. Флягин может проявить бессознательную жестокость, оказывается способным на убийство, воровство, обман, тем не менее он воплощает писательское представление о праведничестве. Для Николая Степановича Лескова праведник тот, кто, преодолевая свои недостатки, стремится подчинить жизнь служению людям. Праведники — “маленькие великие люди”, бесстрастные и бескорыстные, борющиеся за справедливость, заблуждающиеся, но преодолевающие свои заблуждения. Лесков рисует не небесное видение, не лик, а лицо. Автор, не идеализируя героя и не упрощая его, создает целостный, но противоречивый характер. Иван Северьяныч может быть дико жестоким, необузданным в своих кипучих страстях. Но основа его исполинской натуры — в добрых, рыцарски бескорыстных делах ради других, в самоотверженных подвигах, в способности справиться с любым делом. Простодушие и человечность, чувство долга и любовь к родине — таковы замечательные черты лесковского странника.
Сопоставление “Очарованного странника” с каноническим житием подводит к мысли, что писатель с “точностью до наоборот” воспроизводит основные черты этого жанра, что позволяет говорить о повести как об антижитии. Житие повествует о человеке, достигшем идеала святости, рассказывает об испытаниях и искушениях, преодолеваемых героем на пути к Богу. С детства житийный герой знает о цели жизни. С этим связано какое-либо видение, подтверждающее его избранность. Как будто бы то же происходит и с Иваном Северьянычем - он молитвенный и обещанный сын. Призрак убитого им монаха говорит, что путь героя лежит в монастырь. Но в отличие от традиционных, житийных героев Флягин желает изменить свою судьбу, сознательно отойти от предопределенной ему дороги. Флягин не святой, а монастырь не последнее место его странствия. Рожден он был в обычной крестьянской семье. Но под воздействием обстоятельств постоянно совершал серьезные преступления, хотя в глубине души не хотел этого делать, презирал и укорял себя за грехи: убийство невинного монаха, женщины, которую он любил. Сюжет “Очарованного странника” — это рассказ Флягина о своей жизни и судьбе. В этом также нарушен житийный закон, не предполагавший повествования о самом себе. Флягин может проявить бессознательную жестокость, оказывается способным на убийство, воровство, обман, тем не менее он воплощает писательское представление о праведничестве. Для Николая Степановича Лескова праведник тот, кто, преодолевая свои недостатки, стремится подчинить жизнь служению людям. Праведники — “маленькие великие люди”, бесстрастные и бескорыстные, борющиеся за справедливость, заблуждающиеся, но преодолевающие свои заблуждения. Лесков рисует не небесное видение, не лик, а лицо. Автор, не идеализируя героя и не упрощая его, создает целостный, но противоречивый характер. Иван Северьяныч может быть дико жестоким, необузданным в своих кипучих страстях. Но основа его исполинской натуры — в добрых, рыцарски бескорыстных делах ради других, в самоотверженных подвигах, в способности справиться с любым делом. Простодушие и человечность, чувство долга и любовь к родине — таковы замечательные черты лесковского странника.
Похожие материалы
Русский характер в рассказах Н. С. Лескова
alfFRED
: 22 октября 2013
Если все русские классики прошлого века уже при жизни или вскоре после смерти были осознаны литературно-общественной мыслью в этом качестве, то Лесков был “причислен” к классикам лишь во второй половине XX столетия, хотя особое мастерство языка Лескова было бесспорно, о нем говорили не только поклонники его таланта, но его отмечали даже недоброжелатели. Лескова отличало умение всегда и во всем идти “против течений”, как назвал позднейшую книгу о нем биограф. Если его современники (Тургенев, Толс
10 руб.
Художественный мир Лескова (мое читательское восприятие)
Slolka
: 21 октября 2013
Каждый писатель в своем произведении создает мир (который принято называть художественным), отличающийся не только от других художественных миров, но и от мира реального. Причем давно замечено, что в разных произведениях одного и того же писателя “миры” могут быть тоже разными, варьируясь в зависимости от характеров изображаемых героев, от сложности социальной или духовной обстановки, изображаемой автором.
Сказанное относится в первую очередь к творчеству таких оригинальных и самобытных писател
Функционирование местоимений в рассказе Н.С Лескова «Тупейный Художник»
MagicT
: 26 июля 2023
Содержание
Введение 3
Глава 1. Значение местоимений как части речи 5
1.1. Место местоимений в системе русского языка 5
1.2. Функции местоимений в русском языке 10
Глава 2. Значение местоимений в рассказе Н. Лескова «Тупейный художник» 13
2.1. Семантика местоимений в повести Н. Лескова «Тупейный художник» 13
2.2. Стилистические особенности местоимений в повести Н. Лескова «Тупейный художник» 16
Заключение 19
Список использованной литературы 20
Приложения 22
500 руб.
Характеристика литературного героя (на примере рассказа Н. С. Лескова «Дурачок»)
Slolka
: 21 октября 2013
Рассказ Лескова “Дурачок” входит в цикл рассказов о праведниках, он находится в одном ряду с произведениями “Очарованный странник”, “Левша” и многими другими. Тему праведников Лесков активно разрабатывает на протяжении всего своего творчества, являясь едва ли не единственным на этом поприще.
Главный герой рассказа “Дурачок” — действительно праведный человек, по-настоящему преданный богу. Его душа — это одинокий остров в море других душ, и на этом острове может обрести спасение каждый, кто потер
Другие работы
Гидравлика Севмашвтуз 2016 Задача 12 Вариант 8
Z24
: 29 октября 2025
К дну резервуара присоединен U-образный пьезометр, один конец которого открыт и сообщается с атмосферой (рис. 12). В резервуар по трубопроводу М нагнетается жидкость Ж. Считая, что в начальный момент давление в резервуаре было атмосферным, определить высоту столба жидкости h в резервуаре, если ртуть в левой трубке пьезометра поднялась на z по сравнению с первоначальным положением, а в правой опустилась на ту же величину, уступив место жидкости. Высота резервуара H. Процесс считать изотермическим
160 руб.
Задача по физике №2
ilya01071980
: 16 июня 2016
2. Чтобы остановить вращающийся маховик, к нему прижали тормозную колодку. С этого времени он стал вращаться равнозамедленно с ускорением 20 рад/с. Сколько потребуется времени для его остановки, если он вращался со скоростью 360 об/мин. Через сколько оборотов он остановится?
25 руб.
Использование сетевого планирования и управления в производственном менеджменте
Lokard
: 23 марта 2014
Для организации разработки большое распространение получил метод сетевого планирования и управления.
Сетевая модель позволяет описать узловые события процесса производства и связи между ними, характеризует внутреннюю структуру процесса производства. Элементами сети являются работы (исследовательские, экспериментальные, конструкторские, производственные, сбытовые и т.д.). Сетевая модель разбивается на отдельные чётко определенные работы и отражает логическую взаимосвязь и параметры всех работ и с
5 руб.
Сети ЭВМ и телекоммуникации, Билет №16 , Вариант №3
alexxxxxxxela
: 13 октября 2014
Билет 16
16. Оптическое волокно – очень тонкий стеклянный цилиндр, называемый жилой, покрытый слоем стекла, называемого оболочкой, с иным, чем у жилы, коэффициентом ###
41. Когда была стандартизована технология Ethernet
-: 1975 г.
-: 1980 г.
-: 1985 г.
-: 1989 г.
66. Способ коммутации ### осуществляет соединение двух и более станций данных и обеспечивает монопольное использование канала передачи данных до тех пор, пока соединение не будет разомкнуто
-
100 руб.