Кейс-задание 2.
Состав работы
|
|
Работа представляет собой файл, который можно открыть в программе:
- Microsoft Word
Описание
Вариант 3
Ситуация 1
Основными субъектами правоотношений в миграционных процессах, характерных для современной России, относятся их непосредственные участники – мигранты из числа российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства: иммигранты, эмигранты, трудящиеся-мигранты, беженцы, вынужденные переселенцы, внутри перемещенные лица, лица ходатайствующие о предоставлении убежища, соотечественники, нелегальные мигранты, реадмиссируемые лица.
Вопросы и задания:
1. Перечислите категории трудовых мигрантов в России и дайте им сущностную характеристику.
2. Что составляет сущность и содержание понятий: «миграция», «миграционный процесс», «миграционная система»?
3. Дайте характеристику известным вам категориям мигрантов.
Ситуация 2
В античную эпоху древнекитайский Конфуций (V в. до н.э.) вопрос об оптимальной численности населения рассматривал в связи с возможностью существования некоего идеального соотношения между количеством земли и населением. Платон и Аристотель решение проблемы перенаселения ставили в зависимость от обеспеченности земельными ресурсами.
Вопросы и задания:
1. Обоснуйте свою точку зрения на взгляды античных мыслителей.
2. Следует ли, по Вашему мнению, регулировать численность человечества?
3. Обоснованно ли рассматривать соотношение количества земли и людей в качестве критерия обеспечения жизненного пространства для человечества?
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Ю.ВИТТЕ
Кейс задание 2.
По дисциплине: Исследование социально-экономических и политических процессов часть 2.
Выполнила
Студентка 5 курса
г. Ростов на Дону 2018г.
Вариант 3
Ситуация 1
Основными субъектами правоотношений в миграционных процессах, характерных для современной России, относятся их непосредственные участники – мигранты из числа российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства: иммигранты, эмигранты, трудящиеся-мигранты, беженцы, вынужденные переселенцы, внутри перемещенные лица, лица ходатайствующие о предоставлении убежища, соотечественники, нелегальные мигранты, реадмиссируемые лица.
Вопросы и задания:
1. Перечислите категории трудовых мигрантов в России и дайте им сущностную характеристику.
2. Что составляет сущность и содержание понятий: «миграция», «миграционный процесс», «миграционная система»?
3. Дайте характеристику известным вам категориям мигрантов.
Становление и развитие миграционного законодательства требует создания адекватного понятийного аппарата. Отсутствие нормативно закрепленного понятия и унифицированной классификации категорий мигрантов не препятствует их применению в двусторонних и многосторонних международных соглашениях с участием Российской Федерации, в подзаконных актах федерального уровня, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, но в то же время влечет трудности в осуществлении миграционного контроля, единообразном правовом регулировании их статуса.
До сих пор понятие “мигрант” не выработано ни в международном праве, ни в российской правовой системе. В основе большинства существующих определений лежит понимание миграции как определенного вида перемещения, движения населения, а мигранта – как лица, совершающего это перемещение. При этом выделяется несколько видов подобного перемещения: социальное, территориальное, естественное, профессиональное, отраслевое, механическое и иные. Однако следует согласиться с Л.Л. Рыбаковским, что в определениях, в которых миграция приравнивается к различным видам движения населения, смешиваются различные явления: перемещение людей по территории и перемещение людей по образовательным группам, профессиям, отраслям, предприятиям и т.д. <1>. Учитывая, что формулируемое понятие будет использоваться применительно к целям правового регулирования миграционной сферы и правового статуса мигранта, в первую очередь интерес представляет территориальное (географическое) перемещение населения. Более того, важно не столько само перемещение мигранта, сколько правовые последствия этого перемещения. В частности, если говорить о международных мигрантах, то после пересечения государственной границы они становятся обладателями двойственного правового статуса: сохраняя права и обязанности, принадлежащие им как гражданам определенной страны, они находятся одновременно под юрисдикцией государства въезда. В связи с этим представляется важным определить территориальную единицу, при пересечении границы которой лицо будет признаваться мигрантом. Для международных мигрантов такой будет являться внешняя граница конкретного государства. По отношению к внутренним мигрантам в рекомендациях ООН предлагается использовать следующий подход: внутренние мигранты – лица, которые обычно проживают в какой-то конкретной географической зоне и которые ранее проживали в другой географической зоне страны, при этом географической зоной принято считать наименьшую единицу административно-территориального деления <2>. Тем не менее применительно к России речь должна вестись, скорее, о границах муниципального образования, а не наименьшей административно-территориальной единицы. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Исходя из данной нормы, существует потенциальная возможность предоставления дополнительных льгот для мигрантов в пределах муниципального образования, обладающего соответствующими финансовыми возможностями. Таким образом, правовое регулирование статуса перемещающихся лиц – российских граждан может быть отличным в разных муниципальных образованиях. Однако учитывая, что на практике наличие особенностей в регулировании статуса мигранта на уровне отдельных муниципальных образований является, скорее, редким исключением, лицо целесообразно считать внутренним мигрантом при его перемещении через границу субъекта РФ.
В Российской Федерации не раз предпринимались попытки закрепить понятие мигранта на федеральном уровне. Так, например, в 2004 г. Государственным Советом – Хасэ Республики Адыгея и Законодательным Собранием Краснодарского края в Государственную Думу ФС РФ был внесен проект Федерального закона N 37040-3 “О миграции в Российской Федерации”. В соответствии со ст. 1 законопроекта под мигрантом предлагалось понимать лицо, совершающее перемещение на новое место проживания (временное или постоянное). Аналогичное определение было закреплено ранее в утвержденной Правительством РФ Федеральной миграционной программе на 1998 – 2000 гг. <4>. Однако данный законопроект после прохождения первого чтения в Государственной Думе Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендовал отклонить. В заключении Комитета среди оснований для отклонения было указано несоответствие ряда определений (в том числе предложенного понятия “мигрант”) российскому и международному законодательству.
На момент внесения законопроекта действовало решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 11 сентября 1996 г. N С-1/14-96 “О толковании понятий “беженец”, “мигрант” и “вынужденный переселенец” применительно к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, заключенному 24 сентября 1993 г. в Москве”. В своем решении Суд указал, что в соответствии с общим значением понятие “мигрант” означает лиц, осуществляющих пространственные перемещения, вне зависимости от причин перемещений, их длительности и пространственных границ. Такое же определение использовано в Постановлении Правительства Москвы от 28 июня 2005 г. N 482-ПП “О Концепции демографического развития города Москвы” <5>. Однако следует согласиться с мнением ученых, считающих данное определение чрезмерно широким: “Само понятие “миграция” не поддается определению, если предположить, что переселение осуществляется “вне зависимости от пространственных границ” <6>. В широком смысле понятие “мигрант”, несомненно, включает лиц, осуществляющих любые пространственные перемещения. Но в случае, если указанное понятие принимается с целью определения круга лиц, на которых будет распространяться миграционная политика и которым предполагается предоставить особый правовой статус, определение необходимо сузить за счет введения дополнительных критериев.
Анализируя зарубежный опыт, можно указать три основных критерия, применяемых для определения мигрантов: место рождения, гражданство и место проживания. Реже применяется критерий этнической принадлежности, задаются дополнительные вопросы о цели пребывания, наличии множественности гражданства, основаниях его приобретения, стране рождения родителей.
Критерий места рождения является одним из наиболее распространенных при оценке числа международных мигрантов: его применяют 158 государств из 228 <7>. Несмотря на то, что критерий страны рождения является объективным и не может быть изменен, при его применении в ряде ситуаций могут возникнуть сложности, например, при последовавшем изменении границ. Другая проблема заключается в нецелесообразности его применения без введения дополнительных критериев, поскольку тогда в качестве мигрантов могут быть учтены граждане самого государства прибытия. Как справедливо утверждает М.Л. Тюркин, отсутствуют гарантии, что иностранцы, учтенные в данной стране, должны в нее обязательно мигрировать, это зависит от института предоставления в ней гражданства <8>.
Критерий гражданства, как и предыдущий, является объективным, но в то же время нестабильным – гражданство лица может быть изменено. Данный критерий, являясь правовым, наиболее предпочтителен при определении международных мигрантов. При его использовании возникает необходимость в дополнительном правовом регулировании статуса лиц, имеющих множественное гражданство либо вообще его не имеющих.
Критерий места жительства также является весьма распространенным. Его преимущество заключается в том, что он может применяться для определения не только международных мигрантов, но и внутренних. Именно этот критерий предлагается использовать в рекомендациях ООН: международным мигрантом предлагается считать любое лицо, которое сменило место своего обычного жительства <9>. Основная проблема, возникающая при применении данного понятия, состоит в сложности определения места обычного жительства. Необходимо учитывать, что юридическое закрепление факта проживания лица в определенном месте не означает его фактического проживания там. Поэтому в рекомендациях конференции европейских статистиков было предложено использовать фактический, а не юридический подход и, соответственно, под местом обычного жительства понимать место, где лицо проводит ежесуточно большую часть своего ночного отдыха <10>. В то же время очевидна практическая сложность установления фактического проживания лица в конкретном месте. Возникает необходимость в дополнительном правовом регулировании статуса лиц, работающих либо периодически проживающих в другом населенном пункте, студентов, военнослужащих, а также лиц, ведущих кочевой образ жизни. В связи с этим необходимо определить минимальный период проживания в конкретном месте для получения статуса постоянного жителя (в странах, использующих фактический подход, это время составляет от трех месяцев до одного года <11>). В Российской Федерации использован юридический подход к определению постоянного места жительства. В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” <12> место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства – жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в установленном Законом порядке. Одновременно дано понятие места пребывания – это жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находятся и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежат постановке на учет по месту пребывания в установленном Законом порядке.
Более редким, но также используемым критерием является этническая принадлежность. Среди главных недостатков данного критерия следует назвать субъективность, а также сложность в ее определении. Для таких многонациональных государств, как Россия, использование этнического критерия, на наш взгляд, не является целесообразным. В соответствии с ч. 1 ст. 26 Конституции РФ определение и указание национальной принадлежности является правом, а не обязанностью. Следовательно, в случае отказа лица от определения своей национальной принадлежности признать его мигрантом по указанному критерию будет невозможно.
Следует отметить, что имеет значение определение не только понятия мигранта, но и его отдельных категорий, поскольку миграционная политика не может быть одинаковой для всех видов мигрантов. Дифференцированный подход Российского государства к решению проблем различных категорий мигрантов закреплен, например, в Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г. N 256-р
Одна из первых российских классификаций категорий мигрантов была закреплена на подзаконном уровне в Федеральной миграционной программе, утвержденной Указом Президента РФ от 9 августа 1994 г. N 1668 (далее – Указ Президента РФ от 9 августа 1994 г.) <14>. Но следует сразу оговориться, что в данном акте были классифицированы не мигранты, а субъекты миграции, под которыми подразумевались различные категории мигрантов, имеющие ряд общих признаков или являющиеся носителями определенных свойств. В соответствии с Указом в миграционном потоке выделялось шесть категорий субъектов миграции: субъекты внешней миграции; субъекты вынужденной миграции; субъекты внутренней социально-экономической миграции; субъекты незаконной миграции; лица, в отношении которых применяются ограничения на право въезда и пребывания в Российской Федерации; субъекты внешней трудовой миграции.
В данной классификации не был выдержан системный подход в определении отдельных категорий мигрантов. В результате одно и то же лицо могло одновременно относиться к различным группам субъектов миграции. Например, трудящийся-мигрант являлся как субъектом внешней трудовой миграции, так и внешней миграции, хотя было бы целесообразным предусмотреть категорию трудящихся-мигрантов в числе субъектов внешней миграции. В этом отношении представляется более верной позиция, изложенная в Постановлении Администрации Новосибирской области от 27 октября 1995 г. N 433 “Об областной миграционной программе”. Согласно ей внешняя трудовая миграция закреплена в качестве составной части внешней (международной) миграции. В числе недостатков классификации, предложенной в Указе Президента РФ от 9 августа 1994 г., можно также назвать чрезмерно узкое понимание категории иммигрантов: первоначально в нее включались только иностранцы, прибывающие или желающие прибыть в Россию в поисках убежища (в том числе беженцы и лица, ходатайствующие о признании беженцами). По сути, иммигранты отождествлялись с субъектами вынужденной миграции, к числу которых также относились лица, ищущие убежища на территории России.
Классификация субъектов миграции, приведенная в Указе Президента РФ от 9 августа 1994 г., была положена в основу утвержденной Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. N 1414 Федеральной миграционной программы на 1998 – 2000 гг. <15>. В данной Программе понятие “субъект миграции” было заменено понятием “мигрант”. По аналогии были сохранены шесть категорий мигрантов. Категория “субъекты внутренней социально-экономической миграции” заменена на “субъекты внутренней миграции”, в число которых были дополнительно включены лица, не имеющие законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и осуществляющие перемещения по ней. Кроме того, был расширен круг лиц, в отношении которых применяются ограничения на право въезда и пребывания в РФ, а также лиц, подпадающих под категорию иммигрантов. Следует отметить, что в настоящее время применяется множество подходов для определения понятия “иммигрант”, но наиболее распространенными являются следующие: лица, рожденные за границей (имеющие обычное место жительства в данной стране, но родившиеся за пределами этой страны) и иностранцы (лица, имеющие место жительства в данной стране, но не являющиеся ее гражданами). Именно второй подход был применен для определения понятия “иммигрант” в тексте Федеральной миграционной программы на 1998 – 2000 гг. Однако после окончания срока действия Программы новые нормативные акты, устанавливающие классификацию мигрантов, не принимались.
На международном уровне, в частности, документах ООН, выделяются пять основных категорий международных мигрантов <16>. В их числе следует назвать иностранцев, которым разрешено пребывание в стране с целью получения образования или профессионального обучения; воссоединения или создания семьи; работы (трудящиеся-мигранты, в том числе работающие по контракту, выполняющие определенный проект, временные трудящиеся-мигранты, родственники трудящихся-мигрантов); иммигрантов (мигранты, прибывшие по семейным связям, этнические мигранты, мигранты с правом свободного устройства, мигранты-пенсионеры); иностранцев, которым разрешено пребывание по гуманитарным причинам (беженцы, ищущие убежища, иностранцы, которым предоставлен статус временной защиты, и лица, которым разрешено пребывание по гуманитарным соображениям).
В.А. Ионцев отмечает неполноту данной классификации и предлагает ее расширенный вариант <17>. Он выделяет две основные укрупненные группы международных мигрантов: прибывающие и выбывающие. В каждую из этих групп включается десять следующих категорий: безвозвратные мигранты, долгосрочные или постоянные мигранты, мигранты-сезонники, приграничные рабочие, циркулярные мигранты, нелегальные мигранты, вынужденные мигранты, дипломаты и иные правительственные чиновники (в том числе военные), кочевники, паломники, туристы и экскурсанты. При этом к долгосрочным мигрантам относятся трудящиеся-мигранты, студенты, стажеры, иждивенцы и т.д. В число вынужденных мигрантов включаются беженцы, лица, ищущие убежище, “гуманитарные” мигранты. Примером циркулярных мигрантов являются “бизнес-мигранты” и “челночные” мигранты. Приведенная классификация международных мигрантов признана на сегодняшний день одной из наиболее полных.
При нормативном закреплении классификации невозможно отразить все теоретически и практически существующие категории мигрантов, важны лишь те категории мигрантов, для которых предполагается установить специальный правовой статус. Так, например, в Общероссийском классификаторе информации о населении ОК 018-95 выделяется восемь видов миграции, в числе которых миграция со странами СНГ и Балтии, миграция с другими зарубежными странами, международная миграция. Однако для целей правового регулирования статуса лиц, осуществляющих указанные перемещения, достаточно выделить одну общую категорию “международных мигрантов”, при использовании которой следует учитывать имеющиеся международные соглашения с отдельными странами, в том числе с государствами – участниками СНГ.
Представляется, что в основе нормативно закрепленной классификации должно быть деление мигрантов на категории по территориальному признаку: перемещающихся через государственную границу (международных) и перемещающихся внутри государства (внутренних). При этом необходимо различать подходы к правовому регулированию статуса иммигрантов и эмигрантов. Государство в первую очередь заинтересовано в учете тех лиц, которые прибывают на его территорию, поскольку это непосредственно отражается на экономике, стабильности рынка труда, демографической ситуации, уровне преступности. Если же говорить о регулировании статуса эмигрантов, то принципиальное значение имеет, прежде всего, правовая защита собственных граждан, находящихся за пределами страны гражданской принадлежности.
Кроме того, следует выделить категории мигрантов в зависимости от сроков перемещения, в частности, осуществляющих краткосрочные и долгосрочные (постоянные) перемещения. В соответствии с рекомендациями по статистике международной миграции ООН 1998 г. мигрант будет считаться совершившим постоянную миграцию, если срок передвижения составит более одного года; если менее года – он будет являться краткосрочным мигрантом. При этом для получения статуса краткосрочного мигранта лицо должно проживать в стране, не являющейся местом обычного места жительства, три месяца.
Сейчас весьма распространенной является точка зрения, что лицо признается мигрантом только при осуществлении долгосрочных или безвозвратных перемещений. Так, например, А.И. Паньшин предлагает считать мигрантом лицо, совершившее перемещение через границы и внутри государства, связанное со сменой места жительства на продолжительный срок (не менее одного года) <18>. Очевидно, что предложенное определение не распространяется на мигрантов, осуществляющих краткосрочное перемещение. Применение в определении указанного срока обусловлено рекомендациями ООН для проведения переписи населения <19>, однако возникает вопрос о рациональности его использования. Лицо может быть фактически признано мигрантом (например, беженцем, трудящимся-мигрантом) до истечения одного года с момента перемещения.Весьма сложным на практике будет доказать безвозвратный характер перемещения, поскольку первоначально заявленное намерение мигранта остаться в конкретном месте носит субъективный характер и по различным причинам может быть впоследствии изменено. Скорее речь должна идти о выделении группы мигрантов, желающих получить гражданство страны пребывания и подтверждающих свое желание, например, подачей пакета необходимых для этого документов.
В любом случае, необходимо дифференцировать объем прав и обязанностей, составляющих правовой статус мигранта, в зависимости от срока проживания на территории определенного государства, для чего и необходимо деление мигрантов на краткосрочных и постоянных. Подобный подход использован в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” <20> для определения прав временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих иностранных граждан. Было бы целесообразным предоставить максимально возможный объем прав мигрантам, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Именно эта категория населения считается мигрантами в узком смысле слова. Подобный узкий подход исключает из указанного понятия лиц, перемещающихся в целях отдыха, проведения отпуска, посещения друзей и родственников, лечения или религиозного паломничества (аналогичная точка зрения изложена в рекомендациях конференции европейских статистиков) <21>, а также так называемых транзитных мигрантов. В то же время они не освобождаются от обязанности соблюдать правила въезда-выезда в случае пересечения государственных границ, а также нормы законодательства страны пребывания, пусть даже в краткосрочный период перемещения по его территории.
Общепринятой является классификация по цели прибытия (учеба, воссоединение с семьей, осуществление трудовой деятельности и др.). В этом отношении острой необходимостью является законодательное закрепление категории трудящихся-мигрантов. Несмотря на то, что Российская Федерация является участником международных соглашений, посвященных защите прав трудящихся-мигрантов <22>, в российской правовой системе отсутствует само понятие трудящегося-мигранта, не говоря уже о проработанном механизме регулирования статуса указанных лиц. Специальное правовое регулирование требуется в отношении приграничных трудящихся (особенно в части облегчения режима пересечения государственной границы), а также лиц, работа которых связана с переездами. В связи с этим в ТК РФ целесообразно предусмотреть отдельную главу, посвященную трудящимся-мигрантам.
Исходя из признака добровольности (в некоторых источниках – мотивов миграции), следует выделить категорию вынужденных мигрантов. В их число необходимо включить беженцев, лиц, ходатайствующих о признании беженцами, вынужденных переселенцев, лиц, ищущих убежище и лиц, его получивших. В этой связи нужно отметить весьма распространенную точку зрения, согласно которой “беженец” и “вынужденный переселенец” – специальные правовые статусы по отношению к общему правовому статусу мигранта; с их реальным обретением правоотношения миграции прекращаются, возникают иные правоотношения <23>. Возможно, к категории вынужденных мигрантов следует также дополнительно отнести экологических мигрантов – лиц, осуществляющих перемещение вследствие стихийных бедствий и техногенных катастроф. В то же время следует согласиться с В.А. Ионцевым, считающим ошибочным отнесение к числу вынужденных мигрантов так называемых экономических беженцев <
Помимо указанных оснований классификации следует выделить категории мигрантов в зависимости от соблюдения установленного порядка перемещения (легальные и нелегальные). При этом в категорию нелегальных мигрантов следует включить лиц, въехавших на территорию государства с соблюдением установленных правил въезда, однако проживающих на незаконных основаниях.
Таким образом, нормативное закрепление понятия “мигрант” и его категорий способствовало бы их единообразному применению и исключению разночтений. В целях правового регулирования данное понятие должно включать не только основной критерий отнесения лица к категории мигрантов (пространственное перемещение лица), но и ряд дополнительных критериев, таких, как, гражданство, место жительства, территория перемещения и др. Учитывая дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов, следует отметить важность нормативного закрепления их классификации. При этом в классификацию не следует включать все теоретически и практически существующие категории мигрантов, следует ограничиться лишь теми из них, для которых предполагается осуществлять специальное правовое регулирование.
Ситуация 2
В античную эпоху древнекитайский Конфуций (V в. до н.э.) вопрос об оптимальной численности населения рассматривал в связи с возможностью существования некоего идеального соотношения между количеством земли и населением. Платон и Аристотель решение проблемы перенаселения ставили в зависимость от обеспеченности земельными ресурсами.
Вопросы и задания:
1. Обоснуйте свою точку зрения на взгляды античных мыслителей.
2. Следует ли, по Вашему мнению, регулировать численность человечества?
3. Обоснованно ли рассматривать соотношение количества земли и людей в качестве критерия обеспечения жизненного пространства для человечества?
Изучение взaимосвязи социaльно-экономического рaзвития и воспроизводствa нaселения имеет глубокие корни. Постaновкa и реaльное содержaние этой проблемы изменялись нa рaзных исторических этaпaх в соответствии с поступaтельным рaзвитием человеческой цивилизaции, вaжнейшей мaтериaльной состaвной чaстью которой является воспроизводство нaселения, тaк же кaк и системa социaльно-экономических процессов.
Проблемы взaимосвязи экономического и демогрaфического рaзвития в докaпитaлистическую эпоху трaктовaлись исключительно с позиций демогрaфического детерминизмa, основaнных нa утверждении о природной и биологической обусловленности демогрaфической динaмики. В трудaх мыслителей тех времен в упрощенной форме стaвилaсь проблемa соотношения нaселения и ресурсов, предполaгaвшaя кaк возможность перенaселения, тaк и недонaселения[2].
В V веке до н.э. древнекитaйский философ Конфуций впервые постaвил вопрос об оптимaльной численности нaселения в контексте возможности существовaния идеaльного соотношения между количеством земли и нaселением. Aнтичные философы Плaтон и Aристотель рaссмaтривaли вопросы перенaселения кaк острейшую социaльную проблему, стaвя ее в зaвисимость от обеспеченности земельными ресурсaми. Проблемa соотношения нaселения и ресурсов былa центрaльной в рaботaх мыслителей средних веков, предполaгaвших возможность кaк позитивных, тaк и негaтивных последствий быстрого ростa нaселения. Предстaвители рaннего средневековья (Т. Мор, Т. Кaмпaнелa, Ф. Aквинский) выдвигaли тезис об общественной полезности увеличения численности нaселения. Их идеи получили поддержку мыслителей эпохи первонaчaльного нaкопления кaпитaлa (Т. Мэн, A. Серa, С. Фортрей), полaгaвших, что многочисленное нaселение, в том числе трудящееся нaселение, состaвляет основу мощи и богaтствa госудaрствa. Одновременно существовaлa и другaя точкa зрения (Д. Тaунсенд, Р. Уоллес), соглaсно которой чрезмерный рост нaселения может создaвaть реaльную угрозу перенaселения. Нa рубеже XVIII—XIX вв. в рaботaх клaссиков политической экономии A. Смитa и Д. Рикaрдо глaвным стaновится экономический aспект ростa нaселения, связaнный с проблемой соотношения колебaний численности нaселения и воспроизводствa рaбочей силы через спрос нa труд. Другим фaктором нaзывaлaсь огрaниченность природных ресурсов (рaзмеры вовлеченной в сельскохозяйственный оборот земельной площaди и эффективность ее использовaния), соотношение нaселения и средств существовaния. Целостную концепцию взaимосвязи ростa нaселения и социaльно-экономического рaзвития создaл Т.Мaльтус. Его основнaя зaдaчa состоялa в объяснении причин социaльных бедствий, политических потрясений и экологических кaтaстроф. Соглaсно его теории, неогрaничивaемый рост нaселения, обусловленный его биологической природой, является исходным фaктором социaльно-экономического рaзвития. Последовaтели Т. Мaльтусa, опирaясь нa двa ключевых положения его теории — «зaкон убывaющей производительности в сельском хозяйстве» и «принцип демогрaфического дaвления нa средствa существовaния», a тaкже теорию нaкопления, сделaли вывод о том, что экономикa и нaселение стремятся к стaционaрному состоянию[3]. Критикуя Т. Мaльтусa, К. Мaркс и его последовaтели включaли во взaимодействие «рост нaселения — экономические условия» вaжнейшее с их точки зрения звено — систему исторически преходящих социaльно-экономических отношений, утверждaя, что кaждый клaсс (социaльнaя группa) облaдaет своей собственной демогрaфической стрaтегией поведения, соответствующей условиям его трудa и жизни. Именно условия трудa и жизни, специфические социaльно-экономические отношения зaнятости и потребления являются, с одной стороны, вaжнейшими фaкторaми социaльно-экономического рaзвития и безрaботицы, a с другой - вaжнейшими фaкторaми воспроизводствa нaселения.
В современной демогрaфии нa бaзе глубоких исследовaний взaимосвязи социaльно-экономических и демогрaфических процессов с учетом предшествующего опытa рaзвивaется теория демогрaфического переходa, получившaя большое рaспрострaнение со второй половины XX векa. В нaстоящее время онa зaчaстую рaссмaтривaется кaк общaя теория нaселения.
Воспроизводство нaселения — постоянное возобновление поколений людей, один из глaвных процессов воспроизводствa обществa. Это определение предполaгaет тесное динaмическое взaимодействие воспроизводствa нaселения и социaльного (включaя экономическое) воспроизводствa. Воспроизводство нaселения испытывaет сильное влияние других сторон общественного воспроизводствa (воспроизводствa социaльно-экономических отношений, социaльных структур, культурных ценностей, норм и т.д.) и сaмо зaметно воздействует нa них. Нa протяжении человеческой истории происходили знaчительные изменения в воспроизводстве нaселения, менялись уровни рождaемости и смертности, мехaнизмы их социaльного упрaвления, зaвисящие от исторически определенной стaдии социaльно-экономического (цивилизaционного) рaзвития. Объяснение этих изменений следует искaть в зaкономерностях общественной жизни. Рождение ребенкa — явление биологическое, но это дaет очень мaло для aнaлизa рождaемости и ее изменений. Физиологические пределы рождaемости простирaются от 0 до 14 детей и более. Отдельные люди могут жить до 100 лет и более. Однaко фaктические уровни рождaемости и смертности дaлеки от физиологических пределов. Кaкие из целого спектрa имеющихся биологических возможностей будут реaлизовaны — зaвисит от социaльно-экономических условий и потребностей людей.
С возникновением человеческого обществa системa взaимодействий популяции
Ситуация 1
Основными субъектами правоотношений в миграционных процессах, характерных для современной России, относятся их непосредственные участники – мигранты из числа российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства: иммигранты, эмигранты, трудящиеся-мигранты, беженцы, вынужденные переселенцы, внутри перемещенные лица, лица ходатайствующие о предоставлении убежища, соотечественники, нелегальные мигранты, реадмиссируемые лица.
Вопросы и задания:
1. Перечислите категории трудовых мигрантов в России и дайте им сущностную характеристику.
2. Что составляет сущность и содержание понятий: «миграция», «миграционный процесс», «миграционная система»?
3. Дайте характеристику известным вам категориям мигрантов.
Ситуация 2
В античную эпоху древнекитайский Конфуций (V в. до н.э.) вопрос об оптимальной численности населения рассматривал в связи с возможностью существования некоего идеального соотношения между количеством земли и населением. Платон и Аристотель решение проблемы перенаселения ставили в зависимость от обеспеченности земельными ресурсами.
Вопросы и задания:
1. Обоснуйте свою точку зрения на взгляды античных мыслителей.
2. Следует ли, по Вашему мнению, регулировать численность человечества?
3. Обоснованно ли рассматривать соотношение количества земли и людей в качестве критерия обеспечения жизненного пространства для человечества?
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Ю.ВИТТЕ
Кейс задание 2.
По дисциплине: Исследование социально-экономических и политических процессов часть 2.
Выполнила
Студентка 5 курса
г. Ростов на Дону 2018г.
Вариант 3
Ситуация 1
Основными субъектами правоотношений в миграционных процессах, характерных для современной России, относятся их непосредственные участники – мигранты из числа российских и иностранных граждан, а также лиц без гражданства: иммигранты, эмигранты, трудящиеся-мигранты, беженцы, вынужденные переселенцы, внутри перемещенные лица, лица ходатайствующие о предоставлении убежища, соотечественники, нелегальные мигранты, реадмиссируемые лица.
Вопросы и задания:
1. Перечислите категории трудовых мигрантов в России и дайте им сущностную характеристику.
2. Что составляет сущность и содержание понятий: «миграция», «миграционный процесс», «миграционная система»?
3. Дайте характеристику известным вам категориям мигрантов.
Становление и развитие миграционного законодательства требует создания адекватного понятийного аппарата. Отсутствие нормативно закрепленного понятия и унифицированной классификации категорий мигрантов не препятствует их применению в двусторонних и многосторонних международных соглашениях с участием Российской Федерации, в подзаконных актах федерального уровня, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, но в то же время влечет трудности в осуществлении миграционного контроля, единообразном правовом регулировании их статуса.
До сих пор понятие “мигрант” не выработано ни в международном праве, ни в российской правовой системе. В основе большинства существующих определений лежит понимание миграции как определенного вида перемещения, движения населения, а мигранта – как лица, совершающего это перемещение. При этом выделяется несколько видов подобного перемещения: социальное, территориальное, естественное, профессиональное, отраслевое, механическое и иные. Однако следует согласиться с Л.Л. Рыбаковским, что в определениях, в которых миграция приравнивается к различным видам движения населения, смешиваются различные явления: перемещение людей по территории и перемещение людей по образовательным группам, профессиям, отраслям, предприятиям и т.д. <1>. Учитывая, что формулируемое понятие будет использоваться применительно к целям правового регулирования миграционной сферы и правового статуса мигранта, в первую очередь интерес представляет территориальное (географическое) перемещение населения. Более того, важно не столько само перемещение мигранта, сколько правовые последствия этого перемещения. В частности, если говорить о международных мигрантах, то после пересечения государственной границы они становятся обладателями двойственного правового статуса: сохраняя права и обязанности, принадлежащие им как гражданам определенной страны, они находятся одновременно под юрисдикцией государства въезда. В связи с этим представляется важным определить территориальную единицу, при пересечении границы которой лицо будет признаваться мигрантом. Для международных мигрантов такой будет являться внешняя граница конкретного государства. По отношению к внутренним мигрантам в рекомендациях ООН предлагается использовать следующий подход: внутренние мигранты – лица, которые обычно проживают в какой-то конкретной географической зоне и которые ранее проживали в другой географической зоне страны, при этом географической зоной принято считать наименьшую единицу административно-территориального деления <2>. Тем не менее применительно к России речь должна вестись, скорее, о границах муниципального образования, а не наименьшей административно-территориальной единицы. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Исходя из данной нормы, существует потенциальная возможность предоставления дополнительных льгот для мигрантов в пределах муниципального образования, обладающего соответствующими финансовыми возможностями. Таким образом, правовое регулирование статуса перемещающихся лиц – российских граждан может быть отличным в разных муниципальных образованиях. Однако учитывая, что на практике наличие особенностей в регулировании статуса мигранта на уровне отдельных муниципальных образований является, скорее, редким исключением, лицо целесообразно считать внутренним мигрантом при его перемещении через границу субъекта РФ.
В Российской Федерации не раз предпринимались попытки закрепить понятие мигранта на федеральном уровне. Так, например, в 2004 г. Государственным Советом – Хасэ Республики Адыгея и Законодательным Собранием Краснодарского края в Государственную Думу ФС РФ был внесен проект Федерального закона N 37040-3 “О миграции в Российской Федерации”. В соответствии со ст. 1 законопроекта под мигрантом предлагалось понимать лицо, совершающее перемещение на новое место проживания (временное или постоянное). Аналогичное определение было закреплено ранее в утвержденной Правительством РФ Федеральной миграционной программе на 1998 – 2000 гг. <4>. Однако данный законопроект после прохождения первого чтения в Государственной Думе Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендовал отклонить. В заключении Комитета среди оснований для отклонения было указано несоответствие ряда определений (в том числе предложенного понятия “мигрант”) российскому и международному законодательству.
На момент внесения законопроекта действовало решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 11 сентября 1996 г. N С-1/14-96 “О толковании понятий “беженец”, “мигрант” и “вынужденный переселенец” применительно к Соглашению о помощи беженцам и вынужденным переселенцам, заключенному 24 сентября 1993 г. в Москве”. В своем решении Суд указал, что в соответствии с общим значением понятие “мигрант” означает лиц, осуществляющих пространственные перемещения, вне зависимости от причин перемещений, их длительности и пространственных границ. Такое же определение использовано в Постановлении Правительства Москвы от 28 июня 2005 г. N 482-ПП “О Концепции демографического развития города Москвы” <5>. Однако следует согласиться с мнением ученых, считающих данное определение чрезмерно широким: “Само понятие “миграция” не поддается определению, если предположить, что переселение осуществляется “вне зависимости от пространственных границ” <6>. В широком смысле понятие “мигрант”, несомненно, включает лиц, осуществляющих любые пространственные перемещения. Но в случае, если указанное понятие принимается с целью определения круга лиц, на которых будет распространяться миграционная политика и которым предполагается предоставить особый правовой статус, определение необходимо сузить за счет введения дополнительных критериев.
Анализируя зарубежный опыт, можно указать три основных критерия, применяемых для определения мигрантов: место рождения, гражданство и место проживания. Реже применяется критерий этнической принадлежности, задаются дополнительные вопросы о цели пребывания, наличии множественности гражданства, основаниях его приобретения, стране рождения родителей.
Критерий места рождения является одним из наиболее распространенных при оценке числа международных мигрантов: его применяют 158 государств из 228 <7>. Несмотря на то, что критерий страны рождения является объективным и не может быть изменен, при его применении в ряде ситуаций могут возникнуть сложности, например, при последовавшем изменении границ. Другая проблема заключается в нецелесообразности его применения без введения дополнительных критериев, поскольку тогда в качестве мигрантов могут быть учтены граждане самого государства прибытия. Как справедливо утверждает М.Л. Тюркин, отсутствуют гарантии, что иностранцы, учтенные в данной стране, должны в нее обязательно мигрировать, это зависит от института предоставления в ней гражданства <8>.
Критерий гражданства, как и предыдущий, является объективным, но в то же время нестабильным – гражданство лица может быть изменено. Данный критерий, являясь правовым, наиболее предпочтителен при определении международных мигрантов. При его использовании возникает необходимость в дополнительном правовом регулировании статуса лиц, имеющих множественное гражданство либо вообще его не имеющих.
Критерий места жительства также является весьма распространенным. Его преимущество заключается в том, что он может применяться для определения не только международных мигрантов, но и внутренних. Именно этот критерий предлагается использовать в рекомендациях ООН: международным мигрантом предлагается считать любое лицо, которое сменило место своего обычного жительства <9>. Основная проблема, возникающая при применении данного понятия, состоит в сложности определения места обычного жительства. Необходимо учитывать, что юридическое закрепление факта проживания лица в определенном месте не означает его фактического проживания там. Поэтому в рекомендациях конференции европейских статистиков было предложено использовать фактический, а не юридический подход и, соответственно, под местом обычного жительства понимать место, где лицо проводит ежесуточно большую часть своего ночного отдыха <10>. В то же время очевидна практическая сложность установления фактического проживания лица в конкретном месте. Возникает необходимость в дополнительном правовом регулировании статуса лиц, работающих либо периодически проживающих в другом населенном пункте, студентов, военнослужащих, а также лиц, ведущих кочевой образ жизни. В связи с этим необходимо определить минимальный период проживания в конкретном месте для получения статуса постоянного жителя (в странах, использующих фактический подход, это время составляет от трех месяцев до одного года <11>). В Российской Федерации использован юридический подход к определению постоянного места жительства. В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации” <12> место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства – жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в установленном Законом порядке. Одновременно дано понятие места пребывания – это жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находятся и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежат постановке на учет по месту пребывания в установленном Законом порядке.
Более редким, но также используемым критерием является этническая принадлежность. Среди главных недостатков данного критерия следует назвать субъективность, а также сложность в ее определении. Для таких многонациональных государств, как Россия, использование этнического критерия, на наш взгляд, не является целесообразным. В соответствии с ч. 1 ст. 26 Конституции РФ определение и указание национальной принадлежности является правом, а не обязанностью. Следовательно, в случае отказа лица от определения своей национальной принадлежности признать его мигрантом по указанному критерию будет невозможно.
Следует отметить, что имеет значение определение не только понятия мигранта, но и его отдельных категорий, поскольку миграционная политика не может быть одинаковой для всех видов мигрантов. Дифференцированный подход Российского государства к решению проблем различных категорий мигрантов закреплен, например, в Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 1 марта 2003 г. N 256-р
Одна из первых российских классификаций категорий мигрантов была закреплена на подзаконном уровне в Федеральной миграционной программе, утвержденной Указом Президента РФ от 9 августа 1994 г. N 1668 (далее – Указ Президента РФ от 9 августа 1994 г.) <14>. Но следует сразу оговориться, что в данном акте были классифицированы не мигранты, а субъекты миграции, под которыми подразумевались различные категории мигрантов, имеющие ряд общих признаков или являющиеся носителями определенных свойств. В соответствии с Указом в миграционном потоке выделялось шесть категорий субъектов миграции: субъекты внешней миграции; субъекты вынужденной миграции; субъекты внутренней социально-экономической миграции; субъекты незаконной миграции; лица, в отношении которых применяются ограничения на право въезда и пребывания в Российской Федерации; субъекты внешней трудовой миграции.
В данной классификации не был выдержан системный подход в определении отдельных категорий мигрантов. В результате одно и то же лицо могло одновременно относиться к различным группам субъектов миграции. Например, трудящийся-мигрант являлся как субъектом внешней трудовой миграции, так и внешней миграции, хотя было бы целесообразным предусмотреть категорию трудящихся-мигрантов в числе субъектов внешней миграции. В этом отношении представляется более верной позиция, изложенная в Постановлении Администрации Новосибирской области от 27 октября 1995 г. N 433 “Об областной миграционной программе”. Согласно ей внешняя трудовая миграция закреплена в качестве составной части внешней (международной) миграции. В числе недостатков классификации, предложенной в Указе Президента РФ от 9 августа 1994 г., можно также назвать чрезмерно узкое понимание категории иммигрантов: первоначально в нее включались только иностранцы, прибывающие или желающие прибыть в Россию в поисках убежища (в том числе беженцы и лица, ходатайствующие о признании беженцами). По сути, иммигранты отождествлялись с субъектами вынужденной миграции, к числу которых также относились лица, ищущие убежища на территории России.
Классификация субъектов миграции, приведенная в Указе Президента РФ от 9 августа 1994 г., была положена в основу утвержденной Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1997 г. N 1414 Федеральной миграционной программы на 1998 – 2000 гг. <15>. В данной Программе понятие “субъект миграции” было заменено понятием “мигрант”. По аналогии были сохранены шесть категорий мигрантов. Категория “субъекты внутренней социально-экономической миграции” заменена на “субъекты внутренней миграции”, в число которых были дополнительно включены лица, не имеющие законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации и осуществляющие перемещения по ней. Кроме того, был расширен круг лиц, в отношении которых применяются ограничения на право въезда и пребывания в РФ, а также лиц, подпадающих под категорию иммигрантов. Следует отметить, что в настоящее время применяется множество подходов для определения понятия “иммигрант”, но наиболее распространенными являются следующие: лица, рожденные за границей (имеющие обычное место жительства в данной стране, но родившиеся за пределами этой страны) и иностранцы (лица, имеющие место жительства в данной стране, но не являющиеся ее гражданами). Именно второй подход был применен для определения понятия “иммигрант” в тексте Федеральной миграционной программы на 1998 – 2000 гг. Однако после окончания срока действия Программы новые нормативные акты, устанавливающие классификацию мигрантов, не принимались.
На международном уровне, в частности, документах ООН, выделяются пять основных категорий международных мигрантов <16>. В их числе следует назвать иностранцев, которым разрешено пребывание в стране с целью получения образования или профессионального обучения; воссоединения или создания семьи; работы (трудящиеся-мигранты, в том числе работающие по контракту, выполняющие определенный проект, временные трудящиеся-мигранты, родственники трудящихся-мигрантов); иммигрантов (мигранты, прибывшие по семейным связям, этнические мигранты, мигранты с правом свободного устройства, мигранты-пенсионеры); иностранцев, которым разрешено пребывание по гуманитарным причинам (беженцы, ищущие убежища, иностранцы, которым предоставлен статус временной защиты, и лица, которым разрешено пребывание по гуманитарным соображениям).
В.А. Ионцев отмечает неполноту данной классификации и предлагает ее расширенный вариант <17>. Он выделяет две основные укрупненные группы международных мигрантов: прибывающие и выбывающие. В каждую из этих групп включается десять следующих категорий: безвозвратные мигранты, долгосрочные или постоянные мигранты, мигранты-сезонники, приграничные рабочие, циркулярные мигранты, нелегальные мигранты, вынужденные мигранты, дипломаты и иные правительственные чиновники (в том числе военные), кочевники, паломники, туристы и экскурсанты. При этом к долгосрочным мигрантам относятся трудящиеся-мигранты, студенты, стажеры, иждивенцы и т.д. В число вынужденных мигрантов включаются беженцы, лица, ищущие убежище, “гуманитарные” мигранты. Примером циркулярных мигрантов являются “бизнес-мигранты” и “челночные” мигранты. Приведенная классификация международных мигрантов признана на сегодняшний день одной из наиболее полных.
При нормативном закреплении классификации невозможно отразить все теоретически и практически существующие категории мигрантов, важны лишь те категории мигрантов, для которых предполагается установить специальный правовой статус. Так, например, в Общероссийском классификаторе информации о населении ОК 018-95 выделяется восемь видов миграции, в числе которых миграция со странами СНГ и Балтии, миграция с другими зарубежными странами, международная миграция. Однако для целей правового регулирования статуса лиц, осуществляющих указанные перемещения, достаточно выделить одну общую категорию “международных мигрантов”, при использовании которой следует учитывать имеющиеся международные соглашения с отдельными странами, в том числе с государствами – участниками СНГ.
Представляется, что в основе нормативно закрепленной классификации должно быть деление мигрантов на категории по территориальному признаку: перемещающихся через государственную границу (международных) и перемещающихся внутри государства (внутренних). При этом необходимо различать подходы к правовому регулированию статуса иммигрантов и эмигрантов. Государство в первую очередь заинтересовано в учете тех лиц, которые прибывают на его территорию, поскольку это непосредственно отражается на экономике, стабильности рынка труда, демографической ситуации, уровне преступности. Если же говорить о регулировании статуса эмигрантов, то принципиальное значение имеет, прежде всего, правовая защита собственных граждан, находящихся за пределами страны гражданской принадлежности.
Кроме того, следует выделить категории мигрантов в зависимости от сроков перемещения, в частности, осуществляющих краткосрочные и долгосрочные (постоянные) перемещения. В соответствии с рекомендациями по статистике международной миграции ООН 1998 г. мигрант будет считаться совершившим постоянную миграцию, если срок передвижения составит более одного года; если менее года – он будет являться краткосрочным мигрантом. При этом для получения статуса краткосрочного мигранта лицо должно проживать в стране, не являющейся местом обычного места жительства, три месяца.
Сейчас весьма распространенной является точка зрения, что лицо признается мигрантом только при осуществлении долгосрочных или безвозвратных перемещений. Так, например, А.И. Паньшин предлагает считать мигрантом лицо, совершившее перемещение через границы и внутри государства, связанное со сменой места жительства на продолжительный срок (не менее одного года) <18>. Очевидно, что предложенное определение не распространяется на мигрантов, осуществляющих краткосрочное перемещение. Применение в определении указанного срока обусловлено рекомендациями ООН для проведения переписи населения <19>, однако возникает вопрос о рациональности его использования. Лицо может быть фактически признано мигрантом (например, беженцем, трудящимся-мигрантом) до истечения одного года с момента перемещения.Весьма сложным на практике будет доказать безвозвратный характер перемещения, поскольку первоначально заявленное намерение мигранта остаться в конкретном месте носит субъективный характер и по различным причинам может быть впоследствии изменено. Скорее речь должна идти о выделении группы мигрантов, желающих получить гражданство страны пребывания и подтверждающих свое желание, например, подачей пакета необходимых для этого документов.
В любом случае, необходимо дифференцировать объем прав и обязанностей, составляющих правовой статус мигранта, в зависимости от срока проживания на территории определенного государства, для чего и необходимо деление мигрантов на краткосрочных и постоянных. Подобный подход использован в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” <20> для определения прав временно пребывающих, временно проживающих и постоянно проживающих иностранных граждан. Было бы целесообразным предоставить максимально возможный объем прав мигрантам, переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию. Именно эта категория населения считается мигрантами в узком смысле слова. Подобный узкий подход исключает из указанного понятия лиц, перемещающихся в целях отдыха, проведения отпуска, посещения друзей и родственников, лечения или религиозного паломничества (аналогичная точка зрения изложена в рекомендациях конференции европейских статистиков) <21>, а также так называемых транзитных мигрантов. В то же время они не освобождаются от обязанности соблюдать правила въезда-выезда в случае пересечения государственных границ, а также нормы законодательства страны пребывания, пусть даже в краткосрочный период перемещения по его территории.
Общепринятой является классификация по цели прибытия (учеба, воссоединение с семьей, осуществление трудовой деятельности и др.). В этом отношении острой необходимостью является законодательное закрепление категории трудящихся-мигрантов. Несмотря на то, что Российская Федерация является участником международных соглашений, посвященных защите прав трудящихся-мигрантов <22>, в российской правовой системе отсутствует само понятие трудящегося-мигранта, не говоря уже о проработанном механизме регулирования статуса указанных лиц. Специальное правовое регулирование требуется в отношении приграничных трудящихся (особенно в части облегчения режима пересечения государственной границы), а также лиц, работа которых связана с переездами. В связи с этим в ТК РФ целесообразно предусмотреть отдельную главу, посвященную трудящимся-мигрантам.
Исходя из признака добровольности (в некоторых источниках – мотивов миграции), следует выделить категорию вынужденных мигрантов. В их число необходимо включить беженцев, лиц, ходатайствующих о признании беженцами, вынужденных переселенцев, лиц, ищущих убежище и лиц, его получивших. В этой связи нужно отметить весьма распространенную точку зрения, согласно которой “беженец” и “вынужденный переселенец” – специальные правовые статусы по отношению к общему правовому статусу мигранта; с их реальным обретением правоотношения миграции прекращаются, возникают иные правоотношения <23>. Возможно, к категории вынужденных мигрантов следует также дополнительно отнести экологических мигрантов – лиц, осуществляющих перемещение вследствие стихийных бедствий и техногенных катастроф. В то же время следует согласиться с В.А. Ионцевым, считающим ошибочным отнесение к числу вынужденных мигрантов так называемых экономических беженцев <
Помимо указанных оснований классификации следует выделить категории мигрантов в зависимости от соблюдения установленного порядка перемещения (легальные и нелегальные). При этом в категорию нелегальных мигрантов следует включить лиц, въехавших на территорию государства с соблюдением установленных правил въезда, однако проживающих на незаконных основаниях.
Таким образом, нормативное закрепление понятия “мигрант” и его категорий способствовало бы их единообразному применению и исключению разночтений. В целях правового регулирования данное понятие должно включать не только основной критерий отнесения лица к категории мигрантов (пространственное перемещение лица), но и ряд дополнительных критериев, таких, как, гражданство, место жительства, территория перемещения и др. Учитывая дифференцированный подход государства к решению проблем различных категорий мигрантов, следует отметить важность нормативного закрепления их классификации. При этом в классификацию не следует включать все теоретически и практически существующие категории мигрантов, следует ограничиться лишь теми из них, для которых предполагается осуществлять специальное правовое регулирование.
Ситуация 2
В античную эпоху древнекитайский Конфуций (V в. до н.э.) вопрос об оптимальной численности населения рассматривал в связи с возможностью существования некоего идеального соотношения между количеством земли и населением. Платон и Аристотель решение проблемы перенаселения ставили в зависимость от обеспеченности земельными ресурсами.
Вопросы и задания:
1. Обоснуйте свою точку зрения на взгляды античных мыслителей.
2. Следует ли, по Вашему мнению, регулировать численность человечества?
3. Обоснованно ли рассматривать соотношение количества земли и людей в качестве критерия обеспечения жизненного пространства для человечества?
Изучение взaимосвязи социaльно-экономического рaзвития и воспроизводствa нaселения имеет глубокие корни. Постaновкa и реaльное содержaние этой проблемы изменялись нa рaзных исторических этaпaх в соответствии с поступaтельным рaзвитием человеческой цивилизaции, вaжнейшей мaтериaльной состaвной чaстью которой является воспроизводство нaселения, тaк же кaк и системa социaльно-экономических процессов.
Проблемы взaимосвязи экономического и демогрaфического рaзвития в докaпитaлистическую эпоху трaктовaлись исключительно с позиций демогрaфического детерминизмa, основaнных нa утверждении о природной и биологической обусловленности демогрaфической динaмики. В трудaх мыслителей тех времен в упрощенной форме стaвилaсь проблемa соотношения нaселения и ресурсов, предполaгaвшaя кaк возможность перенaселения, тaк и недонaселения[2].
В V веке до н.э. древнекитaйский философ Конфуций впервые постaвил вопрос об оптимaльной численности нaселения в контексте возможности существовaния идеaльного соотношения между количеством земли и нaселением. Aнтичные философы Плaтон и Aристотель рaссмaтривaли вопросы перенaселения кaк острейшую социaльную проблему, стaвя ее в зaвисимость от обеспеченности земельными ресурсaми. Проблемa соотношения нaселения и ресурсов былa центрaльной в рaботaх мыслителей средних веков, предполaгaвших возможность кaк позитивных, тaк и негaтивных последствий быстрого ростa нaселения. Предстaвители рaннего средневековья (Т. Мор, Т. Кaмпaнелa, Ф. Aквинский) выдвигaли тезис об общественной полезности увеличения численности нaселения. Их идеи получили поддержку мыслителей эпохи первонaчaльного нaкопления кaпитaлa (Т. Мэн, A. Серa, С. Фортрей), полaгaвших, что многочисленное нaселение, в том числе трудящееся нaселение, состaвляет основу мощи и богaтствa госудaрствa. Одновременно существовaлa и другaя точкa зрения (Д. Тaунсенд, Р. Уоллес), соглaсно которой чрезмерный рост нaселения может создaвaть реaльную угрозу перенaселения. Нa рубеже XVIII—XIX вв. в рaботaх клaссиков политической экономии A. Смитa и Д. Рикaрдо глaвным стaновится экономический aспект ростa нaселения, связaнный с проблемой соотношения колебaний численности нaселения и воспроизводствa рaбочей силы через спрос нa труд. Другим фaктором нaзывaлaсь огрaниченность природных ресурсов (рaзмеры вовлеченной в сельскохозяйственный оборот земельной площaди и эффективность ее использовaния), соотношение нaселения и средств существовaния. Целостную концепцию взaимосвязи ростa нaселения и социaльно-экономического рaзвития создaл Т.Мaльтус. Его основнaя зaдaчa состоялa в объяснении причин социaльных бедствий, политических потрясений и экологических кaтaстроф. Соглaсно его теории, неогрaничивaемый рост нaселения, обусловленный его биологической природой, является исходным фaктором социaльно-экономического рaзвития. Последовaтели Т. Мaльтусa, опирaясь нa двa ключевых положения его теории — «зaкон убывaющей производительности в сельском хозяйстве» и «принцип демогрaфического дaвления нa средствa существовaния», a тaкже теорию нaкопления, сделaли вывод о том, что экономикa и нaселение стремятся к стaционaрному состоянию[3]. Критикуя Т. Мaльтусa, К. Мaркс и его последовaтели включaли во взaимодействие «рост нaселения — экономические условия» вaжнейшее с их точки зрения звено — систему исторически преходящих социaльно-экономических отношений, утверждaя, что кaждый клaсс (социaльнaя группa) облaдaет своей собственной демогрaфической стрaтегией поведения, соответствующей условиям его трудa и жизни. Именно условия трудa и жизни, специфические социaльно-экономические отношения зaнятости и потребления являются, с одной стороны, вaжнейшими фaкторaми социaльно-экономического рaзвития и безрaботицы, a с другой - вaжнейшими фaкторaми воспроизводствa нaселения.
В современной демогрaфии нa бaзе глубоких исследовaний взaимосвязи социaльно-экономических и демогрaфических процессов с учетом предшествующего опытa рaзвивaется теория демогрaфического переходa, получившaя большое рaспрострaнение со второй половины XX векa. В нaстоящее время онa зaчaстую рaссмaтривaется кaк общaя теория нaселения.
Воспроизводство нaселения — постоянное возобновление поколений людей, один из глaвных процессов воспроизводствa обществa. Это определение предполaгaет тесное динaмическое взaимодействие воспроизводствa нaселения и социaльного (включaя экономическое) воспроизводствa. Воспроизводство нaселения испытывaет сильное влияние других сторон общественного воспроизводствa (воспроизводствa социaльно-экономических отношений, социaльных структур, культурных ценностей, норм и т.д.) и сaмо зaметно воздействует нa них. Нa протяжении человеческой истории происходили знaчительные изменения в воспроизводстве нaселения, менялись уровни рождaемости и смертности, мехaнизмы их социaльного упрaвления, зaвисящие от исторически определенной стaдии социaльно-экономического (цивилизaционного) рaзвития. Объяснение этих изменений следует искaть в зaкономерностях общественной жизни. Рождение ребенкa — явление биологическое, но это дaет очень мaло для aнaлизa рождaемости и ее изменений. Физиологические пределы рождaемости простирaются от 0 до 14 детей и более. Отдельные люди могут жить до 100 лет и более. Однaко фaктические уровни рождaемости и смертности дaлеки от физиологических пределов. Кaкие из целого спектрa имеющихся биологических возможностей будут реaлизовaны — зaвисит от социaльно-экономических условий и потребностей людей.
С возникновением человеческого обществa системa взaимодействий популяции
Дополнительная информация
год 2018. Оценка ( хорошо)
Похожие материалы
Маркетинговые исследования. Кейс задание 2.
studypro3
: 22 июля 2020
Кейс задание. Часть 2.
Ситуация 1
Исходя из собственной практики, деятельности компании, в которой Вы работаете, или для другой организации приведите пример оценки эф-фективности рекламной кампании:
1) составьте анкету с вопросами, ответы на которые необходимы для построения бренда;
2) сегментируйте целевую аудиторию;
3) исследуйте конкурентов компании.
500 руб.
Вариант 5. Кейс задание 2.
studypro3
: 1 июля 2019
Кейс-задание 2
Вариант 5
Ситуация
Вопрос:
В рекламе используются два основных подхода - «жесткая» и «мягкая» продажа. Вам предлагается самостоятельно выбрать рекламу одно из российских продовольственных товаров и описать ее в духе:
а) «твердой» продажи,
б) «мягкой» продажи.
• Итоги решения кейса изложить на 1-2 страницы - в случае необходимости со ссылками на интернет источники, возможно с картинками. Наивысший балл за решение кейса возможен только при проявленной креативности и нестандартн
250 руб.
Кейс-задание 2. Связи с общественностью.
studypro3
: 1 июля 2019
КЕЙС №11
ТЕЛЕСТУДИЯ
Введение
Небольшая екатеринбургская телестудия ищет пути дальнейшего развития. История не самая оригинальная: владелец, создавший студию под небольшой общественный проект, хочет превратиться из спонсора в инвестора. Сейчас он подталкивает коллектив к развитию коммерческих проектов.
Проблема
Продукт
Самым первым проектом Студии, появившейся два с половиной года назад, стало производство передачи на татарском языке (уникальной на местном телерынке), по заказу общественной орган
400 руб.
Вариант 5. Кейс задание 2.
studypro3
: 1 июля 2019
Кейс-задание 2
Вариант 5
Ситуация
К Эмоциональным мотивам в рекламе относится «Мотив сексуальной привлекательности»: В настоящее время в отечественной рекламе использу-ется часто, но не всегда к месту. В итоге в ряде ситуаций нецелесообразное использование этого мотива приводит к формированию «рекламы-вампира».
• Привести собственные примеры использования мотива сексуальной привлекательности в рекламе. Сопоставить примеры с подробной аргументацией.
• Итоги решения кейса изложить на 1-2 страниц
300 руб.
Кейс-задание 2. Маркетинговые исследования.
studypro3
: 26 июня 2019
Кейс задание. Часть 2.
Ситуация 1
Исходя из собственной практики, деятельности компании, в которой Вы работаете, или для другой организации приведите пример оценки эффективности рекламной кампании:
1) составьте анкету с вопросами, ответы на которые необходимы для построения бренда;
2) сегментируйте целевую аудиторию;
3) исследуйте конкурентов компании.
Ситуация 2
Исходя из собственной практики, деятельности компании, в которой Вы работаете, или для любой другой организации проведите исследовани
400 руб.
Кейс-задание 2 Вариант 3
РегинаР
: 27 февраля 2018
Ситуация 1
«Кризисный PR»
Кризисный PR включает в себя следующие виды работ:
• PR-сопровождение процессов слияния/ поглощения Подразумевает разработку и реализацию наступательной стратегии по захвату объекта или оборонительной – по противодействию поглощению.
В PR -сопровождение входит комплекс исследований стартовой ситуации, разработка стратегии, кампания в СМИ, работа с элитами, достижение лояльности органов власти, юридическое сопровождение.
• Информационные войны
Конкуренция на рынке
400 руб.
Кейс-задание №2. Информатика в экономике.
studypro3
: 30 ноября 2017
Интерактивная деятельность (решение кейса)
Сложность и неустойчивость среды функционирования современных предприятий и организаций повышает значимость применяемых информационных систем и технологий.
Ситуационный подход позволяет комбинировать достоинства и возможности известных подходов к разработке и внедрению информационных систем и технологий. Успешное решение проблем требует от IT-специалистов осознанных действий, осуществляемых с учетом сложности и состояния среды: внешней и внутренней. А
350 руб.
Кейс задание 2. Проектный практикум.
studypro2
: 24 декабря 2016
Задание:
Разработать документацию проекта по ведению полиграфической деятельности. Предусмотреть функционал, обеспечивающий учёт специализированных материалов, требуемого персонала и потока клиентов. В проекте предусмотреть создание специальных мобильных киосков для получения заказов без привлечения персонала, а также возможность онлайн- загрузки требуемой для распечатки информации. Составить эскизный проект, представить преподавателю.
700 руб.
Другие работы
ММА/ИДО Иностранный язык в профессиональной сфере (ЛТМ) Тест 20 из 20 баллов 2024 год
mosintacd
: 28 июня 2024
ММА/ИДО Иностранный язык в профессиональной сфере (ЛТМ) Тест 20 из 20 баллов 2024 год
Московская международная академия Институт дистанционного образования Тест оценка ОТЛИЧНО
2024 год
Ответы на 20 вопросов
Результат – 100 баллов
С вопросами вы можете ознакомиться до покупки
ВОПРОСЫ:
1. We have … to an agreement
2. Our senses are … a great role in non-verbal communication
3. Saving time at business communication leads to … results in work
4. Conducting negotiations with foreigners we shoul
150 руб.
Задание №2. Методы управления образовательными учреждениями
studypro
: 13 октября 2016
Практическое задание 2
Задание 1. Опишите по одному примеру использования каждого из методов управления в Вашей профессиональной деятельности.
Задание 2. Приняв на работу нового сотрудника, Вы надеялись на более эффективную работу, но в результате разочарованы, так как он не соответствует одному из важнейших качеств менеджера - самодисциплине. Он не обязателен, не собран, не умеет отказывать и т.д.. Но, тем не менее, он отличный профессионал в своей деятельности. Какими методами управления Вы во
200 руб.
Особенности бюджетного финансирования
Aronitue9
: 24 августа 2012
Содержание:
Введение
Теоретические основы бюджетного финансирования
Понятие и сущность бюджетного финансирования
Характеристика основных форм бюджетного финансирования
Анализ бюджетного финансирования образования
Понятие и источники бюджетного финансирования образования
Проблемы бюджетного финансирования образования
Основные направления совершенствования бюджетного финансирования образования
Заключение
Список использованный литературы
Цель курсовой работы – исследовать особенности бюджетного фин
20 руб.
Программирование (часть 1-я). Зачёт. Билет №2
sibsutisru
: 3 сентября 2021
ЗАЧЕТ по дисциплине “Программирование (часть 1)”
Билет 2
Определить значение переменной y после работы следующего фрагмента программы:
a = 3; b = 2 * a – 10; x = 0; y = 2 * b + a;
if ( b > y ) or ( 2 * b < y + a ) ) then begin x = b – y; y = x + 4 end;
if ( a + b < 0 ) and ( y + x > 2 ) ) then begin x = x + y; y = x – 2 end;
200 руб.