Изменения текста при пересказе по цепочке (экспериментальное исследование)
Состав работы
|
|
Работа представляет собой файл, который можно открыть в программе:
- Microsoft Word
Описание
Ольга Ермишкина, Санкт-Петербургский государственный университет
В речевой деятельности человек достаточно часто прибегает к воспроизведению текстов, которые были услышаны им когда-то ранее. Потребность повторить чужой текст возникает по самым разным причинам, однако можно говорить по крайней мере о двух типичных ситуациях, когда это происходит: 1) необходимость сообщить собеседнику какую-либо информацию, имеющую практическую ценность, и 2) желание оказать определенное эмоциональное воздействие на собеседника, заставить его испытать то же, что перед этим испытал сам говорящий.
При воспроизведении текстов поведение говорящего определяется действием двух противоположных тенденций: стремления к надежности (точности воспроизведения) и стремления к экономии ресурсов. Последнее связано с определенными ограничениями возможностей человека, таких как ограничение на скорость обработки информации и объем оперативной памяти. Дословное воспроизведение текстов не является невозможным, но требует достаточно больших усилий. В абсолютном большинстве ситуаций такая задача и не стоит перед носителем языка. Если бы это было так, то действия человека при воспроизведении можно было бы уподобить работе звукозаписывающего устройства, успешность воспроизведения которого определяется степенью соответствия оригиналу (идеальна ситуация - полное соответствие), а все несоответствия трактуются как результат плохой работы систем устройства.
Однако вполне очевидно, что человек действует совсем не так. Воспроизведение текста, по сути, состоит из двух процессов, которые различны по своим целевым установкам: процесса восприятия одного текста и процесса порождения другого текста, который сам говорящий воспринимает как некий эквивалент первого. Сюда стоит также добавить процессы, которые гипотетически могут происходить между моментом восприятия и моментом пересказа, причем эти два момента могут быть сильно разнесены во времени.
При восприятии какого бы то ни было текста человек, как правило, не планирует и не учитывает того, что когда-нибудь может возникнуть потребность его воспроизводить. Деятельность, направленная именно на пересказ, начинается в тот момент, когда такая потребность появляется, то есть, возможно, намного позже. Иначе говоря, механизмы восприятия того текста, который человек в дальнейшем будет пересказывать, ничем не отличаются от механизмов восприятия любого другого текста. Способность к пересказу позволяет носителю воспроизвести любой текст из всех тех, которые когда-либо были им услышаны (хотя здесь стоит учитывать то, что при восприятии происходит какой-то отбор, и часть текстов просто не запоминается).
В речевой деятельности человек достаточно часто прибегает к воспроизведению текстов, которые были услышаны им когда-то ранее. Потребность повторить чужой текст возникает по самым разным причинам, однако можно говорить по крайней мере о двух типичных ситуациях, когда это происходит: 1) необходимость сообщить собеседнику какую-либо информацию, имеющую практическую ценность, и 2) желание оказать определенное эмоциональное воздействие на собеседника, заставить его испытать то же, что перед этим испытал сам говорящий.
При воспроизведении текстов поведение говорящего определяется действием двух противоположных тенденций: стремления к надежности (точности воспроизведения) и стремления к экономии ресурсов. Последнее связано с определенными ограничениями возможностей человека, таких как ограничение на скорость обработки информации и объем оперативной памяти. Дословное воспроизведение текстов не является невозможным, но требует достаточно больших усилий. В абсолютном большинстве ситуаций такая задача и не стоит перед носителем языка. Если бы это было так, то действия человека при воспроизведении можно было бы уподобить работе звукозаписывающего устройства, успешность воспроизведения которого определяется степенью соответствия оригиналу (идеальна ситуация - полное соответствие), а все несоответствия трактуются как результат плохой работы систем устройства.
Однако вполне очевидно, что человек действует совсем не так. Воспроизведение текста, по сути, состоит из двух процессов, которые различны по своим целевым установкам: процесса восприятия одного текста и процесса порождения другого текста, который сам говорящий воспринимает как некий эквивалент первого. Сюда стоит также добавить процессы, которые гипотетически могут происходить между моментом восприятия и моментом пересказа, причем эти два момента могут быть сильно разнесены во времени.
При восприятии какого бы то ни было текста человек, как правило, не планирует и не учитывает того, что когда-нибудь может возникнуть потребность его воспроизводить. Деятельность, направленная именно на пересказ, начинается в тот момент, когда такая потребность появляется, то есть, возможно, намного позже. Иначе говоря, механизмы восприятия того текста, который человек в дальнейшем будет пересказывать, ничем не отличаются от механизмов восприятия любого другого текста. Способность к пересказу позволяет носителю воспроизвести любой текст из всех тех, которые когда-либо были им услышаны (хотя здесь стоит учитывать то, что при восприятии происходит какой-то отбор, и часть текстов просто не запоминается).
Похожие материалы
Экспериментальное исследование памяти
ocherchen
: 26 марта 2015
Введение……………………………………………………………..……………3
Глава 1. Исследование памяти в отечественной психологии……………….....6
1.1. Сущность памяти как познавательного процесса………………………….6
1.2. Методы экспериментальных исследований памяти в отечественной психологии…..............................................................................................……...13
Глава 2. Изучение памяти в зарубежной психологии…….……………….…..24
2.1. Экспериментальные исследования памяти в зарубежной психологии ..24
2.2. Сравните
1300 руб.
Экспериментальное исследование сварочных процессов
Elfa254
: 13 февраля 2014
Содержание
Введение
1. Характеристика свойств свариваемого металла
1.1 Основные параметры и константы свариваемого металла
1.2 Структура и свойства свариваемого металла
1.3 Оценка свариваемости металла
2. Исследование процессов взаимодействия между металлом, газом и шлаком
2.1 Характеристика защиты металла от взаимодействия с окружающей средой
2.2 Описание металлургических процессов
2.3 Термодинамическое исследование металлургического процесса
3. Расчёт тепловых процессов
3.1 Выбор расчётной схе
5 руб.
Типология характеров и их экспериментальное исследование
Elfa254
: 19 октября 2013
Введение
Определение термина «характер».
Под термином «характер» по общепринятой позиции в психологии понимается сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных воздействий и воспитания определенный стиль отношений и поведения человека. Характер того или иного человека выражает определенный склад его потребностей и интересов, стремлений и целей, чувств и воли, проявляющихся в избирательности его действительности и поведения, в отношениях и манерах поведения [1,2].
В характере различают след
5 руб.
Теоретические и экспериментальные исследования личности
alfFRED
: 14 октября 2013
Содержание
Введение
1. Определение «Личность»
2. Теории и концепции личности
3. Структура личности
4. Типология личности
5. Я-концепция
6. Самооценка
Заключение
Введение
Личность — одна из базовых категорий психологической науки.
Для того чтобы понять, что такое личность, и выделить основные свойства, позволяющие описать психический склад личности, рассмотрим это понятие в ряду «индивид - субъект деятельности – личность индивидуальность» в предложенной Б. Г. Ананьевым классической тет
Экспериментальное исследование эмоций у детей
Qiwir
: 14 октября 2013
1.1 .Организация исследования и методы изучения эмоциональной сферы у детей
Исследование детей с умеренной умственной отсталостью проводилось в МОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школе № 23 ".
В 2007-2008 учебном году в школе обучается 161 ребенок, функционирует 16 классов, из них 3 класса для детей с умеренной умственной отсталостью, 12 групп продленного дня. В нашем исследовании участвовало 19 детей (от 8 до 11 лет), средний возраст которых 9,25 лет. Из них 10 девочек и 9 м
Экспериментальные исследования восприятия рекламы
evelin
: 14 октября 2013
Одним из широко распространенных экспериментальных методов оценки рекламной продукции с точки зрения эмоционального отношения к ней потребителей является метод семантического дифференциала Ч.Осгуда и его многочисленные модификации. Термин психосемантика используется для обозначения области научного познания, возникшей на стыке психолингвистики, психологии восприятия и исследований индивидуального сознания. В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призму
5 руб.
Экспериментальное исследование восприятия рекламы
Qiwir
: 14 октября 2013
Одним из широко распространенных экспериментальных методов оценки рекламной продукции с точки зрения эмоционального отношения к ней потребителей является метод семантического дифференциала Ч. Осгуда и его многочисленные модификации. Термин психосемантика используется для обозначения области научного познания, возникшей на стыке психолингвистики, психологии восприятия и исследований индивидуального сознания. В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальной системы значений, через призм
Разработка и экспериментальное исследование WEB – метеостанции
f-akho
: 26 февраля 2024
Разработка и проектирование интернет вещей. Лабораторная работа 2.Разработка WEB – метеостанции
Цель работы:
Разработка и экспериментальное исследование WEB – метеостанции, измеряющей влажность и температуру окружающего воздуха и передающую их значения в сеть Internet. Изучение датчика влажности и температуры DHT11, способы подключения его к WiFi модулю ESP8266.
Задание к работе:
1. Разработать программу для WiFi модуля ESP8266, измеряющую влажность и температуру и передающую их значения на WE
400 руб.
Другие работы
Вентиль - МЧ.09.00.00 СБ
.Инженер.
: 10 июля 2025
МЧ.09.00.00 СБ - Вентиль. Деталирование. Сборочный чертеж. Модели.
Вентиль предназначен для регулирования подачи жидкости или газа высокого давления по трубопроводу. На чертеже вентиль изображен в закрытом положении. Трубопроводы с помощью накидных гаек и шаровых ниппелей присоединяются к съемным штуцерам 2, имеющим резьбу М20х1,5. Чтобы открыть вентиль, следует повернуть маховик 6 со шпинделем 3, скрепленные между собой на квадрате шайбой 11 и гайкой 9. При вращении шпинделя 3 открывается клап
600 руб.
Лабораторная работа №2 по дисциплине: Сетевые базы данных. Вариант 5
xtrail
: 22 июля 2024
Тема 1: Создание таблиц. Последовательности
Тема 2: Вставка, изменение и удаление данных из таблиц. Транзакции.
Тема 3: Блоки PL/SQL. Типы данных и операторы языка PL/SQL.
Тема 4: Вывод данных. Обработка исключительных ситуаций.
Тема 5: Работа с базами данных в программах PL/SQL. Курсоры.
Задание на лабораторную работу
1. Создать таблицу для хранения данных о странах Европы. Таблица должна содержать поле для уникального номера, названия страны, численности населения.
2. Напишите команды для
350 руб.
Курсовая работа по дисциплине: Современные технологии в программировании (часть 2) Вариант №5
zzzzzzz
: 8 января 2020
Вариант No5
Тема работы: «Калькулятор комплексных чисел»
Цель
Сформировать практические навыки:
1) проектирования программ в технологии «абстрактных типов данных» и «объектно-ориентированного программирования» и построения диаграмм UML;
2) реализации абстрактных типов данных с помощью классов C#;
3) использования библиотеки визуальных компонентов VCL для построения интерфейса,
4) тестирования программ.
Задание
Спроектировать и реализовать приложение под Windows в соответствии с вариантом, исп
200 руб.
Кран мульдозавалочный.
DiKey
: 1 апреля 2020
Грфическая часть:
- Кран мульдозавалочный общий вид
- Механизм вращения колонны
- Механизм вращения колонны 2
- Механизм подъема
Компас 16
150 руб.