Все разделы / Психология /


Страницу Назад
Поискать другие аналоги этой работы

(1500 )

Задачи психология. 20 штук.

ID: 181726
Дата закачки: 28 Июня 2017
Продавец: studypro2 (Напишите, если есть вопросы)
    Посмотреть другие работы этого продавца

Тип работы: Задачи
Сдано в учебном заведении: ******* Не известно

Описание:
Задачи к экзамену по Общей психологии (2 семестр)

Задача 1. Определите общую методологическую основу приведенных ниже утверждений. Попробуйте найти в них рациональное зерно и выдвинуть критические аргументы.
• Достаточно сильно надавить глазное яблоко, чтобы «искры посыпались». При хирургическом удалении зрительного нерва больной «видит молнию». Ощущение звука получается и при механическом возбуждении слухового нерва. Значит... в самом органе чувств заложена особая «специфическая энергия», от нее, а не от воздействия внешнего, объективного предмета и зависит содержание ощущения. (По О. О. Яхот)
• Поскольку качество нашего ощущения дает нам весть о свойствах внешнего воздействия, которым вызвано ощущение, — постольку ощущение может считаться знаком... его, но не изображением. Ибо от изображения требуется известное сходство с изображаемым предметом...От знака же не требуется никакого сходства с тем, знаком чего он является. (Г. Гельмгольц)
• И. Мюллер утверждал: «Чувства знакомят нас с состоянием нашего тела при посредстве ощущений, присущих нервам органов чувств; ощущение сообщает нашему сознанию не о качестве или состоянии внешних веществ (вещей), но о качестве, состоянии того или иного чувствующего нерва, вызванном внешними причинами». (По В. П. Петленко)
• Ощущение цвета, звука и т.д. по своему содержанию не что иное, как разряд специфической энергии, дремлющей в нервном волокне. (По М. Г. Ярошевскому)

Задача 2. Что в приведенных отрывках текста является, на ваш взгляд, правильным, что — спорным, что — неверным?
• Все идеи приходят от ощущения или рефлексии. Предположим, что душа есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей. Но откуда получает она весь материал рассуждения и знания? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте основывается все наше знание, от него, в конце концов, оно происходит. Наше наблюдение, направленное или на внешние ощущаемые предметы, или на внутренние действия нашей души, воспринимаемые и рефлектируемые нами самими, доставляют нашему разуму весь материал мышления.
• То, что я знаю без вывода, когда имею переживание, называемое «видением солнца», есть не солнце, а психическое событие во мне. Я не познаю непосредственно столы и стулья, а познаю только определенные действия, которые они производят во мне. Объекты восприятия, которые я считаю «внешними» по отношению ко мне, как, например, окрашенные поверхности, которые я вижу, являются «внешними» только в моем личном пространстве, которое исчезает с моей смертью.
• Все, что мы воспринимаем, говорят неокантианцы, можно воспринимать только через очки сознания. Все, что мы видим, слышим, чувствуем, должно к нам прийти через ощущения, следовательно, через душу. Поэтому мы не можем воспринимать вещи в их чистом, истинном виде, а только так, как они являются нашей субъективности. По Ланге, «ощущения суть материал, из которого создается реальный внешний мир».
Задача 3. Оцените с точки зрения правильности и полноты следующие утверждения.
a) Наши ощущения — чувственный образ отдельных свойств предметов и явлений. .-
b) Восприятие — это совокупность (комбинация) ощущений.
c) Чувствительность представляет собой способность живого организма реагировать на воздействия биологически значимых (биотических) влияний.
d) Ощущения — исходный путь познания, неразложимый его элемент, а органы чувств — единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание.
e) Теория иероглифов исходит из специализации рецепторов к определенным видам раздражителей и отдельных частных фактов, состоящих в том, что одни и те же раздражители, воздействуя на различные органы чувств, могут вызывать разные ощущения
f) Многочисленные исследования показали, что в состав каждого ощущения обязательно входит движение
Задача 4. Объясните, прочитав приведенный текст, можно ли «заместить» чем-либо отсутствие ощущения той или иной модальности. За счет чего О. И. Скороходова «видит» мир?
• Многих зрячих чрезвычайно интересует вопрос: могу ли я представить тот или иной цвет? Некоторые даже спрашивали: нельзя ли с помощью осязания различать цвета?
На оба эти вопроса я отвечаю: «Конечно, нет». Но поскольку я пользуюсь языком зрячих, то о различных цветах и их оттенках говорю теми же словами, какими принято о них говорить. Представлять цвета мне очень хочется, и когда я была помоложе, то часто приставала к своим близким, чтобы они объяснили мне различные цвета. Например, однажды мне сшили хорошее шерстяное платье и сказали, что оно цвета кофе с молоком.
...Конечно, я представила чашку горячего кофе с молоком, представила даже запах и вкус кофе, но только не цвет, — вместо цвета мне представлялось мое платье, которое я очень тщательно ощупывала, хотя знала, что с помощью пальцев я не в состоянии увидеть кофейный цвет.
...Подобная же история повторилась при объяснении абрикосового цвета: в моем воображении возникли нагретые солнцем душистые абрикосы, которые я срываю с веток и тут же съедаю, но это отнюдь не помогло мне в смысле представления цвета абрикосов.
Задача 5. Прокомментируйте приведенные факты. Объясните, от чего зависит индивидуальное восприятие боли.
• В некоторых обществах роды воспринимаются как экстремальное событие: женщину настраивают на ожидание ужасной боли, и она действительно испытывает ее, как если бы роды действительно были ужасной болезнью. В большинстве западных культур женщина воспитана в страхе перед родовыми муками. Этот страх вызывает изменения в мышечном тонусе и способе дыхания, что затрудняет процесс родов и делает его еще болезненнее. В других обществах роды не рассматриваются как событие, которого следует страшиться; женщина занимается своими делами почти до самого момента родов и вновь возвращается к своим обязанностям спустя несколько часов после них.
• В серии опытов, проведенных в начале нашего столетия, И. П. Павлов обнаружил, что собаки, постоянно получавшие пищу сразу после электрического удара тока, который вызывал у собаки сильную реакцию до выработки условного рефлекса, переставали проявлять признаки ощущаемой боли. Вместо этого они сразу же начинали выделять слюну и махать хвостом.
• Во время Второй мировой войны врач Г. К. Бехер, изучавший восприятие боли, заметил, что солдатам, раненным в бою, значительно реже требовался морфин, чем гражданским лицам, выздоравливающим после операции. Бехер писал, что раненый солдат испытывал «облегчение, благодарность судьбе за то, что ему удалось уйти живым с поля боя, даже эйфорию; для гражданских лиц серьезная хирургическая операция — это источник депрессии и пессимизма».
• Если в эксперименте испытуемым давать в качестве обезболивающего средства плацебо — таблетки или инъекции сахара или соли, — у некоторых людей боль действительно уменьшается. Возможно, что определенный способ устранения боли используют бегуны на длинные дистанции или футболисты, которые способны игнорировать или подавлять боль. Точно так же балерины в состоянии триумфально исполнять свою партию на кровоточащих ступнях. (Ф. Блум, А. Лейзерсон,
Л. Хофстедтер)
Задача 6. Из предложенных слов выберите те, которые характеризуют природу ощущений человека.
• Модальность, чувствительность, вторичность, информативность, предметность, идеальность, активность, деятельность, возбуждение, первичность, отражение, раздражимость, психический познавательный процесс, интенсивность, тембровая окраска.
Задача 7. Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.
1.Ощущение как психофизиологический процесс начинается с... а) физического процесса; б) физиологического процесса; в) психического процесса; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
2.К экстерорецептивным ощущениям относят... а) зрительные ощущения; б) ощущения
вибрации; в) органические ощущения; г) ощущения боли; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
3.Основные свойства ощущений — это... а) константность; б) интенсивность; в) предметность; г) обобщенность; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
4.Минимальная величина раздражителя, вызывающая ощущение, называется...
а) верхним абсолютным порогом чувствительности; б) разностным порогом; в) нижним порогом; г) интенсивностью ощущения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
5.В структуру каждого ощущения входит... а) обобщение; б) движение; в) анализ; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
Задача 8. Прочитайте отрывок. Что первично в познавательной деятельности человека: ощущение или восприятие?
• В ходе первичного и повторяющегося всматривания в предмет происходит истолковывание увиденного. Оно основывается на вычленении определенных частей или сегментов предмета, на таком сопоставлении этих частей и элементов, которое позволяет увидеть, «что» является главным и определяющим в предмете. В ходе такого сопоставления частей между собой отдельно или в группе, сопоставления их с целым происходит выяснение соотношений между ними, усмотрение назначения предмета, раскрытие его существенных свойств. При таком рассмотрении некоторые отдельные стороны или качества предмета делаются для нас «ориентирами», которые позволяют лучше всего понять и поэтому по-настоящему увидеть, что такое находится перед нами. (П. М.Якобсон)

Задача 9. У. Найссер использует для обозначения системы анализа сенсорной информации, которым мы руководствуемся в акте восприятия, термин «схема». Каким образом схемы определяют наше восприятие? Выберете правильный ответ.
a) С помощью схем мы сопоставляем поступающую стимуляцию с прошлым опытом и классифицируем ее,
b) Схемы позволяют нам быстро ловить главное в потоке информации,
c) Схемы регулируют скорость переработки информации.
Задача 10. Объясните с точки зрения психологии восприятия следующие факты и ответьте на поставленные в текстах вопросы.
• Однажды И. М. Файгенберг читал лекцию об активности зрительного восприятия преподавателям челюстно-лицевой хирургии мединститутов. В качестве иллюстрации он демонстрировал известный гештальт рисунок Э. Боринга, на котором смотрящий может увидеть либо прелестную молодую женщину, полуотвернувшуюся от зрителя, либо беззубую старуху, уткнувшуюся в меховой воротник. Обычно часть слушателей сразу же видят женщину, часть — старуху. Каково же было его удивление, когда он услышал только «старуха беззубая», «старая бабка». Все увидели только старуху! В первый момент лектор был обескуражен неудачей своего демонстрационного эксперимента, но быстро догадался о причине случившегося. А вы?
Задача 11. Объясните приведенные факты, используя знания психологии восприятия. На какой феномен восприятия указывают эти примеры?
• Поздний вечер. Деревня спит. Стук в темное окно. Хозяин неохотно просыпается: «Кто там?»— «Хозяин, а хозяин...»— «Ну, чего надо?»— «Хозяин, дрова нужны?»— «Какие еще дрова? Не нужны мне никакие дрова!» Проснувшись утром, хозяин обнаруживает, что ночные гости вывезли с его двора поленницу дров. «Мерзавцы, — жалуется он соседу, — спросили, хочу ли я купить дрова, а сами украли мои дрова».
Задача 12. Старинная притча рассказывает о дискуссии шести слепых индийских мудрецов относительно того, что есть слон. Каждый из них предварительно ощупал слона. Один ощупывал его бок и решил, что слон — это что-то вроде огромной стены. Другому достался бивень, после чего он заключил, что слон — это что-то вроде копья. Третий слепой старец, держа в руках хобот слона, сказал, что слон похож на змею. Четвертый, ощупывая ногу, предположил, что слон очень похож на дерево. Пятый мудрец, которому досталось ухо, утверждал, что слон похож на веер, опахало. Шестой, ощупав хвост, считал, что слон — это что-то вроде веревки. Какие проблемы психологии восприятия иллюстрирует эта притча?

Задача 13. Ответьте на «шуточные» вопросы психологии восприятия.
• Что лучше для восприятия — кататься на саночках или саночки возить?

Задача 14. Какое свойство внимания обнаруживается в следующих примерах? Каков, по вашему, его механизм? Возможно ли одновременное протекание в поле внимания двух и более процессов?
• 1.Изумительная трудоспособность [Н. Г. Чернышевского] позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для «Современника», одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод «Всемирной истории» Шлоссера. (Ф. Н.Гоноболин)
• Вот, в Берлине, одна дама показывает фокусы: обеими руками в одно время пишет на разных языках — английском, немецком, французском — разные фразы. Даже так делает: в руки берет по два карандаша, в зубы — пятый и одновременно пишет пять различных слов на пяти языках. (М.Горький)
• 3.Известны феноменальные способности Юлия Цезаря, который, по преданию, мог делать одновременно 7 несвязанных между собою дел. Существует легенда, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям 7 ответственных дипломатических документов.
Задача 15. Обобщите смысл приведенных текстов. Дайте характеристику сущности и функциям внимания в наиболее емком и полном определении.
• 1.Внимание нельзя отнести к самостоятельным познавательным процессам, так как оно не имеет собственного содержания. Внимание не отражает ни свойств предметов, ни связей и отношений между ними... Во внимании проявляется активность личности по отношению к предмету деятельности, проявляется направленность человека, его интересы, желания. (3. М. Панибратцева)
• 2.Внимание — это выделение сознанием воспринимаемых или вспоминаемых объектов с одновременным отвлечением от других; это направленность сознания на определенный объект. Во внимании проявляется избирательность сознания... То, к чему привлечено наше внимание, становится для нас «фигурой», а все остальное — фоном. (К. К. Платонов)
• Благодаря наличию произвольного внимания человек способен активно, избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять задачи, возникшие в деятельности. (А. В. Петровский)
Задача 16. Проанализируйте приведенные фрагменты текста. Выделите факторы, которые обусловливают внимание.
• Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. За вниманием всегда стоят интересы и потребности, установки и направленность личности. Они вызывают изменения отношения к объекту. А изменение отношения к объекту выражается во внимании — (в результате) он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. (С. Л. Рубинштейн)
• Чем сильнее интерес к деятельности, чем больше она нас увлекает, тем устойчивее будет наше внимание. Но оно может быть чрезвычайно устойчивым также и тогда, когда деятельность сама по себе может и не казаться нам интересной, но когда мы считаем ее важной для нас в силу того, что она связана с выполнением наших целей. Тогда мы заставляем себя направлять наше внимание не туда, куда нам хочется, а туда, куда мы считаем нужным. (Я. Ф. Добрынин)
• Приучить себя внимательно работать в самых разнообразных условиях — вот верный путь формирования внимания. Следует научиться произвольно и целеустремленно направлять внимание на определенный объект, не давая себя отвлечь посторонними раздражителями. Развитие устойчивости внимания человека связано с развитием его волевых качеств; потому надо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах быть хозяином своих действий... Лучший же способ стать внимательным — это никогда не позволять себе делать никакой работы невнимательно.(К. К. Платонов)
Задача 17. Объясните механизмы влияния названных ниже факторов на процессы внимания. Какие рекомендации вытекают из этого?
• 1.Внимание зависит от циркадных ритмов: ночью, независимо от степени усталости человека, внимание более рассеянно, чем днем. Установлено, что в ночную смену люди работают менее эффективно, даже если они спят положенное число часов днем. Большинство несчастных случаев и ошибок на рабочем месте происходит ночью. У человека, которого оперируют ночью, меньше шансов выжить. Исследования, проводимые на авиалиниях, показали: в ночное время пилоты действуют менее точно в связи с замедлением реакции, которое появляется в результате нарушения циркадных ритмов.
• 2.Стресс, усталость, алкоголь, кофеин, табак, снотворное и лекарства, вызывающие сонливость, притупляют внимание, снижают память, замедляют реакцию, уменьшают способность к суждению. Люди, утверждающие, что они не могут сосредоточиться без кофе или сигареты, являются жертвами стереотипа, которого долго придерживались.
• 3.Эмоции могут поддерживать внимание, но могут и мешать его концентрации. Известен случай, когда человек, узнавший об огромном выигрыше в лотерею, в крайне радостном возбуждении выехал на красный свет и погиб в результате аварии.
• 4.Пожилым людям трудно делать несколько дел одновременно с прежней эффективностью. Монтень в старости любил говорить: «Когда я танцую, я танцую; когда я сплю, я сплю».
Задача 18. Проанализируйте приведенный текст. Верно ли наблюдение дрессировщика, описанного Ч. Дарвином? Есть ли связь между способностями и вниманием у человека?
• Воспитатель обезьян, — говорит Дарвин, — покупавший их в зоологическом обществе по пятидесяти рублей за экземпляр, предлагал двойную плату за право удерживать обезьян в течение нескольких дней у себя, чтобы сделать из них выбор. Когда его спросили, каким образом он узнает в такой короткий срок, будет ли данная обезьяна хорошим актером, он отвечал, что все зависит от способности их ко вниманию. Если в то время, когда говорят с обезьяной или объясняют ей что либо, внимание ее легко развлекается мухой, сидящей на стене, или каким-нибудь другим пустяком, то такое животное вполне безнадежно в смысле дрессировки. Когда пытались с помощью наказания заставить невнимательную обезьяну повиноваться, она становилась норовистой, между тем как, напротив, внимательная обезьяна всегда оказывается способной к дрессировке.
Задача 19. В чем заключается специфика внимания по сравнению с другими регулятивными процессами психики.
A. Внимание не имеет своего специфического «продукта».
B. Внимание трудно исследовать экспериментально.
C. В термин «внимание» разные авторы вкладывают различное содержание.
Задача 20. Станиславский пишет «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же ещё больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создаёт крепкую связь с объектом.» Какое психическое явление подметил на сценическом опыте Станиславский?


Комментарии: 20 задач к госам с полным решением. Все подробно.

Размер файла: 58,1 Кбайт
Фаил: Microsoft Word (.docx)
-------------------
Обратите внимание, что преподаватели часто переставляют варианты и меняют исходные данные!
Если вы хотите, чтобы работа точно соответствовала, смотрите исходные данные. Если их нет, обратитесь к продавцу или к нам в тех. поддержку.
Имейте ввиду, что согласно гарантии возврата средств, мы не возвращаем деньги если вариант окажется не тот.
-------------------

   Скачать

   Добавить в корзину


        Коментариев: 0




Что бы написать комментарий, вам надо войти в аккаунт, либо зарегистрироваться.

Страницу Назад

  Cодержание / Психология / Задачи психология. 20 штук.

Вход в аккаунт:

Войти

Забыли ваш пароль?

Вы еще не зарегистрированы?

Создать новый Аккаунт


Способы оплаты:
Yandex деньги WebMoney Сбербанк или любой другой банк SMS оплата ПРИВАТ 24 qiwi PayPal Крипто-валюты

И еще более 50 способов оплаты...
Гарантии возврата денег

Как скачать и покупать?

Как скачивать и покупать в картинках

Здесь находится аттестат нашего WM идентификатора 782443000980
Проверить аттестат


Сайт помощи студентам, без посредников!