Психология межгрупповых отношений: границы группы, чувство "мы", групповой фаворитизм

Этот материал можно скачать бесплатно

Состав работы

material.view.file_icon
material.view.file_icon bestref-149339.doc
Работа представляет собой zip архив с файлами (распаковать онлайн), которые открываются в программах:
  • Microsoft Word

Описание

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Межгрупповые отношения

1.1 Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений

1.2 Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции

1.3 Границы группы

1.4 Эффект «мы-они»

1.5 Групповой фаворитизм
ГЛАВА 2. Исследование группового фаворитизма
2. 1 Организация исследования

2.2 Результаты исследования

Заключение

Литература

Приложение 1

Приложение 2

Ведение



Актуальность выбранной темы обусловлена современной социально-экономической ситуацией в мире, а также интересом мировой научной общественности к проблеме межгрупповых отношений. Психология межгрупповых отношений является одним из наиболее молодых и быстро развивающихся направлений в социальной психологии. Постановка проблемы межгрупповых отношений как социально-психологической имеет исключительное значение для теории и методологии. Но в социальной психологии недооценивается проблематика межгрупповых отношений. В современных условиях деятельность групп активизируется во многих сферах общественной жизни. До сих пор существует острая дискуссия относительно объяснения феномена «сдвига риска». Она затрагивает весьма важные и более общие вопросы о том, может ли группа быть рассмотрена как нечто, стоящее над индивидами, можно ли вообще прогнозировать какой-либо продукт групповой деятельности на основе знания индивидуальных вкладов в него. Целесообразность исследования групп очевидна, т.к. они являются удобной моделью изучения процессов внушаемости, конформности, срабатываемости, общения и т.д. за определенный промежуток времени.
Объектом данного исследования является студенческая группа

Предметом исследования является феномен группового фаворитизма.

Целью исследования является эмпирическое исследование группового фаворитизма на примере студенческой группы.

Гипотеза 1. Проявление феномена группового фаворитизма зависит от уровня социально-психологического развития группы.

Гипотеза 2. В высокоразвитых группах феномен группового фаворитизма отсутствует.

Задачи исследования:

1. провести исследование социально-психологического развития группы;

2. установить уровень социально-психологического развития группы;

3. провести исследование выявляющее наличие феномена группового фаворитизма.

Взаимодействие групповых субъектов является итогом эволюционного развития различных уровней организации общества. Их соответствующая роль и влияние сохраняются в скрытой или очевидной форме в любом акте взаимодействия. Взаимоотношения социальных групп, формирующиеся в социальной системе, стали тем моментом, который концентрирует в себе все основные проблемы социальных наук и позволяет в будущем говорить о новой модели социальной стороны психики человека.

ЧАСТЬ 1. Межгрупповые отношения



1.1 Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений

Отличительной особенностью постановки проблемы межгрупповых отношений в западной социальной психологии является сочетание многообразия теоретических подходов с неизменностью тех реальных феноменов общественной жизни, которые эти подходы старались объяснить. Прежде всего, это феномен внешне-групповой враждебности. Все западные социальные психологи подчёркивают её универсальность и неизбежность в межгрупповом взаимодействии.

Отличительной особенностью межгрупповых отношений является субъективность, пристальность межгруппового восприятия и оценивания, которая проявляется в таких феноменах, как стереотипы и предрассудки (Д. Манере, 1997).

Одним из первых ученых, обративших внимание на психологические закономерности отношении между группами, был У. Самнер, описавший в опубликованной в 1906 г работе «Народные обычаи» феномен этноцентризма. Этноцентризм проявляется в чувстве превосходства своей этнической и культурной группы и одновременной неприязни, враждебности по отношению к другим.

У. Самнер рассматривал этноцентризм как универсальным механизм взаимодействия между этническими группами, в соответствии с которым проявление негативизма и враждебности по отношению к другим этносам является необходимым условием поддержания внутригруппового единства в рамках собственного этноса. [10].

Исследования, посвященные психологии межгрупповых отношении, можно условно объединить в рамках основных подходов. Так, уже в поздних работах 3. Фрейда излагается система взглядов на природу и функции межгрупповой враждебности.

Внешнегрупповая враждебность и агрессивность, как способ разрешения внутриличностных конфликтов и фрустраций, используется в качестве объяснительной схемы в целом ряде исследований: авторитарной или этноцентрической личности (Т. Адорно, 1950), генерализации агрессии, возникающей в результате фрустрируюшего воздействия на личность (Л. Берковитц, 1972), роли этнических стереотипов в регуляции отношений между представителями различных этносов и рас (Г. Олпорт, 1954, Т. Петтигрю, 1958, Л. Берковитц, 1962).
Психология межгрупповых отношений внутри организации
Содержание Введение Глава I. Теоретический анализ основных психологических подходов по проблеме исследования межгрупповых отношений внутри организации 1.1 Исторический аспект изучения проблемы психологии межгрупповых отношений 1.2 Процесс формирования и развития группы внутри организации 1.3 Характеристика и типы организационных структур 1.4 Межгрупповые конфликты внутри организации Выводы по I главе Глава II. Эмпирическое исследование психологии межгрупповых отношений внутри организации
User alfFRED : 12 октября 2013
Психология межгрупповых и межэтнических отношений.
Кейс-задание Вариант 3 Проанализируйте следующую ситуацию: В вашем учреждении есть работа, которую вы хотели бы выполнять. Но вам поручают другую, менее интересную работу. Какой из следующих вариантов вы изберете: а) продолжите работу над тем, что вам поручают, надеясь, что ваша преданность делу будет вознаграждена; б) пожалуетесь сотрудникам, что теряете время; в) напишите письмо вышестоящему руководству; г) скажете непосредственному руководителю, что хотите делать дру-гую, интересующую вас
User studypro3 : 5 января 2020
300 руб.
Чувства и эмоции человека
Оглавление Введение 1. Понятие и характеристика эмоций и чувств человека 2. Классификация чувств и эмоций Заключение Тестовое задание Список использованной литературы Введение Актуальность и значимость данной работы заключается в том, что в эмоциональных психических явлениях совершается и выражается переживание человеком своего отношения к окружающему. Чувства и эмоции - основные разновидности этих явлений. Положительные переживания отношения к какому-то объекту или притягивают его
User alfFRED : 16 октября 2013
10 руб.
Социальные чувства и просоциальное поведение.
Содержание Введение ……………………………………………………………………..3 1. Социальные чувства. Общее представление о чувствах ………………4 2. Классификация чувств……………………………………………………..6 3. Просоциальное поведение ……………..……………………………...…..8 4. Влияние ситуационных переменных на просоциальное поведение…..11 5. Просоциальное поведение и альтруизм…………………………………13 Заключение……………………..………………………………………….14 Список использованной литературы...........………………………………15
User Yekaterina : 10 июня 2017
120 руб.
«Психология» Тема: «Эмоции и чувства»
Оглавление Введение 3 1 Понятие об эмоциях и чувствах. 4 2 Физиологические механизмы эмоций и чувств. 5 3 Выражение эмоций и чувств. 6 4 Функции чувств и эмоций. 7 5 Формы переживания эмоций и чувств 8 6 Основные классификации эмоций 10 Список использованной литературы 12
User татьяна89 : 2 мая 2015
60 руб.
Реферат по психологии "Эмоции и чувства"
1.Эмоции и чувства, их социальные функции 2.Закономерности эмоций и чувств 3.Индивидуальные особенности эмоций и чувств личности 4.
User nastenakosenkovmailru : 29 декабря 2015
25 руб.
Интеллектуальные, эстетические и нравственные чувства
СОДЕРЖАНИЕ Введение Чувства Интеллектуальные чувства Эстетические чувства Нравственные чувства Взаимосвязь, взаимодействие и взаимозависимость сложных чувств Заключение Библиография Комментарии ВВЕДЕНИЕ Знания о психике человека накапливались в течение тысячелетий. На протяжении истории человеческого общества люди прошли огромный путь в развитии психических свойств, явлений и способностей. Тысячелетия общественной истории дали в этом отношении гораздо больше, чем сотни миллионов лет б
User Qiwir : 18 октября 2013
Эмоции и чувства. 8-й вариант
Реферат по психологии на тему "Эмоции и чувства" Содержание Введение 3 1. Понятие об эмоциях и чувствах 4 2. Основные функции чувств и эмоций 6 3. Основные качества эмоций и чувств 8 4. Физиологические основы чувств и эмоций 10 4. Эмоциональные особенности личности 12 Заключение 16 Список литературы 17
User repetekay : 25 марта 2015
190 руб.
Физика (часть 2). лабораторная работа определение длины электромагнитной волны методом дифракции фраунгофера . подходит для всех вариантов
Цель работы Исследовать явление дифракции электромагнитных волн. С помощью дифракционной решетки проходящего света измерить длины электромагнитных волн видимого диапазона Задание Выбрать линзу “Л2”, задав фокусное расстояние L от 25 до 35 см. Получить интерференционную картину на экране. Установить красный светофильтр. Измерить расстояние l1 от середины максимума первого порядка до середины центрального максимума по шкале экрана. Записать полученное значение в отчет по лабораторной работе. Повт
User Ирина36 : 19 сентября 2022
100 руб.
Контрольная работа по дисциплине "Языки программирования" Контрольная работа «Разработка динамических страниц на ЯП Python»
Контрольная работа «Разработка динамических страниц на ЯП Python» Цель работы: создание динамических страниц на языке высокого уровня Python при помощи CGI-скриптов. CGI-скрипты – это исполняемые файлы, которые выполняются веб-сервером, когда в URL запрашивается соответствующий скрипт. Методика выполнения работы включает следующие этапы: 1. Настройка локального сервера. 2. Написание и отладка CGI-скриптов. 3. Написание и отладка CGI-скриптов: получение данных. Комментарии: Зачет без замечаний
User Baltika : 23 ноября 2024
250 руб.
Гидравлика Задача 3.350
Прямоугольный вертикальный щит, перегораживающий канал шириной b = 4 м, находится в пазах. Вес щита G = 4,9 кН, коэффициент трения в пазах f = 0,5. Определить усилие Т, необходимое для поднятия щита, если глубина воды h1 = 3 м и h2 = 1 м
User Z24 : 22 ноября 2025
200 руб.
Гидравлика Задача 3.350
Решение задач динамического программирования
Динамическое программирование. Задача динамического программирования. Общая структура динамического программирования. Решение задач в динамическом программирование. Основная идея и особенности вычислительного метода динамического программирования.
User GnobYTEL : 29 января 2012
20 руб.
up Наверх